ИНТЕРВЬЮ МУАММАРА КАДДАФИ ЖЮРНАЛЬ ДЁ ДИМАНШ, 5.03.2011
    Какова ситуация на сегодняшний день?
    Вы видите… я здесь…
    Как вы видите то, что происходит в вашей стране и вашем регионе?
    Все слышали об "Аль-Каиде" и исламском Магрибе. Или о том, что в Ливии находились затаившиеся ячейки. Когда в Тунисе и Египте начались волнения, они решили воспользоваться ситуацией, и "Аль-Каида" дала этим ячейкам указание выйти из подполья. Вот что произошло. Члены этих ячеек были подняты по приказу, и они атаковали военные казармы, комиссариаты полиции с целью захватить оружие. Именно это произошло в Бенгази и в Эль-Байде, где произошли перестрелки. Погибшие были с обеих сторон. Люди погибали у комиссариата полиции или армейской казармы. Они вооружились и рассеялись по улицам. Они терроризировали население Бенгази. Сегодня люди боятся покидать свои дома. 
    Откуда прибыли люди "Аль-Каиды"?
    Лидеры этих ячеек прибыли из Ирака, Афганистана или даже Алжира. Некоторые были ранее выпущены из тюрьмы в Гуантанамо.
    Как они смогли убедить молодёжь Бенгази пойти за собой?
    Эта молодёжь не знает, ни что такое "Аль-Каида", ни её идеологии. Но люди из этих ячеек дают молодёжи галлюциногены. Главари "Аль-Каиды" каждый день приезжают, чтобы переговорить с молодёжью и дают им наркотики и деньги, приказывая затем идти поджигать комиссариаты и нападать на военные арсеналы. Сегодня эта молодёжь подсела на эти наркотики и думает, что пулемёты – это что-то вроде фейерверка. Один из этих главарей "Аль-Каиды", ранее сидевший в тюрьме Гуантанамо, назвал свой город "Эмиратом "Аль-Каиды", другим "исламским эмиратом". Они установили радиовещание, радио Джихада. До сих пор мы не принимали решения начинать наступление. А они, они терроризируют население. Если есть аэропорт, они на него нападают; если есть порт, они на него нападают; если есть нефтяное месторождение, они на него нападают с целью заставить нефтяные компании спасаться бегством.
    Вы полагаете, что всё это было спланировано?
    Да, очень хорошо спланировано. К сожалению, за рубежом всё это было представлено не так, как происходило на самом деле. Было сказано, что расстреливались мирные демонстранты… но люди "Аль-Каиды" не организовывают манифестаций! В Ливии не было манифестаций! И никто не расстреливал манифестантов! Это не имеет ничего общего с тем, что произошло в Тунисе и Египте! Здесь нет манифестаций кроме тех, которые проходят в поддержку Джамахирии. Поэтому меня по-настоящему удивляет отсутствие понимания того, что здесь происходит борьба с терроризмом. Мы все задействованы в борьбе с терроризмом. Наши службы разведки осуществляют сотрудничество. Мы во многом помогли вам в течение последних лет! Так что, почему, когда мы здесь в Ливии воюем с терроризмом, к нам не приходят на помощь в свою очередь!
    Когда вы наблюдали за тем, как за несколько недель пали режимы соседних Туниса и Египта, вас не беспокоила ваша судьба?
    Нет, отчего? Наша ситуация, действительно, совершенно иная. У нас власть принадлежит народу. У нас нет президента, который уходит в отставку, нет парламента, который можно распустить, нет выборов, которые можно фальсифицировать, нет конституции, в которую можно внести поправки. У нас не существует требований социальной справедливости, потому что здесь всё решает народ. У меня нет той власти, которая была у Бен-Али или Хосни Мубарака. Я не более чем ориентир для ливийского народа. Сегодня мы стоим лицом к лицу в "Аль-Каидой", мы стоим перед ними в одиночестве, и никто не хочет нам протянуть руку помощи…
    Однако в Бенгази главари, похоже, не относят себя к "Аль-Каиде"…
    Возможно, что в Бенгази есть юристы или образованные люди, полагающие, что они могут пропагандировать идеи "Аль-Каиды", но в конечном счёте "Аль-Каида" их бросит. Люди в "Аль-Каиде" не имеют ни понятия демократии, ни понятия общества. Они используют юристов, интеллигенцию с целью придать своим действиям оттенок надёжности, но не более.
    Вы говорите, что не собираетесь отвоёвывать потерянные позиции, но какой у вас есть на данный момент выбор?
    Военные сообщают мне, что существует возможность окружить небольшие группы, с тем чтобы они рассеялись и понемногу иссякли. Эти люди убивают народ. Они выпустили из тюрем уголовников и снабдили их оружием, грабят дома, насилуют женщин, нападают на семьи… Жители Бенгази стали звонить нам, прося разбомбить этих людей… Народ Ливии всецело находится на стороне Джамахирии…
    Какие инициативы вы предполагаете предпринять в настоящее время?
    Прежде всего, я бы хотел, чтобы комиссия по расследованию со стороны ООН или Африканского Союза приехала сюда, в Ливию. Мы позволим этой комиссии провести расследование безо всяких препятствий.
    Гуманитарные организации провели расследование, которое показало, что насчитывается 6000 погибших … Вы не согласны с это цифрой?
    (Смеётся) Я вам приведу пример. Есть деревня, население которой менее 1000 человек, включая генерального секретаря народного комитета. Они сказали, что этот президент находится в бегах за границей. В тот день он был со мной, в моём шатре! Они сказали, что в этой деревне погибло 3000 человек, на самом деле там живёт только 1000, и обстановка в этой деревне спокойная, там люди даже телевизора не смотрят. Есть другая деревня, про которую ходят слухи, что там разбомбили порт, однако, эта деревня находится посреди пустыни! Там нет моря…
    Ваши ожидания в отношении Франции?
    Франция имеет серьёзные интересы в Ливии. Мы много сотрудничали с господином Саркози в отношении многих дел и вопросов. Франция должна была бы первой послать комиссию по расследованию. Я надеюсь, что она поменяет своё мнение в отношении нас.
    Разговаривали ли вы по телефону с Николя Саркози с начала кризиса?
    Нет. Если Франция желает координировать работу комиссии по расследованию, я это поддержу. Совбез ООН принял резолюцию против Ливии … Совбез не имеет компетенции в отношении внутренних дел государства. Его вмешательство требуется в том случае, если существует противостояние между двумя государствами, но в данном случае Совбез превышает свои полномочия, основываясь на информации в СМИ или слухах. Если Совбез желает поучаствовать, он может направить комиссию по расследованию, которую, повторяю вам, я поддерживаю. А пока, его резолюция для меня лишена законной силы, во всяком случае, до тех пор, покуда серьёзная и независимая комиссия по расследованию не приедет для проверки положения дел на месте.
    Какую роль, по вашему мнению, играют американцы?
    (Улыбается) Как это возможно, что официальные американские лица делают подобные заявления, рассказывая болтовню, основанную на слухах, переданных СМИ? Когда в Ливии есть, например, 150-200 погибших, они говорят о тысячах. И среди этих жертв половина - полицейские… Пусть пришлют комиссию! Они убедятся, что люди погибли у комиссариатов или казарм во время нападения. Солдаты не стреляли в людей на улице!
    С 1969 года вы были знакомы с президентом Ричардом Никсоном и другими семью президентами Америки, последним из которых является Барак Обама … Который говорит о том, что вы должны "уйти" и покинуть страну …
    Что я покину что? Куда он хочет, чтобы я уехал? Вы признали ошибки в управлении Киренаикой? Да, в 2006 году люди в Бенгази атаковали итальянское консульство, поскольку консул Италии сделал заявления против Пророка. Люди были очень разгневаны и хотели напасть на итальянского консула. Было нападение. Вмешалась полиция и стала стрелять в толпу, чтобы избежать бойни. Были убитые. Вместо того, чтобы стрелять в воздух, использовать резиновые пули или водомёты, полиция, я это признаю, должна была бы эвакуировать итальянцев… Это дело стало причиной возникновения напряжения, да.
    В Киренаике, где вас всегда ругали, существуют требования большей автономии, федерализма...?
    Нечто подобное присутствует. До провозглашения независимости Ливии в 1951 году была провозглашена прежде независимость Киренаики, которая называлась Эмират Киренаики. Это было первое ливийское государство в течение пары лет перед полной независимостью. Король был эмиром Киренаики согласно конституции, он был королём Ливии и эмиром Киренаики. Таким образом, там есть своего рода привилегия… Это малонаселённый регион, 25% от всего населения Ливии, в которой мы вложили по существующему плану 22 миллиарда долларов. Это несколько избалованные дети Ливии.
    Чего вы ожидаете сегодня?
    Что Франция быстро возглавит комиссию по расследованию, блокирует резолюцию Совбеза ООН и остановит иностранную интервенцию в районе Бенгази.
    Какую интервенцию?
    Я знаю, что существуют полуофициальные контакты между британцами, например, или другими европейцами с деятелями из Бенгази. Мы задержали голландский вертолёт, который приземлился в Ливии безо всякого на то разрешения.
    Вы взяли пилотов в плен?
    Да, естественно.
    Если вас послушать, то всё хорошо… ничего не происходит…
    С режимом в Ливии всё в порядке. Он стабилен. Я хочу, чтобы вы меня поняли: если будут угрозы и попытки дестабилизации, дело дойдёт до смуты, до Бен Ладена, до вооружённых группировок. Вот что будет. Вы столкнётесь с иммиграцией, с тысячами людей, которые прибудут в Европу из Ливии. Больше некому будет их останавливать. Бен Ладен обоснуется в Северной Африке и оставит муллу Омара в Афганистане и Пакистане. Вы будете иметь Бен Ладена у своих ворот.
    Вы угрожаете целым рядом исламских напастей…
    Но это реальность! В Тунисе и Египте существует политический вакуум. Исламисты могут войти через эти страны. Перед вами на Средиземноморье встанет угроза исламского джихада. Они атакуют 6-ой американский флот, будут пиратствовать в 50 км от ваших границ. Люди Бен Ладена будут взымать дань на суше и на море. Вы вернётесь во времена Барбароссы, пиратов, Оттоманской империи, которые брали дань с кораблей. Настанет настоящий мировой кризис и катастрофа для всех. Эта катастрофа распространится с Пакистана до Северной Африки. Я бы этого не допустил!
    Какими серьёзными доказательствами вы обладаете в подтверждении этого сценария?
    Я знаю, благодаря нашим службам безопасности, что люди "Аль-Каиды" уже связались с Доку Умаровым, который возглавляет "джихад" в Росии. Мы знаем, что эти контакты имеют место и что обсуждается возможность приезда сюда, в Ливию, с целью оказания помощи, чтобы потом получить взаимную помощь.
    Что вы можете сказать ливийцам, которые сегодня хотят получить ответ?
    Что касется Киренаики, это ливийский регион, который захвачен военными группировками.
    Похоже, вы полагаете, что время играет на вас …
    Да, потому что народ сбит с толку всем этим … Но я хочу, чтобы вы поняли, что ситуация серьёзна для Запада и всего Средиземноморья… Как этого не видят руководители европейских стран? Риск терроризма приобретает глобальный масштаб, и это очевидно.
    Вы не считаете, что в Ливии существует риск раскола страны на две , как, например, в Кот д'Ивуаре?
    В Кот д'Ивуаре, в Судане, есть два народа, много религий, много этнических групп и множество различий. В Ливии существует единый народ. Вмешиваться подобным образом сюда - это не в интересах Запада. Американцы, русские, европейцы должны были бы нам помогать. В противном случае их предприятия будут закрыты военными формированиями, и ваше место займут китайцы и индусы…. И европейские компании могут попрощаться с Ливией. Ещё раз, я прошу их хорошо подумать.
    Демократические общества не любят режимы, которые стреляют в свой народ…
    Я никогда не стрелял в свой народ! И вы верите тому, что алжирский режим борется в течение многих лет с экстремизмом без использования силы? И вы верите тому, что когда израильтяне бомбят Газу, нет жертв среди гражданского населения в результате действий вооруженных групп? А в Афганистане и Ираке, вы не знаете, что американская армия регулярно имеет жертвы среди гражданского населения? НАТО в Афганистане никогда не не стреляет по гражданскому населению? В Ливии ни в кого не стреляли. Комиссия по расследованию это докажет. Половину погибших составляют полицейские и солдаты, вторую половину - нападавшие…Ручаюсь, что международное сообщество докажет обратное.
    Какой срок вы полагаете необходим, чтобы выйти из кризиса?
    Это зависит от ливийского народа. Как долго он будет это терпеть?
    Американцы угрожают заморозить ваш активы…
    Мои активы?
    Да, ваши и вашей семьи…
    Ручаюсь, что все увидят, что у меня есть только один динар! Это замораживание активов - это пиратство по отношению к активам Ливии. Они хотят украсть деньги Ливии и лгут, говоря, что это активы вождя! В отношении этого тоже должно быть расследование, чтобы показать, кому принадлежат эти деньги. Я же спокоен.У меня есть только этот шатёр.

 

    ИНТЕРВЬЮ ЛИДЕРА РЕВОЛЮЦИИ КАНАЛУ FRANCE24, 7.03.2011
    Халил Бешир: Добро пожаловать, представляем вашему вниманию новое интервью телеканала France24 в столице Ливии Триполи с Муаммаром Каддафи, лидером ливийской революции. Спасибо, что согласились принять нас в Триполи. Я бы хотел начать с такого вопроса: Какова ситуация на настоящий момент в Ливии?
    Муаммар Каддафи: Посмотрите на Зелёную площадь, там собралось большое количество людей. Они собрались для защиты Великой Революции 1-го сентября, огромное число людей собралось с этой целью. Но никто не знает, что происходит внутри Ливии, какие события разворачиваются. Для их освещения сюда и приезжают журналисты.
    Б.: Довольно странно, что в ваших предыдущих заявлениях вы утверждали, что зарубежные средства массовой информации, зарубежные телеканалы вмешиваются в дела Ливии. Зачем им было это нужно?
    К.: Мы не можем сказать, в чём именно они были заинтересованы, но, честно говоря, существует заговор с намерением исказить правду. Мы говорим им, что они вещают на весь мир не то, что происходит в Ливии. Имеет место манипуляция, правдой манипулируют. Посмотрите на Зелёную площадь, там многое происходит. И это нужно показать за пределами нашей страны. Чьи интересы здесь задействованы, кому нужен этот заговор? У Ливии прекрасные отношения с США, с Европейским Союзом, со странами Африки, и Ливия играет важную роль в глобальном и региональном мирном процессе. Когда в Чаде, Судане или Мали была напряжённая обстановка, мы участвовали в урегулировании там процесса.
    Б.: В 1999 году вы основали Африканский Союз. Где же сегодня африканские лидеры, в то время когда Ливия испытывает тяжёлый кризис?
    К.: У нас кризис, но африканские руководители постоянно поддерживают со мной контакт. Я говорю им, что не следует делать из мухи слона, серьёзной проблемы не существует. На самом деле, Африканский Союз послал комиссию по расследованию с целью показать, что представляемая в мире информация о Ливии ложна на 100%. Это всё сложно и странно. У нас были прекрасные отношения. В районе Средиземноморья может быть проблема с безопасностью в вопросе контроля над иммиграцией. Миллионы чернокожих африканцев могут пересечь Средиземное море и направиться в Италию и Францию, а Ливия играет важную роль в останове потока иммигрантов через Средиземное море. У нас также есть крупные нефтяные компании, французские, испанские, вдруг они забыли про свои реальные интересы.
    Я полагаю, что здесь вопрос не в империализме, но мы должны лучше проанализировать, что происходит, посмотреть на реакцию Берлускони, реакцию Испании. Образ Ливии представлялся на основе заявлений людей "Аль-Каиды", это они публиковали всю эту ложь о событиях в Ливии. Мы не верили, что эту информацию будут вещать на весь мир. Люди "Аль-Каиды" сильно преувеличили происходящее. У "Аль-Каиды" свой план. Сначала мы не обращали на всё это внимания. Я полагаю, что "Аль-Каида" пыталась воспользоваться удобным случаем в Тунисе и Египте, а сейчас наступает на Ливию. Посмотрите, что происходит, к примеру, в Бенгази.
    Б: Располагаете ли вы информацией об этих ячейках?
    К.: Эти ячейки вооружились, чтобы начать убивать полицейских, солдат. В течение 2-3 дней обе стороны несли потери, общее число их достигло 100 человек.
    Б.: А что вы скажете в отношении 6000 погибших?
    К.: Люди должны приехать сюда и удостовериться, сколько человек было убито. Пусть приезжают и проверяют, сколько было убито полицейских и военных. Погибли также гражданские лица. Людей убивали на улице, не только при нападении на полицейские участки. А миру представили совершенно необоснованную картину происходившего. В Сахаре есть деревня, в которой живёт менее тысячи человек. Передавали, что её бомбили. Секретарь Всеобщего народного конгресса, по сообщениям, погиб, но он здесь, в Триполи. Также было заявлено, что в этой деревне живёт 3000 человек - там всего одна тысяча жителей, это небольшой оазис. Поэтому я хочу сказать всем моим друзьям по всему миру - информация о мирных демонстрациях была искажена, разговоры о сотнях погибших - мир был введён в заблуждение.
    Б.: Они воспользовались ситуацией, заявив, что Каддафи не любит свободу прессы.
    К.: Нет, нет, нет. Это чувствительный вопрос ввиду нашей истории и колониализма. Мы знаем колониальные цели, когда-то здесь были итальянские колонисты. Сюда приезжали итальянские журналисты, и было сделано заключение, что мы не хотим здесь иностранных журналистов. Это было сказано американскими и израильскими журналистами. Всё это происходит при отсутствии репортёров из хороших новостных агентств. Мы открыты для иностранной прессы. Мы просим весь мир открыть глаза и рассказать, что происходит на самом деле. Раньше подавалась искажённая информация. Совет безопасности ООН принял резолюцию в отношении Ливии, но он не принял во внимание "Аль-Каиду". Мы являемся партнёрами в борьбе против терроризма. Мы пытались бороться с террористами, а теперь они воюют против нас.
    Б.: Западные страны заявляют, что "Аль-Каида" становится всё более активной в Ливии, поэтому Запад, США и ЕС и могут вмешаться в ситуацию.
    К.: Конечно, они экстремисты. В Алжире также есть вооружённые экстремисты, равно как в Ираке и Пакистане существуют радикальные исламисты. Даже израильтяне вошли в Сектор Газа с танками, чтобы воевать с такими экстремистами. Здесь происходит то же самое. У нас есть небольшие вооружённые группы, которые воюют с нами. Мы не применяли силу на начальном этапе. Происходили нападения. А теперь мир видит, в какой ужасном положении мы завязли. Совет безопасности принял резолюцию, была заявлена позиция, затем косвенно было признано совершение ошибки. Армейские подразделения Ливии должны были воевать с небольшими вооружёнными бандами "Аль-Каиды", вот что происходило.
    Б.: Франция заявила, что готова признать представительский совет восточной Ливии в Бенгази. Что вы думаете по этому поводу?
    К.: Это смешно. Вмешательство во внутренние дела страны. Если бы мы вмешались в происходящее на Корсике или Сардинии, как бы они прореагировали? Посмотрите на Бенгази. Эти вооружённые террористы в Бенгази, в том числе члены "Аль-Каиды", не имеют ясных политических требований, как это было в других североафриканских странах. "Аль-Каида" - это чистый радикальный фундаментализм. У них нет никаких связей с советом в Бенгази. Они предатели. Члены "Аль-Каиды", например, не принимают во внимание совет или конституцию.
    Б.: Некоторые диссиденты ушли в отставку, так ведь?
    К.: Некоторые работающие в посольствах люди верили тому, что им говорили, и совершили ошибку.
    Б.: Последний вопрос - мы слышали, что президент Венесуэлы Чавес предложил выступить посредником между вами и людьми в Бенгази. Что вы думаете по поводу этого предложения?
    К.: Там нет никакой проблемы. Посредничества в настоящее время нет. Мы должны избавиться от этих вооружённых банд, они предатели, которые действуют в своих интересах.
    Б.: Что вы предпримете в отношении этих людей?
    К.: Ими займётся народ. В некоторых районах. В некоторых местах население отреагировало на то, что террористы украли пулемёты, население смогло окружить и блокировать террористов. Некоторые были арестованы, люди смогли их разоружить.