Подозреваемый немецкой прокуратурой в уголовных преступлениях бывший министр связи Леонид Рейман, фигурирующий в семейно-коррупционных скандалах министр обороны Анатолий Сердюков и собственник банка «Россия» Юрий Ковальчук организовали высокодоходный бизнес за счет ликвидации отечественного вертолетостроения.

Как сообщает «Наша Версия», на прошлой неделе на сайте госзакупок появилось извещение о том, что министерство обороны проводит конкурс на поставку 45 лёгких многоцелевых вертолётов, 15 однодвигательных и 30 с двумя двигателями. Контракт оценивается как минимум в 6 млрд рублей. Официальное начало конкурса – 19 марта. Но ходят слухи, что победитель уже определён заранее и 45 машинами дело не обойдётся, всего будет закуплено не менее 100 геликоптеров. Газета «Ведомости», ссылаясь на безымянного сотрудника Минобороны, сообщила, что для нужд российской авиации в итоге купят французские вертолёты AS350 и AS355 Ecureil. Производит их корпорация Eurocopter. Интрига же заключается в том, что Министерство обороны, до сих пор импортировавшее исключительно уникальные виды вооружений, не производящиеся в нашей стране, готовится заказать технику, аналоги которой могут быть произведены и в России.

Причина действий Анатолия Сердюкова заключается в том, что он обслуживает интересы двух миллиардеров петербургской группы Путина – Леонида Реймана и Юрия Ковальчука. Как информировал Forbes, будучи пилотом и членом президиума Федерации вертолетного спорта, Рейман начал переговоры с франко-немецкой Eurocopter о сборке легких вертолетов, а в качестве партнера привлек Ковальчука и его банк "Россия".

В частных интересах Реймана, Ковальчука и Сердюкова впервые в постсоветской истории Минобороны намерено приобрести технику, прямо конкурирующую с российскими машинами, да ещё с теми, которые предлагаются на экспорт. Что может последовать за этим шагом, сказать пока сложно, но последствия в любом случае могут нанести ощутимый урон отечественной оборонке. Известно, что в настоящее время оборонное ведомство Индии подводит итоги тендера на 197 вертолётов и осталось всего две заявки, российская и французская (наш Ка-226 и европейский AS350/355). Понятно, что если российские военные предпочтут французские винтокрылые машины, то индусы также откажутся от наших Ка-226 в пользу европейских вертолётов. В итоге российские оружейники снова потеряют деньги – в прошлом году бюджет нашей страны недосчитался примерно 7 млрд долларов из-за подобных перемен в предпочтениях бывшей клиентуры Рособоронэкспорта.

Решение Минобороны купить французскую технику вместо российской может быть вызвано тем, что отечественные вертолёты «Ансат» и Ка-226 более дорогие, нежели AS350. Ещё один российский вертолёт, который в перспективе могли приобрести наши военные, Ми-34, пока находится на стадии испытаний и к продаже не предлагается, в то время как военным срочно нужны учебные вертолёты. Тем не менее, все признают, что покупать 45, а тем паче 100 вертолётов по меньшей мере недальновидно.

Однако, Анатолий Сердюков торопится. Дело в том, что вскоре в схеме закупок военной техники могут наступить знаковые изменения. Правительство намерено лишить Минобороны большинства полномочий в сфере гособоронзаказа и адресовать исполнение этих функций специально созданной правительственной комиссии. Решение о переподчинении гособоронзаказа было вызвано несколькими скандалами, связанными с критикой российской военной техники, а также тем, что в прошлом году при выполнении гособоронзаказа Министерство обороны нанесло ущерб государству в 1 млрд рублей. К лету текущего года планируется оставить в ведении Минобороны только закупку некоторой части серийного оружия и военной техники, а также определение структуры и состава Вооружённых сил. Отсюда коррупционный контакт Реймана-Ковальчука требуется оформить как можно быстрее, успев до столь неудобной реформы.