Некоторые аналитики заявляют, что причиной нынешнего политического кризиса стали «беспрецедентная массовая фальсификация выборов 4 декабря 2011 года». Однако по моему ощущение фальсификация была не больше чем на множестве предыдущих выборов. Скорее всего фальсификации была меньше чем раньше. (Правда в отсутствии реальных результатов исследований это утверждать нельзя, мои предположения зиждутся на крохах информации, в частности на общении с людьми наблюдавшими выборы на очень ограниченных участках).

Проблема как раз в том, что наша власть не сумела устроить фальсификацию выборов в прежних масштабах. Наша власть завалила стандартную, типовую задачу! Провести выборы так, чтобы все промолчали, а у власти был нужный процент. Акелла промахнулся! Да промахнулся так, что все увидели: Наш Акелла голый! Множество народу пришло к выводу, что власть не просто не легитимна, но, что еще хуже, недееспособна. А жить под властью Голого Короля, который к тому же и промахивается, просто западло. Вот и пошло движение.

Рассмотрим вопрос подробнее

Был период, в средневековье, когда любое путное государство должно было быть монархией. В нем могли быть довольно республиканские порядки, но оно было обязано иметь какого-нибудь монарха, иначе с ним соседи не общались. Да и внутри было нестроение. Посмотрите, для примера, на Великий Новгород.

В наше время любое путное государство должно быть «демократией». Там должны быть «выборы», «разделение властей» и тд и тп. Иначе оно выходит на грань нерукоподаваемости. Конечно, с нефтяными королевствам все равно общаются, и без демократии, но это связано с очень специфической ситуацией. Подобные связи считаются в политическом обществе не совсем приличными, а государства не совсем полноценными. В случае чего и разбомбить можно. А «демократию» хрен разбомбишь! Сначала надо доказать, что она «недемократия». Это было бы полбеды, если бы касалось только международных отношений. «Демократичность власти» касается и внутренних дел.

Внутри страны власть легитимизируется тремя вещами. «Демократическими процедурам», эффективностью, и привычкой. Власть не избранная кажется большинству населения неправильной, даже монархисты хотят избрать царя (конечно это должно происходить не на каких-то там «выборах», а на соборе, и лучше его не «избрать», а «призвать», но реальная суть дела от этого не меняется). Если власть не эффективна и не справляется, большинство населения начинает думать, что такая власть ему нафиг не нужна. А с привычкой связана «пассивная легитимность», суть которой в том, что большинство граждан готовы терпеть власть, даже когда она, по его мнение, неправильно избрана и плохо работает, но это не переходит определенные границы. Все это, впрочем, работает и на международной арене.

Исходя из всего сказанного получается, что любая диктатура для надежного существования должна рядится в демократические одежды и всячески демонстрировать свою эффективность. До последнего времени нашей власти это худо бедно удавалось. У нас были выборы, суды присяжных, свобода слова и тд и тп. Но всем этим очень ловко манипулировали. Решения присяжных отменяли по нескольку раз, на выборах протаскивали своих кандидатов и тд. При этом власть своих целей добивались и делала вид, что все проблемы демократии локальны.

Проблема «победы на выборах», для подобной власти — это типовая, стандартная задача. Это нулевое условие ее стабильного сущестования. Способов, наверное, море. Главное, чтобы по результатам выборов, ключевые посты были у власти, все было в целом демократично, и всегда можно было сказать: «А что Вы хотите? Вы сами за них проголосовали, вы сами виноваты!». И не суть важно как она это делает: вбрасывает бюллетени, заставляет избирателей, или просто в наглую меняет цифры в отчетах. Главное, соблюсти ритуал.

При правильной организации дела, результат подобных выборов вообще от граждан не зависит. Наша власть, похоже, довольно часто это дело организовывала правильно. Нужный разумный процент для власти выводила сама власть. Но очень важно было соблюсти внешние атрибуты выборов. Поэтому власть призывала всех прийти на выборы, всячески обеспечивала явку и тд и тп. Именно это было важно. Чтобы побольше людей пришли, чтобы проголосовали. Внешняя легитимность выборов.

Но вот наше государство докатилось до того, что оно просрало эту задачу. Как это получилось и в чем причина не суть важно. Может действительно все деньги украли, может система развалилась, может население изменилось, а власть не среагировала. О причинах можно спорить. Но то что власть выборы просрала это факт. Она не смогла их провернуть так, чтобы все внешне было шито-крыто, чтобы масса населения поругалась, позлилась на дураков, которые голосуют за Единую Россию, и поообещало попытаться на следующий раз проголосовать умнее.

Косяки стали видны всем. Власть не умеет даже это. А случись что более серьёзное, будет вообще полный абзац. Ради чего тогда ее терпеть? Но это еще полбеды. Власть накосячила так, что стало ясно: Реальных ее сторонников намного меньше чем казалось. Ее поддержка очень слаба. В большинстве случаев это или поддержка самих людей во власти, или лизоблюдов поддерживающих любой власть или просто пассивных граждан, которые никогда не выступают ни против какой власти.

И эта поддержка, возможно, за последнее время не снизилась. Она такой малой уже много лет была. Просто наша государственная система была построена так, что может действовать и вообще без всякой поддержки граждан. У них нет никаких законных эффективных способов воздействия на власть. Результаты выборов от них не зависят. Суды провернут дело так как нужно руководству и тд и тп. Никаких рычагов у общества нет. Главное, чтобы граждане систему не начали активно ломать. И тогда она будет существовать пока не сгниет, плевать на население, срать людям на головы, грабить, убивать и всячески борзеть.

И вот сейчас стало ясно.

Систему имеет очень малую реальную поддержку.
Она не может эффективно решать даже задачи своего выживания.

После этого возник вопрос: «Нахрена нам такая власть нужна? Почему мы должны терпеть её заскоки?»

Мысль эта возникла в головах простых людей. Костяк оппозиции боролся против власти уже достаточно давно. Националисты, например, запланировали акцию протеста против нечестных выборов еще задолго до выборов. Но этот костяк был не очень велик. А после 4 декабря, в политику рванула куча людей и силы оппозиционеров выросли. Власть не сработает и тут.

Легитимность власть уже не восстановит. Рано или поздно ей придет конец.

И чем раньше это произойдет, тем лучше будет для всех. Попытки оттянуть это, или удержать нынешнюю власть, скорее всего увеличат шансы на кровопролитие и увеличат его масштаб.