Отток капитала из России вернулся на мартовский уровень и в мае составил $8 млрд. Таким образом, наблюдавшийся с начала 2013 года тренд к уменьшению потока выводимых денег прерван. Майское бегство могло быть вызвано движением капитала, транзитом пришедшего в Россию с кризисного Кипра. Минэкономразвития надеется, что во втором полугодии произойдет замедление. Годовой отток превысит не только прогнозы, но даже уровень прошлого года, спорят эксперты.

Чистый отток капитала из России ускорился в мае до $8 млрд с $3,5–4 млрд в апреле, передает слова заместителя министра экономического развития Андрея Клепача «Интерфакс».

Таким образом, чистый отток (разница между совокупным объемом оттока капитала за границу и притоком его в страну) вернулся на мартовский уровень: тогда Минэкономразвития оценивало его в $7,8 млрд. За I квартал 2013 года отток капитала из России составил $25,8 млрд против $33,6 млрд за тот же период прошлого года.

По итогам первых пяти месяцев текущего года совокупный отток составил более $37 млрд, что выше 30 млрд, которые Минэкономразвития прогнозировал по всему году.

Отток капитала из России в 2013 году, скорее всего, будет выше прогнозного, признал и Клепач, добавив, что тенденция все же может смениться на приток. В 2012 году отток капитала из страны составил $54 млрд.

До того как Минэкономразвития сообщило предварительные цифры по маю, отток снижался с января.

«Это давало повод денежным властям заявлять о тенденции снижения оттока капитала и даже прогнозировать его приток во второй половине года (без притока капитала невозможно было зафиксировать его низкий уровень $10–30 млрд по итогам года)», — говорится в периодическом обзоре НИУ ВШЭ и Центра развития «Комментарии о государстве и бизнесе» за 1–14 июня.

«Хочется быть оптимистичным», — объяснял в марте свой прогноз оттока в $10–15 млрд по итогам 2013 года глава Минфина Антон Силуанов. В Центробанке хоть и поддерживают прогноз Минфина по оттоку на уровне $10 млрд, но оптимизма Силуанова на разделяют.

«К сожалению, отток капитала остается очень мощным, не побоюсь этого слова. Какой-либо тенденции снижения не видно», — не разделял его оптимизм глава ЦБ Сергей Игнатьев.

Пока нет тенденции ни к улучшению, ни к ухудшению ситуации, сообщил агентству «Прайм» директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Олег Засов. Он отметил, что Минэкономразвития ожидает замедления оттока во втором полугодии.

Отток в мае ускорился до $9 млрд, а по итогам всего 2013 года может не только превысить прогнозы ЦБ и Минэкономразвития, но и показатель 2012 года в $54 млрд, приводят в обзоре свои данные эксперты Центра развития.

«Чтобы до конца года выйти на уровень оттока капитала, который считают реалистичным Минэкономразвития и Банк России ($10–30 млрд), нужно, чтобы в оставшиеся до конца года семь месяцев был зафиксирован дефицит счета текущих операций (СТО) или же чистый приток капитала такого же объема», — описывают эксперты условия, необходимые для реализации официального прогноза.

Но это маловероятно. Дефицитный СТО дольше двух месяцев подряд в России прежде ни разу не фиксировался, отмечают экономисты Центра развития.

«Поверить во второе (чистый приток до $30 млрд) не позволяет здравый смысл: все институциональные проблемы российской экономики остаются на месте, а динамика изменений в этом вопросе (если и есть), скорее носит негативный характер», — признают в Центре развития.

Для ускорения майского оттока не было видимых причин, как это было в марте (тогда проводились крупные платежи в погашение внешнего долга), говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas. «Более того, деловая активность в течение месяца была низкой: полмесяца никто не работал», — удивляется она.

«Одним из вероятных мотивов могло стать стремление увести деньги с Кипра в более безопасные юрисдикции», — отмечает Цепляева. Сначала средства заводили в Россию (что отчасти снизило апрельский отток), а потом выводили в другие юрисдикции, объяснила она возможную схему.

Инвестиционные взаимоотношения с Кипром — специфика России, отмечают в финском центре исследования развивающихся рынков (CEMAT). Согласно данным Росстата, с точки зрения накопленного капитала на конец 2011 года вторым крупнейшим получателем российских инвестиций является Кипр, уступая лишь Нидерландам, говорится в исследовании института. С другой стороны, Кипр был третьим по величине иностранным инвестором в экономику России (после Великобритании и Швейцарии) в период 2005–2011 годов.

Очевидно, что доминирование российских денег на кипрских банковских депозитах и в иностранных инвестициях из России и в Россию является свидетельством «кругооборота» денег — перевода средств за границу для того, чтобы затем вернуть некоторые или все инвестиции обратно под видом иностранных, приходят к выводу исследователи.

«Иностранные инвестиции в Россию с Кипра нельзя объяснить традиционными теориями международного движения капитала», — констатируют эксперты, резюмируя, что наиболее вероятное объяснение такого движения капитала — «отмывание» коррупционных денег.