Сербия впервые формально предложила разделить Косово по этническому принципу – она направила в ООН письмо с просьбой обеспечить Белграду контроль над ключевыми учреждениями и структурами в тех районах новопровозглашенного государства, где сербы составляют большинство.
Документ, в котором формулируется принцип "разделения функций между сербами и албанцами", был передан руководству Организации Объединенных Наций на прошлой неделе. Вчера, 24 марта, его опубликовала белградская пресса.
"Если (ООН) хочет мира и стабильности, то нужно заключить стабильное соглашение с сербами, а не пытаться каждый день потушить пожар с помощью насилия", - заявил он белградской газете "Политика".
Многие эксперты расценили предложение господина Самарджича как шаг к разделу Косова и выразили сомнение, что оно будет приемлемо как для косовских албанцев, так и для мирового сообщества. Так и произошло. Уже вчера власти в Приштине отвергли инициативу сербского министра.
Как раз вчера албанское правительство самопровозглашённого Косова отмечало начало натовской операции против Сербии как событие, "положившее начало независимости косовских албанцев".
В комментариях в прессе по предложениям Белграда по этническому разделению Косова преобладают мнения, что, представив данный вариант, Сербия ближе, чем когда-либо прежде, подошла к открытому призыву разделить Косово - при этом на практике Белград активно стремится к подобному разделу, отмечает, например, британская газета The Guardian. Говорится, что сербское правительство Воислава Коштуницы, которое активно выступает против независимости Косова, никогда официально не призывало провести этнические границы, поскольку это бы означало отказ от претензий Сербии на контроль над всем Косово.
Но представляется, что, на самом деле, разделение Косова по этническому принципу вовсе не означает потерю Белградом контроля над этим краем. Данная мера призвана предупредить межнациональные столкновения, которые будут неизбежно возникать и усиливаться в Косове при сложившейся ситуации.
То, что в новом документе Белград признает ООН единственной властной структурой в Косово, и отказывает в легитимности как косовскому правительству, так и миссии ЕС, к которой в течение трех месяцев должны перейти полномочия ООН, тоже не означает, что Белград отказался от идеи контролировать Косово. Если Белград формально будет считаться управляющим Косово, при этом фактически не имея возможности повлиять на события, то ООН ответственность за неизбежный рост напряжённости в Косове переложит на Белград. Если же ООН официально будет управлять Косово,то ближайшие месяцы покажут, что миротворческие силы ООН бессильны что-либо сделать для урегулирования ситуации в этом крае и предложения Белграда по этническому разделению Косова были единственно возможным способом урегулировать ситуацию.
Елена Денежкина