Расшифровка диктофонной записи.

Местная жительница: Грубо вам скажу, пока без протокола: пока петух в жопу не клюнет… У нас в Сагре все знали, что он в федеральном розыске, что он раньше в Челябинске занимался наркодеятельностью.

Корреспондент: Красноперов, да?

Местная жительница: Да.

Корр.: С начала самого получилось, что конфликт произошел из-за этого Красноперова?

Местная жительница: В принципе да. Короче, он просто-напросто жил здесь 9 лет, все ему помогли, все поднимали, помогали этой семье всяко-разно: деньгами и продуктами. Он снимал дома, они на одной улице жили там в конце, потом переехали повыше.
Вторая местная жительница: Сначала они переехали, жили спокойно, а потом началось: вечером домой возвращаешься или ночью там бывает, а у них во дворе машин как на свадьбе ночью стоит. Я даже первое время говорила, мол, надо же, они такие нищие, у них пятеро детей, еду в магазинах под запись берут, а тут столько машин собрать на день рождения или свадьбу – как-то удивительно собрать столько машин… А утром машин нет.

Местный житель: А с ними еще Эмиль азер. У нас тут делянка - мы дрова не можем получить, нам дров не дают, а он гектарами вырубает лес, он возит – только и видно – «Газель» ходит. А приехали-то азербайджанцы! И вот когда вдоль дороги лес валить начали он там дом взял, и люди станционные говорят постоянно, что по верху машины какие-нибудь, то по низу – идут и идут. Но это же не с лесом связано. Если с лесом, то один-два человека, а так явно что-то замешано. Не поедет же из-за какого-то одного Сережи-цыгана банда головорезов сюда, просто так. Реально страшно было, пули свистели над головой, ехали убивать нас, повыскакивали с топорами, с обрезами.

Местная жительница: я сама выскочила с молотком ребятам помогать, хорошо остановили. Говорят, мол, куда ты – там пули. А там два моих сына!

Корр.: А конфликт-то с Красноперова начался?

Местная жительница: С Зубаревых началось. Его детям ножом угрожали те, кого цыган привез. И деревенские высказали, что так себя вести нельзя. Ну, он видимо посчитал, что ему угрожают, и он привез компанию свою.

Корр.: А ему реально звучали предложения, чтобы он деревню покинул?

Местная жительница: Ни слова ему никто не сказал! Мы сначала толком не поняли что это такое – у нас нет в деревни наркоманов вообще. И пошли цыгане по деревни и чужие люди, а мы ничего не знали. Вот только сегодня узнали, что год назад бабушка нашла мешок шприцов. Она никому ничего не сказала, просто вязала варежкой аккуратно и выкинула.

Корр.: Так может они сами употребляли? Красноперовы?

Местная жительница: Нет, они сами набожные такие. Им бы слово никто никакого не сказал, если бы вот так. У нас тут армяне дом купили, грузины, кришнаиты жили. Нормально все работали.

Корр.: Весь конфликт пошлел на бытовой почве между кем-то из цыган и местных жителей?

Местная жительница: Ну а то что он привез такую банду – есть версия что ему просто наркоту надо было вывести, что у него здесь база. Здесь наркоманов нет, в розницу он здесь вряд ли торговал, если только оптовики.

Местная жительница: Когда шприцы стали появляться, я спросила на станции, мол, что же это такое, а женщины говорят, что ето аяцкие (со ст.Аять) ездят. Мы тогда еще не думали, что это от наших цыган. Вот это сейчас мы все сопоставили и поняли. Пусть даже если обворовали его работники – то что ж такое поднимать.

Корр.: То есть его дом обворовали?

Местная жительница: Нет, в общем у Зубарева за 2 дня до этого обворовали дом. Украли электростанцию, электроинструмент, продукты, а телевизор остался. Взяли то, что можно быстро продать или съесть. Зубарев пошел к нему. А у цыган работников сменилось уже человек 20. И один уже забирался в магазин. А Сергей его поймал и узнал. Он ему грубо ничего не сказал, просто воспитал, сказал вернуть все. Ну а дня через четыре обворовали дом, и сразу подумали на цыганских работников. Больше некому.

Местный житель: Он работнику говорит: «Пойдем дом покажешь, где живешь». Пришли к цыганам – зашли, посмотрели и ушли, ничего не было. А тут жена вышла, верещит, начала звонить по деревне, мол, пришли с битами убивать, всю семью напугали.

Местный житель: А представляешь, если бы действительно, как она говорит, пришли три-четыре человека с битами пьяными да кто б там из них живой остался? А этот бич-работник сразу свалил куда-то. Найдите его да посмотрите – на нем ни следа нету.

Корр.: Так они все уехали?

Местный житель: За два дня все ночью вывезли до перестрелки, он заранее всю семью вывез, все вещи. Меня следователи, когда допрашивали, говорили, что цыгане в суматохе так собирались, что мелочь пооставляли. Они знали, что тут будет и быстро собирались.

Корр.: Вопрос в другом - почему азербайджанцы приехали, что их связывает?

Местный житель: Потому что из Азербайджана идет большой поток наркотиков, а торгуют ими цыгане - вот что их связывает. Азербайджане поставляют, а эти сбывают.

Местный житель: Вот если бы он пришел ко мне, сказал, мол: Сергей, вот ты ударил работника. Я даже не знал, что он сделал, что он обворовал магазин. Не было бы такой ругани. Если б нормально поговорил

Корр.: Он еще и магазин обворовал же да?

Местный житель: Да вон видишь тут даже видно еще гвозди примятые. Перелез, пару пакетов пива набрал и ушел.

Местная жительница: А он просто поговорил и сказал: «Вернешь деньги и все». Через 2 дня слышим вот эти ездят на цыганской машине, ищут железо. Они и к нам заезжали, я говорю: «Нет у нас железа», а я смотрю - ездят тихо, медленно и выглядывают. И с того края, где обворовали их выгнали. Вон женщина, которая напротив живет - их родственница. Что делают они, все равно подозрение пало на них, на их работников. Представляете что такое машина, которая вырабатывает электроэнергию? Её же надо поднять, её же надо вынести, её же в карман не положишь, её надо на машине, а была его машина, поэтому мужики и пошли выяснять, что такое в чем дело. Его не было дома, они вернулись. Жена видимо его разыскала, он берет двух бугаев и приезжает туда. Вчера вот мы писали заявление в милицию, эти все объяснения.

Местный житель: Приехал цыган, его жена и два каких-то мордоворота. Парнишка ходит по двору они ему говорят, мол, иди, позови папу, он заходит домой: «Где отец?», тот на рыбалке, они заходят: «Ты че п**дишь?!». Мордоворот нож достает: «Хочешь я тебе этот нож в голову воткну?», того затрясло, соответственно, он побежал. Потом все собрались, этому цыгану звонят, говорят: «Сережа, приезжай, поговорим, что за фигня, нормально не можешь поговорить?», а тот: «Я не хочу нормально разговаривать».

Корр.: Это то что вот говорят, что вы «стрелку забили», чтобы разобраться?

Местный житель: Самое главное, что хотели разобраться, чего он напугал ребенка. Мы пришли в полчетвертого на место встречи. 

Местная жительница: Мы милиции сообщили даже, милиция знала, что будет встреча такая, участковому позвонили, что будет стрелка

Корр.: А кто-нибудь подъезжал в это время? 

Местные: Никто не подъезжал. В интернете написано, что в пышминской милиции 15 участковых и ни одной русской фамилии! Кто сюда поедет за русскими разбираться?

Корр.: А кто получается по Сагре участковый главный?

Местный житель: Адин Гидязович.

Местная жительница: Они не по Сагре, они получается в Пышме по району. 

Местный: Я вот сколько живу в Сагре – за три года его ни разу не видел.

Местная жительница: А они за три года все поменялись, их штук 6 было, и сюда никто не приезжал, потому что всегда здесь тихо было.

Корр.: То есть получается ситуация эта в поселке не контролируется?

Местная жительница: Нет, потому что всегда у нас тут все было тихо-мирно, наркоманов тут не было. Мужики если выпили, подрались, морды побили, обнялись и пошли вместе спать. Все в таком духе.

Корр.: Ну а эти, получается, в 4 они не приехали, а приехали в 12 ночи?

Местный житель: С полчетвертого до 7 мы сидели их ждали. В 8 часу никого нет – все по домам разошлись. У нас два парнишки уехали на «Газели» в город домой. Потом звонят, говорят «Едут 15 машин и «Газель», а «Газель» до этого приезжала полная их. Мы сказали в 4 часа приезжайте, а они в 2 приехали и сразу на рынок. Ну мы вчетвером не стали даже с ними разговаривать, потому что того, кто угрожал ножом не было, и они уехали. Когда парни наши позвонили, мы по деревне начали собирать молодежь, кто есть. Говорят, подъезжают азеры на 15 машинах.

Местный житель: На переезд нас подбежало человек 10. Видим – стоит 15 машин и «Газель», оттуда как повылазили - кто с топорами, с обрезами – и выстрелы сразу.

Корр.: То есть они первые выстрелили?

Местный житель: Да и реплика такая непонятная: «Где этот, дайте нам этого со звездами». К чему это было сказано - до сих пор не можем понять.

Корр.: То есть, получается, первыми произвели они выстрелы, а потом уже со стороны сагринских пошло, да?

Местная жительница: А потом мы уже поняли, что наши начали стрелять, поскольку перестрелка пошла. 60 этих человек и вот эти 9 пацанов. А наши, когда начали стрелять, те естественно не ожидали отпора и побежали.

Корр.: А оружие получается здесь у всех просто охотничье зарегистрированное?

Местный: Да зарегистрированное охотничье.

Местная жительница: Да он стрелял-то в воздух и по колесу «Газели», они залезли в «Газель», газелиста вытащили, перегородили все, чтобы «Газель» дальше не проехала в деревню.

Корр.: Получается, захватили машину?

Местная жительница: Да и ей перегородили. Все, те побежали. Кто-то из наших бросил камень и крикнул «Граната!», те упали, потом все повскакивали и побежали, потому что сказали ментов вызвали. Те побежали, сели обратно на машины, единственные остались вот эта «Газель», 14-ая, которая не смогла уехать.

Корр.: То есть они практически сразу развернулись и уехали?

Местная жительница: Ну вот газелисту попало, у нас женщины подбежали его запинали.

Корр.: Это вот который умер?

Местная жительница: Нет, газелисту, которого выдернули, чтобы заблокировать дорогу и все. Наш дом с краю, у меня брат там был и мой муж у переезда, я вот там бегала. Стреляли минут 10 наверное. По лесу бегали наши пацаны их искали, те разбежались, даже по всем путям бегали эти все черные.

Корр.: А милиция?

Местная жительница: А милиция только через 2 часа приехала!

Корр.: А вызвали?

Местная жительница: А вызвали сразу же, как узнали, что они едут. Как начали стрелять, так садоводы все начали звонить. Там же еще по дороге мужик на «Калине» и мотоциклист попали. С сада возвращался и как раз их встретили. Их избили. Че вы, говорят, за пацаны, че вы здесь ездите. Взяли, столкнули под мотоцикл, они упали, одному шлем раскололи, ну пацаны убежали - что они могут сделать, они мелкие, им по 15-16 лет.

Местный: А мужик, который в «Калине» был с женой, говорит: такая пальба была. Он сам бывший военный, майор в отставке, говорит: такая пальба! Выстрелы там из ТТ, из «Макарова» и из обрезов, и видел, как с заднего сидения один нерусский достал помповое оружие. 

Корр.: Мужику из «Калины» тоже досталось?

Житель: Он с женой убежал, а машину всю расстреляли. 

Корр.: Получается, они просто машину оставили, а те уже, чтоб отомстить кому-то расстреляли машину?

Житель: Да, они уже пошли просто по беспределу. Если б их не встретили тут таким отпором и тут был бы беспредел. Пошли бы по всем домам и я не знаю, что бы сейчас было бы. Тут много садоводов, у всех бабушки живут, дедушки, сюда детей маленьких привозят, тут детей бегало полная улица. Сейчас тем более каникулы, дети все отдыхают.

Местная жительница: Милиция сейчас только наших держит, всех, кто там был, и Серегиного папу. А этих никого – милиция вычислила по номерам машин, кто там был, а водители говорят: «Нас наняли», якобы они таксисты,

Местный житель: Реально эта «Газель» днем по деревне ездила.

Местная жительница: Да и смешно: у тебя в машине вооруженные люди, а ты едешь просто так?

Корр.: А сейчас-то что милиция говорит?

Местная жительница: Милиция шьет ребятам 105 статью за убийство. Самое смешное, вот этот вот пострадавший, труп-то который они нашли – они нашли его около больницы, почему они думают, что это труп-то наш?!

Местный житель: И он там долгое время лежал. Через некоторое время его только там увидели.

Местная жительница: Может они его сами еще, почему на нас ответственность-то?

Местный житель: Я точно знаю, что у него нашли обойму от травматического оружия, почему об этом-то не говорят?

Корр.: Да вроде как СМИ как раз на вашей стороне.

Местный житель: Мы-то стараемся, мы действительно за свои дома переживаем, все люди старались защитить их, почему следствие вообще идет в одну сторону?

Местная жительница: С нас показания не берут, потому что им не нужны наши показания.

Местный житель: Мы не против никаких национальностей, у нас тут всякие живут. Нормально живешь – нормально живи. У меня просто складывается такое впечатление о нашей милиции, что она просто не хочет работать, такой головняк ей просто не нужен.

Местный житель: Говорят, что не на нас напали, а напали на мирных кавказцев, охотники, жители Сагры. Представляешь, если б это действительно так было, то охотники – которые всю жизнь этим занимаются всех бы положили. Там один выстрел – один человек. Охотники стреляют вообще хорошо. Там бы положили их половину вообще.

Местный житель: Ну с духом у них вообще слабовато оказалось, у азербайджанцев. Побросали все машины. Они последние трусы. 

Местный житель: Толпой-то они, почему приехали? Приехал бы один человек, два, ничего б вообще не было бы, драки бы не было. Я с этим Сергеем, цыганом, созванивался, говорю: «Ты приедь, мы соседи, ну неужели мы с тобой не договоримся».

Корр.: А что вот эта встреча, которая прошла сегодня? Там-то что говорили?

Местный житель: Мерзлякова приезжала, пообещала что у нас будет круглосуточный пост милиции.

Корр.: Ну мы только что проезжали – стоят ППСники.

Местный житель: Ну это после того, как здесь такой кипиш, а когда здесь ездили 2 машины с нерусскими, просили – никого не было.

Местный житель: Сейчас уже есть информация, что какие-то там авторитеты ищут виновных, говорят: «Мы хотим виновных наказать, мы хотим крови».

Корр.: Азербайджанцы?

Местный житель: Да, они считают, что они правы, что русские беспредельщики устроили стрельбу и не стали разговаривать с ними.

Корр.: Ну вы же понимаете, что если здесь еще случиться, что сюда такие делегации русских приедут, что национальная война начнется?

Местный житель: Они же могут приехать в любое время, приехать ночью, пешком пройти и где-нибудь раньше выйти, кто знает как они захотят сделать.

Корр.: В общем, собрание закончилось тем, что вам выставили круглосуточный пост милиции?

Местный житель: Ну да и обещали разобраться. Но надолго ли они его выставили?

Местная жительница: А еще была пышминская глава города Мамаева – ей задаешь вопрос, она вообще уходит от ответа. Она вообще никогда не отвечает на вопрос, странная женщина.

Корр.: Судя по моей практике, с нашей администрацией это так всегда бывает.

Местный житель: То есть по сути нам опять надо наедятся самим на себя.

Корр.: Боязнь-то получается никуда не деть? Вот этот страх.

Местный житель: Конечно, я опасаюсь за жену, друзья тут все.

Местная жительница: Может, сейчас они не сунутся, а через неделю сунутся.

Корр.: Просто, сколько жизнь показывает, они по-честному никогда не сводят счеты, они исподтишка только. Этой же массой примерно, мы вот в интренете сегодня смотрели, в 2006 году произошел подобный случай где-то в Рязани, т.е. по всей стране это сплошь и рядом. Ну, самый-то известный в Кодопоге, это в Карелии.

Местный житель: Эта проблема есть и правительство ее не хочет решать. Не дают русским разжигать национальную рознь, а мы и стараемся не разжигать, не мы ведь начинаем.

Местный житель: Вон у меня товарищ в городе когда был, говорит на Медном тоже самое творится. Там один азер женился на какой-то бабе, с мужем развел ее, родня вся понаехала, они закупили лесопилку, русских выживают, спаивают, захватили.

Корр.: А Медный это где? Алапаевский район?

Местный житель: Не, это недалеко от города. Они захватили, чувствуют себя хозяевами.

Корр.: Просто ситуацию описали, где-то в Алапаевском районе похожая ситуация есть.

Местный житель: Нам такая ситуация не нужна, мы ее не допустим. Тут все кто участники был – тут все мужики у которых семьи, есть работа, тут нет никого с криминальным прошлым, тут даже никто не судимый, а вот такая ситуация. Не создали же мы ее умышленно эту ситуацию.

Местный житель: Мы тихо спокойно жили здесь, занимались своими делами, здесь такая деревня – люди сюда приезжают, чтоб тихо жить, у нас очень много семей, которые стараются вообще ни с кем не общаться: кто-то коней разводит, кто-то еще что, кто-то приезжает – дети маленькие родятся, чтобы они здесь выросли нормально на свежем воздухе, экологический район, подальше от шума и города. Каждый здесь свое находит, у нас здесь вообще ничего не происходит, о чем не знает вся деревня, такого вообще здесь нет, не успеешь ничего - сделать уже знает вся деревня. Тут мало домов, ну а там дальше сады, очень много дачников.

Корр.: А вообще сколько человек живет в деревне?

Местный житель: Прописано всего около 200 человек, многие приезжают только на выходные.

Местная жительница: Ну, вот сколько мы со всей деревни смогли собрать? 10 человек из них двое подростков, которые были вообще с стороне.

Местный житель: Ну женщины еще подтянулись. Когда это все происходило, я маме звоню говорю: «Мама, иди по соседям мужиков собирай. Кто может, идите подтягивайтесь - здесь жопа», а кто тут пойдет? Тут нет никого. А эти, может еще и испугались – услышали, что сейчас милиция приедет и побежали. Или выстрелов испугались – выстрелы были нормальные.

Корр.: Ну самое главное начали стрельбу они, получается, вы как бы уже защищались.

Местный житель: Конечно. Причем там - в первых рядах были пацаны ну 25 лет, все кто агрессию проявляли – все молодые, никого серьезных я вообще там не видел, чтобы там кто-то рассудительный был.

Местный житель: Хотели бы разговаривать – по-другому бы приехали. А они явно с плохими намерениями приехали: запугать , пострелять. А тут вообще такой слух прошел что цыган тут хочет быть местным бароном, и поэтому устроил такой беспредел.

Корр.: А что тут бароном-то быть на 200 человек?

Местный житель: Ну для него может быть авторитет. А обе фамилии, которые у него и у его сестры – в «Городе без наркотиков» они проходят как наркоторговцы, эти кланы. И, говорят, он в Челябинске что-то там натворил - в розыске был. 

Местная жительница: Мы 9 лет с ним живя не знали его фамилии, мы узнали только вот у ментов.

Местный житель: Это о чем говорит? Что мы жили тут спокойно не лезли, живешь, здороваешься, а лезть никто не будет – все тихо- мирно было….