- Будешь, шваль, сидеть в бассейне, пока отеки не сойдут, - сержант Али Расулов снова загнал сослуживца Дмитрия Бочкарева в ледяную воду.
Сержант долго не давал выплыть парню. Лицо Димы напоминало по цвету баклажан, а на носу и ушах ярким пятном выступали белые нитки. Такое впечатление, что они держались только на нитях.
- А швы-то хорошо получились, - поворачивая за подбородок голову сослуживца, любовался Али. - Покажись! Давай, давай.
Примерно такую картину могли бы увидеть офицеры, неожиданно нагрянув в банно-прачечный комплекс, который охраняли сержанты. И они приходили, но, не найдя Бочкарева, ничуть не настораживались. Пока Расулов ставил свои опыты на подопечном, командование, по слухам, спокойно парилось в бане. И купалось в том же бассейне.
А через несколько дней 19-летний парень скончался в муках.
ЭТОТ ХРЯЩ ЛИШНИЙ. ВЫРЕЗАЕМ!
Диму из родного Саратова отправили в воинскую часть № 06709 в Мулино Нижегородской области. Парень ехал радостно. А чего бояться - он с детства занимался боксом, всегда мог за себя постоять, да и врагов-то у него никогда не было - полгорода друзей. С невестой, с которой встречались уже три года, договорились - после возвращения из армии сразу в ЗАГС.
Три месяца строевых пролетели незаметно. Каждый вечер звонил девушке, родственникам. А однажды набрал номер и сбивчиво от радости начал объяснять. Мол, его направляют сторожить баню.
- Питаться можно нормально, спать побольше, да и работы никакой, - тараторил Дима в трубку.
|
- Димочка сказал, что есть у него хорошая возможность сделать себе условия получше, - рассказывает Анжела Демина, тетя Дмитрия Бочкарева. - Я ему запретила - как предчувствие какое-то было: «Не ищи, - говорю, - легких путей!». Но в июле Дима звонил уже оттуда: «Тетя, хорошо тут! На качельках сижу, птички поют»…
Потом оказалось, что охранять его отправили законсервированный банно-прачечный комплекс в трех километрах от части. По данным следствия, солдаты здесь не мылись. Скорее всего, это место командиры превратили в рекреационный комплекс: банька, рыбалка. Все удовольствия (родственники погибшего удивлялись, увидев на фото со следственного эксперимента даже бильярдную, - прим. авт.). А присматривать за этим чудным кусочком цивилизации отправили трех сержантов: Али Расулова, который также приехал из Саратова, Рустама Джалилова и Диму Бочкарева. Ребята, видимо, должны были охранять банный комплекс, убираться, топить к приезду гостей да червяков копать. Не служба, а праздник какой-то!
Что произошло потом, даже следователи объяснить так и не смогли. Как боксер Дима стал подопытным безропотным кроликом? То ли от безделья, то ли от скуки Али Расулов стал издеваться над сослуживцем. Он заставлял Дмитрия стоять на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, а если тот изменял положение, бил по ногам черенками от лопат, дужками кроватей. А потом... лечил. Тут надо пояснить. Папа Али - уважаемый хирург - рассчитывал, что сын пойдет по его стопам. Но Расулова-младшего сначала отчислили из медицинского, а потом еще и судили за покушение на кражу. Вот родители и отправили его в армию. Ну а сын, видимо, решил отработать мастерство. Маникюрными ножницами Али вырезал у солдата поврежденные во время избиений хрящи, потом зашивал обычными нитками. Помещал в бассейн с ледяной водой, держал в земляном погребе связанным.
10 августа Дмитрий Бочкарев в первый раз в жизни не поздравил маму с днем рождения. А 13 августа ей позвонили из части и сказали, что сын «погиб». Тело привезли в Саратов через несколько дней.
- Я его не узнала: «Вы кого, говорю, привезли?!» - со слезами вспоминает Анжела Демина. - Лицо покрылось шрамами, живого места нет! Хоронили в закрытом гробу…
В ЧАСТИ БОЧКАРЕВА ПОТЕРЯЛИ
Но родные могли и вовсе не получить тело. Расулов, когда его подопытный умер, попытался спрятать тело в котельной. По одной из версий, его он собирался сжечь, когда в следующий раз прикажут топить баню. Но сержант Джалилов, который молчал все это время, позвонил в командование части. Спрашивается, а куда все это время смотрело командование?
Проверка, как установило следствие, приезжала несколько раз. Не обнаружив на месте Дмитрия, военные спрашивали у сержантов, где солдат. И получив в ответ одну из вариаций: «спит», «работает», «где-то ходит» - успокаивались.
В итоге перед судом Расулов предстал один. Офицеры понесли только дисциплинарные наказания, а сержант Джалилов прошел как свидетель - его причастность просто не смогли доказать.
- Я не знаю, что на меня нашло, - встав в зале суда, «покаялся» Расулов. - Могу сказать, что Дмитрий раздражал меня тем, что не желал мне подчиняться.
Свою вину Али признал, но не по всем эпизодам. А вот причины своих поступков внятно объяснить так и не смог. По версии следствия, Али решил стать главным в их троице, хотя ни по званию, ни по должности старшим не был. Вдобавок к этому психиатрическая экспертиза выявила у него явные садистские наклонности.
Может быть, эта ненависть возникла на национальной почве? Но эксперты и родственники считают это маловероятным. Ведь мама и сестра, которые воспитывали Бочкарева, - родом с Северного Кавказа, выросли в Ингушетии. Так что парням бессмысленно было спорить по поводу кавказских или некавказских кровей.
- Это была просто немотивированная жестокость. В армии это - не редкость, когда молодые люди хотят показать свое превосходство, хотя все идет от стремления перевалить свои обязанности на другого, - считает адвокат тети погибшего Андрей Иванов. - Плюс безнаказанность и вопиющая халатность должностных лиц, которые проверяли несение службы. Есть устав вооруженных сил, где расписано, кто и за что отвечает, - мне все это понятно, так как я сам бывший военный прокурор. Но в ходе следствия это сведено к минимуму, якобы никто не виноват.
К уголовной ответственности командование части так и не привлекли. Двум генералам и еще нескольким офицерам влепили строгие выговоры, еще несколько человек предупредили о неполном служебном соответствии. Троих уволили с военной службы, но позже они, по слухам, смогли восстановиться в других частях.
- Офицеры его просто потеряли, - рассказал помощник судьи Нижегородского военного суда Антон Воробьев. - Бочкарев, Расулов и Джалилов должны были попеременно ходить в часть за провизией, но приходили только двое последних. А на вечерних поверках, которые проходят в части, сообщалось, что все находятся в строю. Была проведена военно-уставная экспертиза, которая выявила в действиях командира части и офицеров огромное количество нарушений устава внутренней службы. Результаты мы представили командованию Западного военного округа, но пока не получили ответ.
|
Суд признал Расулова виновным по двум статьям: «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по не-осторожности смерть» и «Незаконное лишение свободы». В колонии строгого режима он проведет, правда, всего 10 лет. Также Али обязали компенсировать тете погибшего (ее признали потерпевшей, так как мать лишена родительских прав, - прим. авт.) 118 тысяч рублей материального вреда (за погребение и услугу адвоката).
С родственниками и адвокатом Расулова корреспондентам «КП» пообщаться так и не удалось. А в военной части ответили по-военному кратко: «Должностные лица наказаны, суд уже прошел».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Точка еще не поставлена
Приговор Али Расулову в законную силу пока не вступил. Обе стороны подали апелляции в Московский апелляционный суд.
- Я считаю, что все это прежде всего из-за халатности в части. На суде мы подавали ходатайство, чтобы привлечь к ответственности восьмерых офицеров, дать правовую оценку их действиям. Нам тогда было отказано, и теперь будем стоять на своем. Хотя по-хорошему, я думаю, это дело стоило бы отправить на доследование, - говорит Анжела Демина. - А еще мы не верим в непричастность Джалилова, что все это Расулов смог сделать без его помощи. Мое мнение - что его «вывели» из дела, так как иначе все было бы гораздо сложнее.
А адвокат Расулова тем временем надеется отбиться от компенсации в 150 тысяч рублей за моральный вред. А возможно даже сменить статью УК РФ, по которой обвинялся Расулов, - перейти от «тяжкого вреда здоровью» к «средней тяжести» и таким образом уменьшить срок.
Но почему все это время, а пытки длились около двух недель, молчал боксер Дмитрий? Этот вопрос не дает покоя.
- Просто он никогда не жаловался, - вздыхает Анжела Демина. - Когда Дима учился в кадетской школе, то не раз попадал в драку, один раз даже лежал в больнице. Мы с сестрой приходим, спрашиваем: «Дима, кто тебя?!» А он всегда отвечал: «Я сам». И всегда самостоятельно решал свои проблемы.
Посмертная экспертиза установила, что на почве побоев у Дмитрия развилась психическая патология и он утратил способность к сопротивлению.