В начале июля 2009 года в г. Алейске Алтайского края, произошло столкновение между 44 призывниками из Дагестана и их сослуживцами. Вокруг данного события, как и самой части сломано не мало копий, поэтому было бы полезно разобраться с этим вопросом не спеша и без личных эмоций.
Прежде всего, озвучим позиции сторон. Начнем с дагестанской. Вездесущая Комсомолка связалась с солдатом-дагестанцем Маратом, служившим 8 месяцев и участвовавшим в драке.- Сначала я услышал какие-то крики, подбежал - а там уже драка идет. Народу очень много было. Какой-то майор на плацу кричал: «Бейте нерусских, убивайте дагестанцев!». Нам здесь реально жизни не дают. Каждый день оскорбляют. Самое безобидное - называют обезьянами, собаками, чурками.
Прежде всего, бросается в глаза, что человек прослуживший 8 месяцев не знает своих командиров, ну да ладно, кавказский менталитет.
Националистический Рунет откликнулся на это незамедлительно:
Люди русские, просим Вас помочь нам, так как нас незаконно обвиняют в избиении военослужающих из Дагестана, пытаются на нас повесить пресловутую «русскую» статью 282 УК РФ (дел таковых насчитали уже шесть – Сибград).Сюда приехала комиссия разбирать конфликт, которая полностью состоит из нерусских.Прокуратура пригрозила, что ещё одна выходка с нашей стороны, и нас всех пересажают, рекомендовали терпеть нам. «Потому что вы русские и ваша судьба терпеть» - сказал один из прокуроров. А кавказцы и вообще пригрозили, что их братья, которые едут сюда на помощь доберутся до наших матерей, сестёр, девушек и изнасилуют их.После прочтения подобных материалов трудно не согласиться с председателем комитета солдатских матерей города Дербента Замирой Косимовой, - я не понимаю, что вообще творится в этой части. Беспредел какой-то.
Замира Косимова знает, о чем говорит, её сын также служил в этой части, а теперь по данным агентства infox, проходит обвиняемым по статье доведение до самоубийства сослуживца.
Изрядно начитавшись Интернета, было решено отправиться в Алейск и разобраться на месте самостоятельно. Прежде всего нас интересовали обстоятельства дела, а также действительно ли в отношении военнослужащих были возбуждены дела по пресловутой «русской статье».
Была ли межнациональная рознь?
Не много истории. Часть в Алейске уже не однократно становилась известной в СМИ. Так, чуть более года назад, в апреле 2008 года жители села Нижние Мулебки Сергокалинского района Дагестана провели митинг в связи со смертью односельчанина, служившего в этой части.
7 апреля 2008 г. родители военнослужащего обратились в военкомат и Комитет солдатских Матерей Дагестана. По словам дяди Магомеда Абдуллаева Исмаила Абдуллаева, племянник ранее звонил домой и просил перечислить деньги сначала 15 тысяч рублей, а потом еще пять тысяч рублей на имя другого человека. Выяснилось, что деньги были перечислены для прапорщика, служащего в этой же части, который также является уроженцем Дагестана.
Позже Магомед Абдуллаев был обнаружен повешенным в лесу. В настоящий момент по делу проходят 7 выходцев из Дагестана, им инкриминируется статья, доведение до самоубийства.
Что же касается нашего случая, то по данным «Кавказского узла», новобранцы из Дагестана в количестве 44 человек прибыли в часть в Алейске 25 июня.
Экзальтированные матери из Дагестана сразу после ЧП сообщили новые подробности. По их словам солдат, с первых же дней их стали запугивать офицеры части. «Уже на вторую ночь на пятерых из них напали в казарме. При этом остальные находились в других казармах и не могли прийти им на помощь. Видя такое дело, ребята переслали мне сообщение по факсу. В двух словах они написали о том, что офицеры части обзывают их «обезьянами» и «чурками». Более того, уже в первые дни те же офицеры заявили им: «Нормальными вы отсюда не уедете. Либо пересажаем вас всех, либо в гробах увезут»,- рассказала Зульфия Магомедова.
В принципе нормальная ситуация, наверное, у каждого уважающего себя военнослужащего-дагестанца есть факс на тумбочке.
Мы специально опросили солдат части.
Александр и Владимир, рядовые артиллерийского взвода (имена изменены).
«В тот день мы вышли из столовой и увидели, как большая толпа, вооруженная табуретами и душками от кроватей, бежит в сторону конюшни. Сами мы туда не пошли, но семеро наших, со взвода, туда побежали.
После этого было большое построение на плацу. Командир бригады выводил всех покалеченных и объявлял выговоры.
Дагестанцев били за их наглость, хамство и дерзость, которую они повсеместно проявляли.
На вопрос о межнациональной вражде, ребята ответили: «В армии нет национальностей, тут судят по поступкам».
Разговор с дежурным по КПП, сержантом (Бурятом по национальности)
«До этого была ещё одна драка, но более мелкая. И, как и во второй, конфликт начали дагестанцы, и напали они тоже первыми, причём в обоих случаях - на роту разведки. Остальные подключились уже позже. Среди тех, кто дрался с дагестанцами, были не только русские, но и буряты, тувинцы, а также несколько казахов. Поэтому 282я статья предъявлена по ошибке, когда органы во всём разберутся, это обвинение с ребят снимут».
Другие интервью были примерно аналогичного содержания. В массе своей военнослужащие не имели претензий к национальности дагестанцев, а речь шла только о реакции на их действия.
Командир взвода, лейтенант, конкретизировал ситуацию. (фамилию он назвать отказался).«Раньше дагестанцев было не много, около десяти человек. Один из них ходил в наряды, мыл полы, в общем, нёс службу как и полагается, что не нравилось его землякам. За это его соотечественники заставили согласиться отдать им тридцать тысяч рублей. На возврат всей суммы ему дали один месяц. Пострадавший (Магомед Абдуллаев) позвонил родителям, а они , в свою очередь, обратились в прокуратуру.
Через несколько дней его нашли повешенным в лесу, не далеко от части.
Несколько человек (дагестанцы) проходят по делу, им инкриминируется «доведение до самоубийства».
Лейтенант уверен, что они сами его и повесили.
В мае прибыли новые призывники из Дагестана, более сорока человек. И они стали устанавливать свои порядки в части. Другие солдаты этого сделать не дали, возник конфликт, который и привёл к драке.
Сейчас многие находятся под следствием, часть в больнице. Почти всех дагестанцев перевели в Новосибирск.
Ребята, стоявшие рядом со своим командиром, добавили, что слышали передачу об этом случае на радио. Их поразило, что оказывается, у них в части дагестанцы тушат об русских бычки и избивают. Это полная ложь, потому, что, как только они начали «качать свои права, они сразу за это получили».
Таким образом, реальная картина не очень соотносится со словами многочисленных дагестанских правозащитниц. Получается, что конфликт носил не межнациональный характер, а скорее бытовой. Когда одна группа пусть и сформированная по принципу «землячества» противопоставила себя всей остальной части.
Это подтверждают и правоохранительные органы. По словам нашего источника, первопричиной массовой драки призывников стало избиение несколькими призывниками из Дагестана своего русского сослуживца. По данному факту возбуждено два уголовных дела по ст. 335 (неуставные взаимоотношения), в отношении дагестанцев.
Что же касается 6 русских солдат обвиняемых по ст. 282 (разжигание межнациональной розни), то это по их словам не соответствует действительности.
Официально это подтвердил Сибграду и помощник военного прокурора СибВо, подполковник Юстиции Владимир Макаров. По его словам, прокурорская проверка еще не завершена, и к настоящему времени возбуждено лишь два уголовных дела в отношении выходцев из Дагестана.
Комиссия установила, что в драке участвовали не 200, а 25 военнослужащих. Легкие ушибы получили шестеро солдат — двое дагестанцев и четверо призывников из других регионов.
Связаться с Военно-следственным отделом и узнать о ходе расследования Сибграду не удалось. Сотрудник отдела, кто мог поделиться с нами ценной информацией, Павел Новиков не нашел свободного времени для общения с прессой.
Но для целей нашего повествования это уже не столь важно.
Сухой остаток.
Логично было бы предположить, что столкнувшись с такой проблемой, как формирование землячеств в военной части, повлекшее за собой массовое неповиновение военнослужащих и неуставные взаимоотношения, органы предпримут меры по разделению этой «устойчивой группы» как минимум на несколько частей. Благо Сибирь у нас большая, а место, где Родине послужить для дагестанцев всегда найдется, только вот не по 50 человек, а человек по 5, так спокойнее будет.
Как оказалось, военная прокуратура так не думает. Конечно, точных данных получить не удалось, но в общих чертах ситуация вырисовывается следующая. В ночь 9 июля военнослужащих перебросили в Новосибирск, где большая часть группы и находится в настоящее время в ожидании дальнейшего направления. При этом некоторых отправили в другие части - кого в Кемеровскую область, кого в село Топчиха Алтайского края", сообщает «Кавказский узел».
По данным приводимым Комсомолкой, в Алейской части остается около 10 - 15 дагестанцев - самых рьяных участников драки. Вероятнее всего, будет решаться вопрос о привлечении солдат к ответственности.
Тем не менее, несмотря на некоторое «раздробление» группы нужно ещё раз отметить, что основная часть группы оказалась в Новосибирске.
С руководством части, где служат дагестанцы, нам связаться пока не удалось, но можно констатировать, что проблемы будут и там. Скорее всего, опять дагестанцев будут притеснять по национальному признаку. И этому мы видим реальное подтверждение.
Не успели они освоиться на новом месте, как возник уже первый «звонок». На этот раз «разжигателями» межнациональной розни оказались выходцы из Таджикистана. Ужиная, после трудной и опасной службы в столице Сибири, в одном кафе (возле Центрального рынка) группа из нескольких человек решила проявить «галантность» по отношению к одной из посетительниц. Так как это больше походило на оскорбление, за посетительницу вступился персонал. По словам директора кафе, дагестанцы в ответ на это заявили, - «что всю Россию держат» и пошли разбираться с таджиками на улицу. По результатам разборок выяснилось, что Россию они держат все-таки не всю. Получив достойный отпор, расстроенные «джигиты» пообещали вернуться с 50 сослуживцами. Таджики их радушно пригласили, пообещав выставить 200 бойцов. Товарищеческая встреча по некоторым данным должна была состояться 18 июля, но благодаря усилиям правоохранительных органов её удалось предотвратить. Теперь, в это кафе, таджикские националисты, дагестанцев не пускают. Вот и мыкаются теперь бедные.
Похоже, из этих фактов южане выводов не сделали, так что о невероятных приключениях дагестанцев в Сибири мы еще не раз услышим.
В ситуации разбирались
Ростислав Антонов, Лев Куршин, Михаил Стасышин