Условно говоря, мы, действуя в рамках инициативных групп под общим названием ДПНИ, рассказали гражданам о том, что страну захватывают чужеземцы. У многих открылись глаза, и пришло понимание. И теперь настала пора создавать армию сопротивления.
Мы создали организационный первичный базис, информационный и общественный фон, достаточный для формирования общественной силы, способной к следующему этапу сопротивления. Теперь такую силу следует создать. Мы никогда ранее не уделяли достаточно внимания внутренней силе и крепости организации, на практике всерьез не вели работу по построению общенародной организации, создания такого общественного организма, который был бы способен к саморазвитию и активным действиям везде и всюду. Пора начать это делать.
В мерках старых подходов, которыми мы руководствовались в 2002-2007 гг., мы сделали все, что могли сделать обычная национальная организация, полуаморфная, состоящая из кучек инициативных активистов, и некоторой массы сторонников вокруг них, приходящих раз в год на ту или иную крупную общественную акцию. Я был оперативным руководителем все эти годы, и как никто другой знаю реальную ситуацию – что Движение достигло, а что сделать оказалось невозможно при старых понятиях и правилах «абы-как». Поверьте: старые методы исчерпаны, чтобы прорваться вперед - нужны другие, новые принципы построения и работы Движения.
Кратко сформулируем проблемы, с которыми столкнулась организация к исходу 2007 года, и пути их решения.
Факт: невозможно принять и встроить в общую работу массы новых участников.
Пример: Алексей Петров направил заявление о вступлении в Движение, получил звонок от соратников через полгода, или вообще не получил, или уровень контактов с организацией был минимальный, он не почувствовал себя участником организации.
Отрицательный результат: прекращение роста, разочарование новобранцев.
Причины: нехватка руководящих кадров и безответственность существующих.
Решение: дать возможность формировать свои отделения и становиться руководителями всем, проявившим устремления – для чего сформулировать соответствующие единые правила и принципы создания и деятельности отделений; первичные отделения формируют не назначенные руководители, а выдвинувшиеся снизу, те, кто проявил инициативу, и делом показывает, что может быть ответственным руководителем.
Факт: часть руководителей оказались неспособны к долговременной систематической работе, или имели не идейную мотивацию участия, при этом из-за круговой поруки кооптированных «руководящих лиц» изменение ситуации – часто невозможно, проявление явной безответственности руководителей.
Пример: Антон Махалин был кооптирован в руководящий орган и назначен ответственным за определенное направление. За полгода не сделал ничего, направление не работает никак. Снять с должности, вывести из руководящего органа его невозможно, он был кооптирован руководящим коллективом, и другие участники руководящего органа, из-за психологических причин (а вдруг я завтра обленюсь, и меня также? Да и вообще, хоть ничего и не делает, но все же друг мне) не готовы это санкционировать.
Отрицательный результат: постоянный саботаж многих важнейших дел и направлений работы, который ведет к остановке жизни и развития организации.
Причины: соответствующее организационного устройство, в котором затруднен контроль работы руководителей со стороны Движения, и попадание на руководящие должности случайных людей, не способных к работе вообще, или имеющих особые психологические характеристики, затрудняющие постоянную систематическую деятельность (вчера – хотел что-то делать, сегодня – передумал, завтра снова захотел, но уже – другое), или, что еще хуже, корыстных и не идейно мотивированных людей, для которых национально-освободительная борьба – лишь маска для личных устремлений.
Решение: разделение руководящего звена на законодательное, исполнительное и судебное; введение выборности в законодательные органы Движения - возможность контроля и воздействия соратников снизу за руководящим звеном, принятие важнейших решений коллегиальным законодательным органом из числа наиболее успешных региональных лидеров; отчетность исполнительных органов перед законодательными, повышение уровня дисциплины и ответственности в исполнительных органах управления, не справляешься с делом – будь добр освободить должность для более серьезного, профессионального и ответственного соратника; работа честно избранных Судов чести – чтобы любой руководитель, даже самого высшего звена, в случае предательства, измены или неблаговидных дел, мог быть привлечен соратниками к ответственности.
Факт: активная работа лишь малого числа участников Движения, незадейственность в делах 90% всех соратников. Большинство соратников Движения не принимают участия в постоянных и оперативных делах, не потому что не желают, а потому, что это просто «не предусмотрено» самой системой организации. Отсутствие у большинства чувства товарищества и братства. Структурный хаос, многие точно не знают своих задач и направлений работы, вплоть до руководителей, многие не знают ни своих подразделений, ни руководителей, и как следствие - отсутствие достаточной внутренней коммуникации.
Пример: Николай Алексеев, вступил в организацию, является специалистом в области web-дизайна, попал в какое-то крупное подразделение – но точно не знает в какое именно, он не знаком с другими участниками, за 3 месяца позвонили 2 раза неизвестные люди, приглашали на 2 уличных акции по раздаче листовок. В 1-ой он принял участие.
Отрицательный результат: разочарование в Движение конкретного участника по причине – «а зачем я там нужен вообще, я не против участия в раздачах листовок, но мой опыт и возможности оказались никому не нужны», и затем впадение бывшего соратника в состояние овоща, отход от любых дел на благо Нации и Родины, не говоря уже о том, что на самом деле его возможности были очень нужны организации.
Причины: кроме вышеописанных выше – нехватка руководящих кадров или их плохое качество, другие важные составляющие в крупных отделениях – большая численность подразделений, когда руководителю сложно разбираться с каждым участником индивидуально и рассматривать его навыки, а также банальное отсутствие информации о возможностях соратников, и ее обработки с последующими кадровыми решениями.
Решение: формирование организации не сверху, а снизу, на основе «малых групп», первичных отделений (очагов национальной самообороны), где небольшая численность (до 12 человек), природный лидер, который имеет достаточный уровень ответственности и внутренней самодисциплины, что смог создать отделение и наладить его работу. Малая группа самодостаточна в своих делах, в планировании ее деятельности и осуществлении ее – участвует весь малый коллектив, и каждый соратник ценится руководителем и востребован в ней, иначе просто группы не будет или она будет ненастоящей, недееспособной. В небольшом коллективе совместная активная деятельность через некоторое время приводит к возникновению настоящего товарищества между участниками. Структурного хаоса в малом коллективе быть не может, всем известен руководитель, да и каждому известны и все другие участники отделения, и как следствие нет никаких проблем в внутренней коммуникации.
Факт: организационная система Движения не настроена на саморазвитие, в результате самоотверженной работы малого числа активистов удается создавать минимальное и дальше поддерживать дееспособность организации, но сил на дальнейшее развитие – уже не хватает, неимоверные усилия фанатичных руководителей и простых активистов уходят на самоподдержание существуюшего.
Пример: Семен Алексеев создал отделение ДПНИ, бросил все и вся, оставил личную жизнь, все время свободное от работы уделял делам организации, самоотверженным трудом собрал в свой коллектив - 100 человек, но из-за изначальных ошибок в структуре, организации и подходах – из них занимались делами 10 человек, оповещал людей он по SMS о крупных акциях, проводил раз в полгода общее собрание, и старался все сделать сам лично, считая что никто не способен в его отделении заниматься организационными и руководящими делами, через год, 90 человек отошли от организации, они не были задействованы в делах и не понимали смысла своего пребывания в Движении, оставшиеся 10 человек во главе Семеном Алексеевым – те кто его окружали и были рядом, снова год провели на улицах, защищая русских людей, ведя пропаганду, снова пришло еще 90, снова 100 человек, и потом все снова повторяется, и так, пока эти 10 фанатиков-активистов не понимая в чем причина и сам Семен – плюнут на все через пару лет и разбредутся в разные стороны, посчитав свое дело не способным ни к какому развитию и думая, что годы потеряны зря.
Отрицательный результат: неэффективность проводимой работы, разочарование даже самый идейных людей в своей способности развивать свое дело.
Причины: изначально заложенная структурная ошибка в организации, и неумение руководителя делегировать полномочия другим соратникам, и самое главное – отсутствие в устройстве организации способностей к распространению и появлению новых ее частей, способных дублировать и множить изначальный коллектив и его дела.
Решение: после доведения организации до определенного численного и качественного уровня (как минимум 10 активистов, участвующих в делах), создании самодостаточной малой группы - общины, где основа смысл существования – взаимопомощь и саморазвитие, распространение идей национальной солидарности вокруг себя, помощь другим русским людям, последующей выработке определенных правил и принципов на опыте ее постоянной деятельности – следующим шагом должны стать инициативы словом и делом по формированию новых аналогичных общин возле первичных общины, и будущее создание на их основе общей организации на территории округа, региона. Основа в виде малых групп, общин - решает вопрос вовлеченности участников в деятельность коллектива, понятно, что любой полноценный коллектив из 10 человек при здравом подходе не испытывает и намеков на проблемы, связанные с необходимость тратить много усилий на его существование. Эти люди, учитывая небольшой состав коллектива и постоянную совместную работу и встречи, через некоторое время становятся друзьями, а друзьям нет нужды предпринимать много усилий, чтобы быть таковыми. Распространение одинаковых хорошо работающих принципов и правил построения и деятельности – дает резонанс в окружающем обществе. Появление на определенной территории все большего числа общин в итоге приведет к тому, что объединенные силы организации, имея черты государства в государстве, будут становиться все сильнее, авторитетней и влиятельней – а значит, приобретать все признаки неофициальной власти, которая будет иметь все шансы со временем стать официальной.
Факт: различное понимание целей деятельности у многих соратников, в результате, когда отсутствует продвижение к цели, присутствующей в сознании соратника – снижается мотивации
Пример: Екатерина Петрова вступила в ДПНИ, начала участвовать в акциях организации, считала, что цель ее деятельности в организации – чтобы ДПНИ пришло к власти. За 2 года этого не произошло, Екатерина разочаровалась и покинула Движение.
Отрицательный результат: потеря организацией хороших и дееспособных людей.
Причины: в условиях отсутствия малых самодостаточных коллективов, способных решать задачи на своем уровне, достигать небольших, но конкретных целей, за ближайшую цель принимается отдаленная, максимальная перспектива, которая не достижима ни всей организацией ни сегодня, ни завтра, ни малым коллективом тем более.
Решение: разделение целеполагания на различные уровни. Чтобы это стало возможным – эти уровни должны существовать. У взвода есть цель – взять высоту. У полка – завоевать плацдарм. У отдельной армии – прорвать линию фронта на большом участке. У всех армий – отразить врага и разгромив его, одержать победу в войне. В условиях общественной и политической работы – каждая задача во временном отрезке и в общем отношении к ней, отличается по мере смыслового роста цели. Взять высоту можно в течении нескольких месяцев. Одержать победу в затяжной партизанской войне – через 20 лет. Отсюда на каждом уровне должны ставиться и достигаться свои цели. Но главное – надо чтобы был тот самый взвод, который может взять высоту, полк, который может завоевать плацдарм, армия, которая прорвет фронт, и группа армий, которая одержит победу в войне. Над этим и нужно работать. Чтобы не возникало ложных целей, солдаты и командир взвода должны знать свою задачу – взять высоту, и знать, что другие взводы решают свои задачи. Таким образом на уровне первичных отделений должны быть сформулированы и доведены через совместные дела и решения до участников, какие задачи перед ними стоят, какие цели достижимы этим коллективом. Только так можно вернуть мечтательного соратника к конкретике борьбы – где он может внести свой личный вклад, и снизить стремления к фантазиям на общеглобальные темы. И так, на всех уровнях Движения – ясно и четко разделить целеполагание. Понятно также, что разъяснение и такого рода общение возможно лишь в малом коллективе, из которых вся организация и должна состоять.
координатор Московского регионального отделения ДПНИ