Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" достался Индии даром. Ни копейки, ни цента не заплатила Индия за посудину водоизмещением 44,5 тыс тонн., чуть более двадцати лет отроду. Индийские адмиралы явно ориентировались на свой удачный опыт приобретения крейсера бывшего в употреблении: в 1986 году они приобрели за бесценок у англичан авианосец в возрасте 33 лет, он и по сей день в строю, и еще послужит. А тут практически новехонький, незаезженный (раз только и был на боевой службе) крейсер. И задаром.

Единственно, что попросила Россия Индию - оплатите модернизацию корабля и купите для него, у нас же, семь десятков палубных истребителей. Всего на круг вышло 1,5 млрд долларов. Из них 700 млн – на превращение "Горшкова" в "Викрамадитью" на стапелях "Севмаша" к исходу 2008 года. Пакет контрактов был подписан в 2004 году. С российской стороны документы скрепил своей подписью Сергей Иванов.

Теперь выясняется – контракт на грани срыва. Новый гендиректор "Севмаша" Николай Калистратов утверждает, что стоимость работ по ремонту крейсера была занижена – ни много, ни мало - почти в три раза. И, видимо, в качестве классического примера, почему такое могло случиться, приводится история с кабелями. Когда подписывался контракт, считалось, что протяженность кабелей на авианосце не более 700 км. В ходе работ перемеряли – получилось 2400 км. Опять же поставщики накинули цены на шаровую краску, резиновые изделия, опалубку, гвозди и прочее, прочее. Короче – "хозяин, накинуть бы надо". Индийцы накидывать не хотят. Тем более такую несусветную сумму.

Был ли откат в случае с "Горшковым"? Если на разнице договорной и реальной цены в данном случае никто – ни с индийской, ни с российской стороны - не нагрел себе руки, тогда будем считать, что это криминальное явление на российско-индийской почве не привилось. За одним уж снимем подозрения с российских предприятий в том, что там якобы кто-то что-то может тянуть с работы. И чем тягучее долгострой, тем круче воровство. И уж, конечно, даже теоретически не будем прикидывать, как может дорожать исполнение работ за счет обязательных поощрений госчиновников, имеющих хоть какое-нибудь отношения к реализации контракта. Поверим г-ну Калистратову, который возникший казус объясняет недостатком опыта – на "Севмаше" горшковых еще в викрамадитьи действительно не переделывали.

Между тем ситуация чревата как финансовыми потерями, так и утратой деловой репутации. Речь идет о стратегическом партнере в области ВТС, о стране, которая обеспечивает портфель заказов "Рособоронэксапорта" едва ли не на треть. И уже французы предлагают свои услуги для создания авианосцев, а американцы готовы помочь с самолетами любых типов. Кроме того, головное предприятие оборонного кораблестроения России, по выражению директора "Севмаша", из-за "Горшкова" сползает финансовую яму". И, понятно, вытаскивать его из этой ямы придется за счет незапланированных бюджетных отчислений. Для чего "на место преступления" и послан знаток финансовых афер Анатолий Сердюков.

Интересно, сколько таких "мин замедленного действия" заложено и закладывается в международные контракты (а на деле – в федеральный бюджет)? "Горшков" заговорил о себе только в силу того, что сумма "недовеса" уж больно неподъемна для предприятия. Где "учет интересов" поскромнее, там подоплека сделки вообще может никогда не всплыть. Общественности в эту сферу нет ходу, поскольку – коммерческая тайна. Государственный контроль сюда тоже редко вторгается. Даже сейчас, в предвыборную пору, когда прокуратура разворошила такие муравейники как Счетная палата и наркоконтроль, невозможно представить, что в связи с тем же "Горшковым" следователи объявятся на пороге, скажем, "Рособоронэкпорта". Или того фантастичнее – кто-то спросит с Сергея Иванова, зачем он ставил подпись под, как выяснилось, непросчитанным контрактом.

Но пока за всех заплатил бывший гендиректор "Севмаша" Владимир Пастухов - в августе именно за срыв контракта его уволили.


Источник