Как стало широко известно, на фоне всеобщего возмущения приговором русским летчикам президент Медведев заявил о том что «депортацию нелегалов следует проводить постоянно».  Честно говоря, очень бы хотелось воскликнуть: «наконец то!» - не будь мы такими пессимистами… Но все же приятно услышать от президента, о так называемых трудовых мигрантах: «Разница существует. Обычные работники приезжают совсем из других мест, это всё Центральная Азия, и, к сожалению, с ними гораздо больше проблем». Очень приятно то, что глава страны в курсе ее проблем; жаль только того, что такое «прозрение» проявилось лишь после известных событий..

 

И вот, от слов президент переходит к делу: за несколько дней середины ноября 2011-го года было депортировано несколько десятков таджиков! Так называемые «правозащитники» в панике; а между тем, в одной только Москве находится не менее миллиона гастарбайтеров и более  половины из них – пребывают нелегально. И утверждает это не кто ни будь, а главный таджикский «правозащитник», действующий в Москве, Каромат Шарипов.

 

Впрочем, точные данные о числе мигрантов в РФ – являются своего рода государственной тайной, и ФМС РФ их никогда не публикует. Поэтому уже и то, что происходит – все таки лучше чем ничего, а поздно – это лучше чем никогда.. (Кстати, возникает пакостный вопрос: а почему после скандала с летчиками депортируются только нелегалы-таджики? Нет ли в этом какой либо дискриминации по национальному признаку? Как будто, российские законы писаны для всех одинаково?) 

 

Вызывает удивление и тот факт, что депортация указанного числа нелегалов, числа ничтожного в масштабах страны, подразумеваемая само собою по законам России – потребовала личной воли не менее как первого лица государства, многочисленных резолюций парламента и деятелей российской власти, значительного политического резонанса. Для того чтобы этого всего добиться, таджикам, надо сказать, пришлось тоже потрудиться, но надо отдать должное: на этот раз они превзошли сами себя.

 

Итак, происходящее – это лучше чем ничего, и очень хочется надеяться на то, чтобы «процесс пошел» и не останавливался. Правда, на то, что с Таджикистаном, через прозрачные границы с которым не только свободно проезжают трудовые и всякие мигранты, но и провозятся огромные количества всяких порошков (минералов и полезных ископаемых, да..) – Россия введет строгий визовый режим, увы, все же не приходится.

 

Но надежда умирает последней – а вдруг? Тем более что осуществить это технически – очень просто, и никаких минусов не усматривается. Тогда как плюсов, как от вообще сотрудничества с Таджикистаном, так и от миграции таджиков в частности – нет, кажется, вовсе никаких. И весьма получается нелогично: с Болгарией у нас визовый режим есть, а с Таджикистаном и так далее – его нет…

 

По случаю начавшихся депортаций (конечно же!) немедленно начались некоторые истерики насчет «прав человека на нелегальную миграцию», а спекулянты рынка недвижимости тут же заявили о подорожании квадратных метров. И если первое – ожидаемо, то второе есть именно спекуляция: составляющая заработной платы в строительстве далеко не настолько велика, как нас пытаются уверить, да и таджики работают совсем не даром. 

 

Впрочем, как бы не развивались дальнейшие события – в связи с осуждением русских летчиков уже наступили некоторые необратимые изменения. Эти изменения не имеют никакого отношения к действиям властей РФ, но они явно произошли, как говориться, «в головах».

 

Так, совершенно ясно даже бабушкам у подьездов: таджики осудили русских с целью завладения двумя дорогостоящими самолетами Ан-74. Для этого и была затеяна вся эта провокация с «незаконным пересечением», «контрабандой» и нереальным приговором. Надо же знать и понимать: «восток дело тонкое», торжество права в Средней Азии вовсе не является национальной традицией, а для и ради денег на «востоке» можно все.

 

Существует, впрочем, и версия мести русским – за осуждение какого то сановного наркобабая…

 

Но какая бы версия не была ближе к истине – умные люди (в числе которых есть коммерсанты, частные предприниматели, чиновники, путешественники и просто рядовые граждане) наверняка сделали вполне определенный, практический вывод.

 

Все оказалось очень просто и наглядно: ехать к ним (в Таджикистан, например), иметь с ними дела, даже пролетать над их территорией – можно, но это небезопасно для имущества, денег, здоровья, свободы и даже жизни. Оказывается, ничего не изменилось со времен эмиров и ханов 17-го века: купца в зиндан - и будет сидеть, пока выкуп за него не принесут... Своя рука владыка, суды и полиция есть вассалы и слуги эмира, а все остальное – пустые разговоры, «восточные хитрости».

 

И экспериментировать на собственном опыте теперь уже вряд ли кто захочет.

 

Жаль, конечно, русских летчиков и российскую компанию, в одночасье потерявшую имущество на многие миллионы долларов – но что же делать, если мы привыкли учиться, лишь наступая на повсюду лежащие грабли.

 

И остается надеяться: выводом о том, что «нам нечего делать у них» - дело не ограничится, так как по простой логике должен напрашивается и вопрос: «что они делают у нас».

 

А у нас они делают многое. В заключение автор полагает небезынтересным ознакомиться с альтернативными, но общедоступными сведениями о биографии упомянутого выше, Каромата Шарипова.. Да кстати не лишним будет вспомнить и о недавних требованиях извинений, который, по мнению авторитетных таджиков должен-де принести президент России..

 

Петр Лунин