Спарта стала основой для всех утопий, начиная с платоновской Атлантиды. Оттуда растут корни всех социалистических учений, и прежде всего национал-социализма.
Своим уникальным государственным строем Спарта обязана одному человеку — Ликургу. До него в греческой области Лаконика существовало обычное полисное образование, в меру демократичное и в меру — деспотичное, со всеми присущими полисной жизни дрязгами.
Ликург с юности был неординарной личностью. Его умение влиять на других людей в огромной степени способствовало успеху проведения будущих реформ. Вступление в активную политическую жизнь началось для него с трагедии, которая показала необходимость политических преобразований. Ликург был сыном царя. Во время драки граждан царь бросился разнимать драчунов и кто-то ткнул его ножом. Понятно, что если в государстве царя можно убить в уличной драке, то порядки там далеки от идеальных.
После смерти царя его место занял старший брат Ликурга, но царствовал не долго и тоже вскоре умер. Жена брата была беременна. Она предложила Ликургу избавиться от ребенка старшего брата, если он возьмет её замуж и сам станет царем. Ликург для вида согласился, но во время родов верные ему люди забрали младенца и принесли Ликургу. Ликург поднял ребенка на руки и прокричал: «Спартанцы, вот ваш царь».
Этот случай ещё больше укрепил его авторитет среди граждан. Сам Ликург стал регентом при малолетнем царевиче. Завистники стали упрекать Ликурга, что он хочет погубить ребенка и стать царём. Тогда Ликург отказался от регентства и решил покинуть Спарту до совершеннолетия царевича. Это решение подняло его авторитет до небес. Значительное количество аристократов и рядовых граждан стали считать себя сторонниками Ликурга и с нетерпением ждали его возвращения на родину.
Ликург путешествовал по Греции и оценивал политические порядки, царившие в разных полисах. Он лично познакомился с Гомером и первым записал его произведения. Наибольшее влияние на политические взгляды Ликурга оказало посещение острова Крит. Жители острова считались среди греков наиболее буйным народом. Во многом они сохранили доблесть дорийцев — северных племён, завоевавших Грецию. В городах Крита время от времени возникали т.н. общины равных — объединения граждан, которые жертвовали на общее дело своё имущество, доходы от него делили поровну, а всё своё время посвящали служению полису. Однако общины равных быстро разрушались за одно-два поколения. Ликург правильно оценил причины по которым они распадались. На Крите Ликург разработал план реформ, которые в полной мере можно назвать революционными.
После возвращения на родину, Ликург начинает агитацию среди сторонников. В первую очередь нужно было убедить аристократов, тех кто в материальном плане больше всего терял. И с этой задачей Ликург справился благодаря силе своей личности и умению влиять на людей.
Не всё шло гладко, однажды он до того разозлил своих противников, что они набросились на него с палками прямо во время народного собрания. Ликург был вынужден спасаться бегством, но один из них всё равно догнал его и выбил глаз. Сограждане были так потрясены этим случаем, что выдали парня Ликургу. Ликург оставил его в своем доме в качестве помощника и со временем тот стал его верным сторонником.
Главным фактором, подрывающим основы государства, Ликург считал стремление к роскоши. Поэтому первая реформа была экономической. Все земли государства поровну делились между гражданами. Каждый получал в пожизненное пользование имение площадью примерно15 гектар. На землях селились крепостные крестьяне — илоты. Они были свободны в своей хозяйственной деятельности, но отдавали владельцу имения часть урожая. Продавать илотов запрещалось. Гражданам запрещалось заниматься любым видом бизнеса, даже делать покупки на базаре. Для тех кто хотел торговать и заниматься ремеслом, оставалась возможность стать неполноправным гражданином — периэком. Периэки жили в отдельных городах и в них существовало местное самоуправление.
Свободно конвертируемая валюта того времени — золото изымалась из обращения. Его было запрещено даже хранить дома. Вместо этого вводились деньги, имеющие хождение только в Спарте — куски железа. Чтобы совершить крупную покупку, нужно было нанимать повозку, а если деньги копить, то в доме не оставалось места даже для кровати. Это сразу привело к тому, что производство и импорт предметов роскоши прекратились. Экономика Спарты стала производит вещи нужные в быту и оружие, зато превосходного качества. Внешняя торговля прекратилась, и иностранцам было запрещено посещать Спарту. Исчезли экономические преступления — воровство, взяточничество. Проституция пришла в упадок.
Основным занятием граждан стало военное искусство. Основой армии Спарты была тяжелая пехота — гоплиты. Бой в гоплитской фаланге был нелегким делом. Кроме физической силы и выносливости была необходима слаженность в движениях в строю и при перестроениях. Постоянные изнурительные тренировки делали армию Спарты непобедимой. Греки шутили, что спартанцы на войне отдыхают от подготовке к ней. Если гражданин не мог служить в тяжелой пехоте, он лишался гражданских прав.
Все граждане должны были посещать совместные трапезы. Еда подавалась самая простая. Особенно славилась черная похлебка. Никто кроме спартанцев есть её не мог — сразу рвало. Это было высококалорийное блюдо, которое позволяло быстро восстановиться после физических нагрузок. Рецепт спартанцы хранили в секрете и до наших дней он не дошёл. Приходить на совместные трапезы сытым и опаздывать запрещалось, провинившихся штрафовали. Трапеза объединяла примерно 20 человек, которые в фаланге стояли рядом. Нового человека могли принять за общий стол, а могли не принять, если хотя бы один из сотрапезников был против. Не принятый за общий стол не становился гражданином.
Кроме экономической составляющей важнейшей частью реформ был переход к общественному воспитанию детей. Мальчики с семи лет забирались от родителей и сводились в отряды, которые возглавляли самые сильные и ловкие сверстники. Обучение наукам не занимало много времени. Достаточно было умения читать и писать. Много внимания уделялось умению говорить коротко и ясно, т.е. лаконично.
Основное время обучения было отдано спорту и военным играм. Одежда была символической, постель тоже. Ребенок быстро привыкал к лишениям и не обращал на них внимания, его организм закалялся. Развивалась сила, ловкость и хитрость. А так же умение подчиняться приказам. В обучении не было ни скуки, ни зубрежки, один день не был похож на другой. Подрастая, юноши объединялись в особые отряды, которые выслеживали неблагонадежных илотов и тайно их убивали. В этих отрядах юные спартанцы впервые проливали чужую кровь и понимали, что им предстоит на войне.
После обучения человек становился военнообязанным, должен был отслужить 2 года, охраняя границы. Последним этапом службы была постоянная подготовка к войне и готовность в любую минуту встать в строй. Мальчик, не прошедший всех этапов воспитания, не мог стать спартанским гражданином. Девочки тоже объединялись в свои отряды и занимались спортом и играми, развивающими силу и ловкость.
Особую устойчивость реформам Ликурга придала поддержка женщин, которой он добился полностью изменив положение женщины в обществе. У греков жена была продолжением интерьера. Можно было иметь сколько угодно рабынь. Можно было посещать дорогих гетер. Жена сидела дома в женской половине, пряла свою бесконечную пряжу. На улицу выходила закутанной с головы до ног. Ликург совершил настоящую революцию в отношении женщин.
Так как мужчине полагалось погибнуть в бою и большую часть жизни проводить в походах, то полноправной хозяйкой в доме становилась женщина. Главной задачей женщины Ликург считал рождение и воспитание многочисленного и здорового потомства. Поэтому женщина освобождалась от рутинных обязанностей. Никакой пряжи, только занятия спортом и забота о своей красоте. Женщина должна была нравиться мужу и постоянно быть красивой. Причем без одежды красивей, чем в одежде. Дорогие наряды, закутывающие с головы до ног запрещались. Одежда должна была быть открытой и удобной.
Девушки и молодые женщины выступали в соревнованиях совсем без одежды. Женщины должны были проходить регулярную медкомиссию, и если замечалось что у них появился жирок или испортилась осанка, налагался значительный штраф, а пострадавшим приходилось усиливать тренировки. Часто именно девушка выбирала себе будущего мужа из числа самых смелых воинов, так как считалось, что ей лучше видно, кто будет лучшим отцом для будущих солдат.
Нравы спартанских женщин шокировали греков. Они считали их своенравными, непокорными своим мужьям и распущенными. Но такое суждение было неверным. Только в Спарте женщина чувствовала себя личностью, так как спартанское государство опиралось на постоянную готовность граждан жертвовать собой ради Родины, только женщина развитая духовно могла прививать своим детям такие взгляды. Женщина могла выступить и в народном собрании и в высшем законодательном органе — герусии. Известны случаи, когда такие выступления склоняли мнение законодателей.
Таким образом, проводя реформы, Ликург добился согласия мужчин, устранив имущественное неравенство в правящем слое, преемственности своих порядков, через общественное воспитание детей и поддержки женщин, избавив их от домашней рутины и открыв им дорогу к человеческому достоинству. Добившись всего чего хотел, Ликург под предлогом, что ему надо посоветоваться с оракулом, покинул Спарту, заставив предварительно поклясться граждан, что они не изменят порядков до его возвращения.
Ликург не вернулся в Спарту, чтобы у граждан не было повода нарушить клятву. Он убил себя и приказал свой прах развеять над морем. Так даже его труп не мог оказаться в Спарте.
Порядки, установленные Ликургом, просуществовали пятьсот лет. Спарта показала пример неслыханной устойчивости государственного устройства. Смогут ли современные люди создать что-нибудь подобное?