В Ангарске Иркутской области администрация исправительной колонии без объяснения причин решила этапировать нескольких заключенных в другие учреждения пенитенциарной системы. Правозащитники считают, что это связано со случаями неповиновения и членовредительства, так как многие осужденные недовольны действиями надзирателей.

Фактически в исправительной колонии N15 в городе Ангарск происходит бунт. В понедельник несколько осужденных вскрыли вены, а еще один перерезал себе горло. А во вторник стало известно о новых случаях членовредительства, пишет газета "Новые известия".

Областное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) утверждает, что заключенные сделали это под давлением товарищей по отряду. Также во вторник администрация колонии решила без объяснения причин этапировать в другие колонии пятерых заключенных. Правозащитники связывают решение сотрудников колонии со стремлением избавиться от очевидцев случившегося.

Как и на прошлой неделе, первой о случаях членовредительства заключенных сообщила пресс-служба ГУ ФСИН по Иркутской области. В заявлении на сайте ведомства говорится, что пятеро осужденных из отряда строгих условий отбывания наказания (СУОН) нанесли себе порезы предплечий из-за "давления со стороны остальных осужденных - упреков в отказе от совершения членовредительства 18 октября и неподдержании тем самым традиций, обычаев и устоев криминальной субкультуры".

Заключенный ИК-15 Антон Немазанников, вышедший на связь с журналистами, объясняет поступок осужденных совсем другими мотивами: после бунта 18 октября колонию посетили представители ГУФСИН, а 20 и 21 октября туда приехал областной уполномоченный по правам человека Валерий Лукин (к федеральному омбудсмену Владимиру Лукину отношения не имеет). Чиновники пообещали рассмотреть все жалобы заключенных. Однако, как стало ясно на следующий день, администрация колонии менять методы работы с осужденными не захотела: так, наутро после бунта заключенных со вскрытыми венами вывели на зарядку, а в воскресенье начальник колонии Андрей Верещак, со слов адвоката одного из осужденных Натальи Казанцевой, пообещал "поставить всех на колени".

"Сейчас в колонии все по-старому", - добавил Антон Немазанников.

Он также пояснил, что те, кого решили перевезти в другие колонии, покинут ИК-15 29 октября. "Если их этапируют, они попытаются перерезать себе горло", - сказал заключенный.

Представитель интернет-проекта gulagu.net Дмитрий Пронин утверждает, что все пятеро этапируемых могли бы выступить свидетелями или потерпевшими в уголовных делах против сотрудников колонии. "Их переводят, чтобы Следственному комитету было сложнее до них добраться и они не дали показания", - заявил правозащитник.

На митинг у стен колонии съезжались со всего Прибайкалья

Массовая акция неповиновения в ИК-15 строгого режима произошла утром 18 октября, когда почти целый отряд осужденных, 51 человек, перерезал себе вены лезвиями от бритвенных станков. Осужденные сообщили своим родным и близким о том, что сделали это в знак протеста против произвола, который творится в учреждении.

В интернете пресс-служба ГУ ФСИН сообщила о том, что осужденные не хотят соблюдать режим и распорядок дня. Однако правозащитники выяснили, что осужденные в этой колонии постоянно подвергаются избиениям.

"Они уже не знали, в какие колокола звонить. И вены себе вскрыли от безысходности", - говорит мать одного из осужденных.

Видео показательного вскрытия вен в ИК-15 появилось в интернете, так что скрывать факт бунта было уже невозможно.

Тем временем осужденные объявили бессрочную голодовку до тех пор, пока не сменится руководство колонии.

"Многие осужденные из других отрядов поддержали СУОН, - продолжает мать заключенного. - К вечеру, после беседы с генералом, в ходе которой он пообещал, что над ними никто издеваться не будет, осужденные голодовку прекратили".

Сейчас родители заключенных готовят письмо в Москву с жалобой на действия надзирателей, сообщает правозащитный сайт Gulagu.net.

"Мы будем бить во все колокола, но добьемся, чтобы к нашим сыновьям относились нормально. Да, они оступились, но они уже и так отбывают наказание за это. Почему работники колонии позволяют себе издеваться над ними?" - возмущаются родственники.

Начальник колонии Андрей Верещак заверил правозащитников, что "у них в колонии все нормально и ничего не произошло". Однако прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ангарска Анатолий Воеводин подтвердил, что в ИК-15 случилось ЧП, и сейчас ведется проверка.

В воскресенье родные осужденных провели акцию протеста прямо около ворот исправительного учреждения. Некоторые участники митинга приехали из Черемхова, Саянска и даже Тайшета, расположенного в 600 километрах от Ангарска.

Около 20 человек требовали встречи с начальником. А две матери осужденных провели одиночные пикеты под лозунгами: "Прекратите издеваться над осужденными!", "Мы требуем соблюдать права наших детей!".

Сотрудники ФСИН сразу вызвали на место полицейские подразделения, экипированные металлическими щитами. Вооруженные автоматами стражи порядка в масках перекрыли подъездные дороги.

Около 13:00 к собравшимся вышел начальник колонии Андрей Верещак. Сначала он сказал, что у них в колонии все в порядке.

Тогда одна из матерей обратилась к нему с вопросом: "Почему ваши сотрудники издеваются над осужденными?" Верещак ответил, что сейчас по всем жалобам ведется проверка, и все виновные будут наказаны.

При этом в областном ГУ ФСИН уверяли, что бунтарей всего лишь 11, а их претензии сводились к нежеланию делать зарядку и убирать камеры.

Двух участниц пикетов пустили на территорию колонии. В отряд, где 18 октября случилось ЧП, они прошли в сопровождении уполномоченного по правам человека Иркутской области и сотрудников руководящего аппарата колонии.

"Бледных, исхудавших осужденных в СУОН построили в два ряда по 20 человек, - рассказали нам матери. - Весь первый ряд оголил руки, показав свои раны. Мы лично увидели, что вены резали как минимум 20 человек. При виде Верещака все в голос закричали, что он угрожал им изнасилованием".

Со слов адвоката по защите прав осужденных Натальи Казанцевой, о конфликтах заключенных с администрацией ИК-15 ей известно давно. "В августе я получила информацию о том, что в колонии избиты четыре человека. Я приехала к ним, однако меня, адвоката, не пустили. А это грубое нарушение прав осужденных", - говорит Наталья Казанцева.

По ее словам, Верещак тянул время больше трех недель, пока видимые побои у заключенных не зажили. Однако следы избиений осужденные зафиксировали, а копии соответствующих документов есть теперь и у адвоката.

"Сейчас Следственный комитет области разбирает эти факты. После случившегося в четверг, 18 октября, ЧП я вновь выехала в колонию. И меня вновь не пустили", - подытожила Наталья Казанцева.