Теперь уже в общем ясно, что Янукович стал заложником Путина. Именно Путин настаивает на силовом сценарии. И орудуют в Киеве действительно наши в большом количестве. Для Путина Киев - это предмостное укрепления и одновременно полигон для испытания методик борьбы с оранжевыми революциями. Следовательно, в развитии событий со стороны правительства следует искать не столько украинскую, сколько московскую логику. Попытаемся ее проследить.
В самых общих чертах: в голове среднего россиянина вообще, а кагебешника тем более, власть никогда не воспринималась как результат общественного договора. А только- как нечто, само по себе существующее и освящающее само себя. Власть существует независимо от общества и стоит над ним. Вопроса легитимности власти для этого сознания не существует, власть легитимна по факту своего существования. По сути, это модернистское издание старой реакционной теории "власти по Божественному праву", которая была противопоставлена европейскими монархами революционной теории "народного суверенитета". То, что формальная легитимизация через наследование и миропомазание заменена легитимизацией через столь же формальные выборы, роли не играет. Они-то знают, что выборы точно так же не являются источником (ИХ) власти, как акт миропомазания.
И наконец, самое интересное. Дано: большое количество представителей среднего класса, настроенных на мирный и ненасильственный протест, и кучка отморозков-экстремистов, настроенных на драку. Каковы перспективы успеха жестких силовых действий со стороны власти? С точки зрения кагебешника (и опираясь на российский опыт) - беспроигрышные. Вариант 1 - все резбегаются и в ужасе прячутся по норкам, а общество понимает, что вот наконец пришла Настоящая Власть, которая шутить не любит. Вариант 2 - отморозки начинают драться с милицией и кидать коктейли Молотова. Еще лучше. Это легитимизирует насилие власти и вызывает в обществе (т.е. у среднего класса) запрос на "твердую руку". "Что угодно, но только уберите с улиц этих гопников с их коктейлями Молотова и горящими шинами!"
Именно исходя из ТАКОЙ картины, Януковича подталкивали к действиям, которые он в конце концов и совершил.
Но оказалось, что в украинских условиях насилие, наборот, пошло на пользу оппозиции. Янукович разорвал общественный договор. Произошел обвал легитимности власти: из какого-никакого, но законно избранного президента Янук превратился в глазах украинцев в диктатора. Насилие власти вызывает не страх, а возмущение; ответное насилие - желание подражать и присоединяться. И чем дальше раскручивается спираль насилия, тем более нетерпимой становится власть для украинцев. В конечном итоге даже в глазах людей, "равноудаленных" от власти и оппозиции, насилие должно дискредитировать власть гораздо больше, чем оппозицию: власть ответственна, оппозиция - нет; если дело оппозиции по определению - бороться за власть, до дело власти - поддерживать правопорядок. А власть, которая не только поддержать правопорядок не может, но и позволяет своим агентам творить откровенный беспредел - властью не является, а является бандой, которую следует как можно скорее отстранить от властных рычагов.
ТАКОЙ реакции украинцев в Кремле, понятное дело, просчитать не могли.
Павел Ш.