21 000 косовских сербов, желающих получить российское гражданство, передали обращение в посольство РФ в Белграде. Обращение адресовано депутатам Госдумы. На этот шаг они решились из-за опасений, что государство Сербия неспособно защитить их жизни и имущество. В последние месяцы косовские сербы буквально живут на баррикадах, возведенных после того, как военнослужащих НАТО на границе и дорогах края заменили косовские мусульмане-полицейские, а глава британского МИДа недвусмысленно заявил, что наличие сербских анклавов в Косово препятствует вступлению Сербии в ЕС.

Сегодня из двухмиллионного населения провозгласившего в 2008 году независимость Косово сербы составляют около 100 тысяч. Многие из них компактно живут на севере, в Косовской Митровице и ее окрестностях – эта область прилегает к границе с Сербией. Остальные сосредоточены в небольших анклавах, со всех сторон окруженных албанскими поселениями. Их безопасность обеспечивают международные миротворческие силы KFOR, и, в последнее время, полицейские из числа косовских албанцев.

Российское посольство в Сербии обнародовало обращение нескольких тысяч сербов с просьбой предоставить им российское гражданство. В петиции, адресованной Госдуме РФ, около 21 тысячи сербов (то есть, пятая часть населения края) просят парламент России содействовать в получении ими гражданства РФ. Число граждан, желающих получить двойное гражданство, растет изо дня в день, и кроме сербов, живущих в Косово, прошение о том, чтобы тоже стать россиянами, подписывают и переселенцы из Косово и Метохии, и жители центральной Сербии, пишет издание «О Сербии по-русски» RuSerbia.com.

«С момента прихода миротворческих сил, под «защитой» которых мы находимся, было убито более тысячи сербов. Мы полностью бесправны, нам угрожает биологическое исчезновение, мы свидетели того, что в последнее время даже в Сербии появляются партии, выступающие за признание государства Косово... В России мы видим единственное спасение», – говорит Златибор Джорджевич из Лешка, инициатор и один из подписавших прошение о российском гражданстве, бывший поверенный Демократической Партии по Косово и Метохии.

Лидер Новой Сербии Велимир Илич после встречи с делегацией сербов, желающих получить российское гражданство, заметил: «Позор для всех нас, что наш народ просит о гражданстве какой-то другой страны».

«Власть не способна договориться даже по поводу обычной декларации по Косово, а уже тем более сделать что-то серьезное. Люди из Косово говорят, что у них такое ощущение, что сейчас их больше защищает Россия, чем Сербия, и потому они решили попросить у нее гражданства», – заявил Илич.

Положение сербских анклавов в Косово стало критическим этим летом и осенью. В июле этого года контрольно-пропускные и таможенные пункты на границе Сербии и Косова были заменены: международных миротворцев из миссии К4 сменили косовские мусульмане-полицейские. «Косовары-пограничники между Сербией и Косово – это прямая гибель для населения сербских анклавов на севере региона... Для сербов сообщение с «большой» Сербией – это важнейший вопрос. Через границу идет всё – от мобильной связи до питания и медикаментов», – отметил Олег Бондаренко, замгендиректора Института международной интеграции. Кроме того, власти Косово не скрывают планов насильственного вытеснения сербов из их последних анклавов в крае. На границах поседений и на дорогах, ведущих к анклавам, сербы воздвигли баррикады из строительной техники и отказались пропускать на свои территории «законные власти» края.

Вскоре после замены военнослужащих НАТО на косовскую полицию, власти Приштины начали операцию по насильственному присоединению сербских территорий края. В середине сентября албанский полицейский спецназ захватил 2 КПП на границе автономии, но был выбит сербскими ополченцами. Тогда косовские албанцы вновь призвали на помощь НАТО. Американские и немецкие военнослужащие арестовали несколько местных жителей и отвезли их к себе на базу, однако это лишь усугубило ситуацию. Вскоре на баррикадах собралось свыше сотни сербов, которые стали забрасывать бойцов KFOR камнями, бутылками и гранатами. В ответ бойцы НАТО открыли огонь. Ранения получили семеро сербов и четверо военнослужащих KFOR. Один из КПП «миротворцев» был полностью разрушен, обстрелу подверглись вертолеты KFOR, бутылки с «Коктейлем Молотова» летели и на территорию базы KFOR в Косово.

Официальный Белград отреагировал на это так, что у косовских сербов не осталось иллюзий относительно того, что их страна сможет их защитить. Президент Сербии Борис Тадич приказал косовским сербам немедленно сложить оружие и «прекратить насилие». Сербских участников противостояния с косовскими полицейскими и силами KFOR Тадич заклеймил «мелкими хулиганами». Ход мыслей сербского президента подтолкнул в нужном направлении и министр иностранных дел Великобритании. Глава британского МИДа недвусмысленно объявил в те дни, что «наличие сербских анклавов в Косово препятствует вступлению Сербии в ЕС».

Сможет ли помочь косовским сербам Россия – в этом сомневаются как российские эксперты, так и сами сербы. Прошение о защите и гражданстве для коренных жителей «спорного» региона лидеры Сербского национального вече подавали послу Александру Конузину еще год назад, во время визита российского дипломата в Косово. Тогда представитель МИДа РФ «не продемонстрировал значительной заинтересованности», – напоминают сербские СМИ.

Российские политологи отмечают, что в РФ многие годы не могут получить гражданство русские люди, бежавшие от гражданской войны и этнических чисток в южных республиках бывшего СССР. «Учитывая политику по отношению к «совсем своим» – то есть к русским, оказавшимся за пределами России в результате распада Союза – я не преисполнен особой надежды на прием в РФ сербов Косова. С чего бы им иметь приоритет над русскими, которые бежали из зон конфликтов, годами мыкались, пытаясь получить гражданство, и до сих пор не имеют четкого правового статуса? Власти России не дали им ничего, кроме громких заявлений. Российская поддержка в таких случаях слаба и ущербна. А всё дело в том, что российское государство не имеет инструментов, чтобы отличать своих от врагов – хотя бы по этническим и культурным признакам», приводит «Свободная пресса» мнение президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова.

Если депутаты Госдумы, а вслед за ними правительство РФ поддержат инициативу сербов, это будет означать, что впредь ответственность за безопасность новоиспеченных сограждан придется нести Москве. А периодически происходящие столкновения косовских сербов с миротворцами должны будут восприниматься РФ как притеснение ее граждан и посягательство на их права. В связи с этим эксперты вспоминают пример Южной Осетии, большинство населения которой к моменту войны с Грузией в 2008 году имело российские паспорта. А одной из причин начала операции против Грузии Кремль называл тогда убийство грузинскими военными граждан РФ, напоминает «Коммерсант».

Альтернативным вариантом мог бы стать переезд сербов в Россию, как это произошло с жившими в Косово адыгами, принявшими гражданство РФ в 1998 году. Правда, тогда на «историческую родину» в Адыгею переехали лишь 180 человек. Сейчас же счет идет на десятки тысяч. Впрочем, и у такого варианта есть исторический прецедент, а точнее, традиция, восходящая к временам Петра Первого.

Законные основания для жизни в России сербы получили в 1715 году по указу Петра «об отводе земель молдавским, волошким и сербским офицерам и солдатам для поселения в Киевской и Азовской губерниях и выдаче им жалованья» – тогда им воспользовалось 157 сербов, остальные вернулись в Австро-Венгрию. Обещая наделить землей сербских офицеров, Петр призывал их привлечь в Россию и других своих соотечественников. Призыву вняли несколько сотен семей сербов и черногорцев. С участием сербских переселенцев Россия проводила политику заселения южных районов для обеспечения защиты страны от татаро-турецких нашествий и заселения малолюдных земель Малороссии, напоминает svpressa.ru. Ради этого иммигрантам предоставлялся целый ряд привилегий: сохранение чина, который они имели в австрийской армии; повышение в чин полковника, если они приведут целый полк; выдача земли на поселение и пропитание, если они переедут семьями и т.д. В результате такой политики к 1725 году сербов на русской службе было уже несколько тысяч. Идея Петра І о формировании сербского гусарского полка была подтверждена Указом Екатерины І от 1726 года, а Указом Петра ІІ от 18 мая 1727 года «сербская военная команда» была переименована в «Сербский гусарский полк».

Сербы селились, в том числе, и казачьими слободами на Дону, образуя новую пограничную линию от Усть-Самары до Бахмута, названную «Славяно-Сербией». Важнейшим результатом сербского переселения стало освоение новых территорий, а набеги крымских татар значительно сократились.
Алексей Усов