Иудейский восьмисвечник - менора, в этом году вновь будет установлен на площади Революции в Москве по случаю Хануки - Праздника Освящения, или Праздника огней.
Как сообщили во вторник ИТАР-ТАСС в пресс-службе Федерации еврейских общин России, с 27 ноября по 5 декабря в ханукальной меноре будут торжественно зажигать по одной свече.
В столичных синагогах в эти дни совершаются праздничные богослужения. Традиция устанавливать специальную менору на площади Революции в Москве только зарождается: впервые это было сделано в прошлом году. Ранее менору устанавливали на Манежной площади.
Восьмидневный праздник Ханука был включен в еврейский календарь в 165 году до н.э., когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском Храме, захваченном и отобранном у иудеев в 170 году до н.э. греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Это первый праздник, который носит чисто исторический характер и не был установлен в Пятикнижии.
Завоевав Иудею, Антиох начал активно проводить политику насильственной эллинизации и ассимиляции евреев с другими народами: им было запрещено делать обрезание, соблюдать Субботу и изучать Тору. Народ, защищая свои традиции и духовное наследие, поднял восстание, которое возглавил священник (коэн) Маттафия из рода Асмонеев и его сыновья (Первая книга Маккавеев, 1; 2). 25 числа месяца Кислев (164 год до н.э.) одержавшее победу войско поднялось на Храмовую гору чтобы очистить и освятить Храм, но в нем нашелся лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом для храмового светильника, количество которого могло хватить только на один день. Однако светильник горел ровно восемь дней - столько, сколько было необходимо для того, чтобы изготовить новое масло и отметить Суккот, своевременное празднование которого было невозможно из-за осквернения Храма и продолжавшихся военных действий (Талмуд: Шабат, 21а). В память об этих событиях и был установлен праздник Ханука.
В течение восьми дней праздника в синагогах читается молитва "Алель" (хваление), а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник - ханукию, или ханукальную менору. Ханукию устанавливают на видном месте и в первую ночь зажигают одну свечу, во вторую - две свечи и т.д. В эти дни обычно едят пищу, жареную в масле, в основном латкес - картофельные оладьи и молочные блюда. Праздник особенно любят дети, которые в эти дни получают от взрослых подарки - хануке гелт, и играют в традиционную игру дрейдл или свивон - тип волчка (в древности под этой забавой скрывали обучение детей еврейскому алфавиту, что было запрещено греко-сирийскими завоевателями).
Как сообщили во вторник ИТАР-ТАСС в пресс-службе Федерации еврейских общин России, с 27 ноября по 5 декабря в ханукальной меноре будут торжественно зажигать по одной свече.
В столичных синагогах в эти дни совершаются праздничные богослужения. Традиция устанавливать специальную менору на площади Революции в Москве только зарождается: впервые это было сделано в прошлом году. Ранее менору устанавливали на Манежной площади.
Восьмидневный праздник Ханука был включен в еврейский календарь в 165 году до н.э., когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском Храме, захваченном и отобранном у иудеев в 170 году до н.э. греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Это первый праздник, который носит чисто исторический характер и не был установлен в Пятикнижии.
Завоевав Иудею, Антиох начал активно проводить политику насильственной эллинизации и ассимиляции евреев с другими народами: им было запрещено делать обрезание, соблюдать Субботу и изучать Тору. Народ, защищая свои традиции и духовное наследие, поднял восстание, которое возглавил священник (коэн) Маттафия из рода Асмонеев и его сыновья (Первая книга Маккавеев, 1; 2). 25 числа месяца Кислев (164 год до н.э.) одержавшее победу войско поднялось на Храмовую гору чтобы очистить и освятить Храм, но в нем нашелся лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом для храмового светильника, количество которого могло хватить только на один день. Однако светильник горел ровно восемь дней - столько, сколько было необходимо для того, чтобы изготовить новое масло и отметить Суккот, своевременное празднование которого было невозможно из-за осквернения Храма и продолжавшихся военных действий (Талмуд: Шабат, 21а). В память об этих событиях и был установлен праздник Ханука.
В течение восьми дней праздника в синагогах читается молитва "Алель" (хваление), а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник - ханукию, или ханукальную менору. Ханукию устанавливают на видном месте и в первую ночь зажигают одну свечу, во вторую - две свечи и т.д. В эти дни обычно едят пищу, жареную в масле, в основном латкес - картофельные оладьи и молочные блюда. Праздник особенно любят дети, которые в эти дни получают от взрослых подарки - хануке гелт, и играют в традиционную игру дрейдл или свивон - тип волчка (в древности под этой забавой скрывали обучение детей еврейскому алфавиту, что было запрещено греко-сирийскими завоевателями).