Дело об арестованных руководителях «Шереметьевского профсоюза летного состава» (ШПЛС) вице-президенте Валерии Пимошенко и исполнительном директоре Алексее Шляпникове получило новый оборот. Заключенным в «Матросскую тишину» в результате провокации со стороны руководства «Аэрофлота» пилотам два дня не давали еды и воды. При этом допросы проводились регулярно, а подследственных убеждали дать признательные показания. Якобы они вымогали деньги у «Аэрофлота».
Но что же было на самом деле?
Грандиозный план по дискриминации профсоюза летчиков
Так назвал масштабную провокацию руководства «Аэрофлота» глава общественной организации «Рабочая инициатива» Альберт Сперанский.
Конфликт между летным составом и топ-менеджерами назревал давно. Руководство компании экономило на оплате труда в ночное время, регулярно нарушало установленные государство санитарные нормы труда и отдыха летчиков гражданской авиации.
ШПЛС несколько лет вел борьбу за права сотрудников «Аэрофлота», причем руководство компании жестко прессовало и увольняло активистов.
Уволили лидера организации, Игоря Дельдюжова, за то, что он вопреки сомнительным местным указаниям выполнил министерский приказ, взял в дальний рейс Москва - Токио, как и положено по санитарным нормам, третьего пилота. С увольнением активиста Сергея Кнышова вообще получилась смешная история. Его уволили за то, что он не появился на территории аэропорта в нужный момент, так как у него был больничный лист.
Дельдюжову удалось восстановиться через суд. Кстати, в суде Краснопресненского района столицы, где летчик защищал свои права, на тот момент уже насчитывалось порядка 300(!) дел, ответчиком по которым выступал «Аэрофлот». Большинство – иски от летного состава.
Самого большого успеха ШПЛС добился в июле этого года. Мосгорсуд обязал руководство компании произвести перерасчет летному составу за работу в 2011 и 2012 годах в ночное время и во вредных условиях, выплатив работникам более одного миллиарда рублей.
Такого в отечественной практике еще не было – профсоюзы оказались сильнее директората. Но генеральный «Аэрофлота» Алексей Савельев сдаваться (и выплачивать миллиард) не собирался, а разыграл классическую «подставу» в лучших традициях плохого детектива.
10 октября в Минтруде состоялось совещание, на котором присутствовали представители Министерства, глава инспекции по труду Москвы, летный директор «Аэрофлота» Игорь Чалик, а также Шляпников и Пимошенко и Кнышов. Вопроса было два, как будет авиакомпании отдавать долг, и когда, в конце концов, будет восстановлен на рабочем месте летчик Кнышев, который был уволен незаконно?
Договорились о том, что документы Кнышова, денежная компенсация и проект коллективного договора, который так не хотело заключать руководство «Аэрофлота», передадут через банковскую ячейку. В итоге, когда профсоюзные лидеры пришли к ячейке и открыли ее, то увидели там только деньги. И никаких документов. Зато рядом внезапно оказались специально обученные люди. Они засняли все это на камеру и арестовали профсоюзных лидеров, которых руководство «Аэрофлота» тут же обвинило – в шантаже.
Хочется спросить организаторов этого мероприятия – господа, что у вас с логикой? Только что эти люди выиграли у авиакомпании суд по выплатам пилотам, тянувшийся целый год. И тут же, выйдя из зала суда, стали требовать себе какие-то «отступные»?
Вряд ли г-н Савельев добьется желаемого. Летчики сдаваться не намерены. Они будут добиваться «во-первых, освобождения наших незаконно арестованных товарищей, во-вторых, выплаты всех положенных по предписанию Гострудинспекции и суда денег, которые руководство компании «Аэрофлот» задолжало работникам авиакомпании, в-третьих, заключения полноценного коллективного договора, и, в-четвертых, устранения многочисленных нарушений российского законодательства в работе крупнейшей российской авиакомпании, влияющих, в том числе на безопасность полетов (графики работы и отдыха, отпуска)». Об этом говорится в обращении ШПЛС к руководителям российских профсоюзных организаций.
Кроме того, в настоящее время профсоюз готовит письмо на имя Президента России «с требованием увольнения руководителя, допустившего многочисленные нарушения российских законов и поощряющего своих подчиненных нарушать законы». Думаю, это письмо будет посильнее всей той «чернухи», которую соратники Савельева вылили на летчиков, осмелившихся встать на защиту своих интересов.