Ровно неделю назад Интернет взорвался: на сайте независимого медиацентра "Индимедиа", имеющего явную принадлежность к общественному движению антифа, появилась информация о том, что в Иркутске несколько наци-скинхедов затоптали насмерть своими тяжелыми ботинками-гадами 16-летнюю девушку. Новость немедленно разошлась по сайтам антифа и интернет-дневникам множества простых людей. Огромное количество народа, как в России, так и за рубежом, скорбели о смерти иркутской девочки и выражали свою неистовую ненависть к скинам всех мастей. И всю неделю иркутские журналисты пытались найти в городе свидетелей детально описанного происшествия, получить комментарии в силовых структурах и узнать, кто была эта девочка и за что ее убили. Корреспонденты "СМ Номер один" провели собственное расследование.

 

 

 
Реальная фотография не гарантирует достоверность информации. Тем более что людей с такой фамилией в Иркутске вообще нет.
 
 
В Европе фото Ольги, "убитой в Иркутске", развесили, что называется, на всех столбах.
 

 

О смерти иркутянки скорбели даже в Берлине

Исходная информация, размещенная на сайтах, была такова. В среду, 8 октября, около десяти часов вечера в районе Синюшиной Горы к 16-летней Ольге Рукосыле подошли несколько молодых людей, одетых по наци-скинхед-моде. После непродолжительного диалога, в ходе которого она что-то резко им сказала, ее сбили с ног и в течение нескольких минут избивали ногами. Прохожие, до этого никак не проявлявшие активной жизненной позиции, все же вызвали скорую. Девушку отвезли в больницу, но в ту же ночь она скончалась.

Знакомые погибшей настаивают, что Ольга не принадлежала к каким-либо молодежным общественно-политическим движениям, но одевалась как панк и носила в ботинках красные шнурки. Поскольку красные шнурки являются символом принадлежности к антифа-субкультуре, а неформальный внешний вид нередко вызывает агрессию со стороны нацистов, скорее всего, это и послужило причиной нападения.

"Первыми подозреваемыми в убийстве Ольги стали иркутские неонацисты Бумер и Деф. Оба они проходят в качестве обвиняемых по делу о нападении на экологический лагерь в Ангарске в июле 2007 года. Бумер широко известен своей крайней неадекватностью и агрессивностью, а также сотрудничеством с милицией", - сообщается на сайте ru.indymedia.org.

Уже сама информация вызывала несколько принципиальных вопросов. Во-первых, новость была опубликована только неделю спустя, 16 октября, без ссылки на источники и указания автора. Во-вторых, ни на одном интернет-ресурсе не появлялось никаких подробностей или просто другой редакции сообщения - везде цитировался изначальный источник. И, наконец, в самом Иркутске, где криминальная журналистика развита более чем хорошо, о происшествии не было известно ни одному изданию, ни одному телеканалу.

Тем не менее активисты антифа, которые и поддерживают на своих ресурсах информацию об убийстве девочки, во многих городах, включая Москву и Берлин, уже провели акции памяти, посвященные гибели Ольги Рукосылы и, в отличие от нее, вполне реально существовавшего Федора Филатова, погибшего от множественных ножевых ранений 10 октября в Москве. Однако найти следы Ольги Рукосылы в Иркутске не удалось.

Убили за красные шнурки?

Встретиться представители иркутского антифа-движения согласились только при выполнении двух условий: на нейтральной территории и без упоминания в прессе каких-либо имен. В квартире одного из общих знакомых сидел высокий молодой парень. Синие джинсы, клетчатая рубашка-безрукавка, cтрижка "ежик" и несколько шрамов на лице и голове. В общем, если и есть упомянутая наци-скинхед-мода, то представляется сложным визуально отличить наци от антифа. Он представился Владимиром.

Об убийстве Ольги он знал немногим больше, чем сообщалось в Интернете. Она стояла на остановке "Синюшина Гора" с подругой. К ней подошли несколько молодых парней-бонов (бонами называют наци-скинхедов, это сокращение от презрительного английского bonehead - костеголовый, тупой. - Прим. авт.) Спросили ее, почему у нее красные шнурки.

- Красные шнурки обозначают принадлежность к антифа?

- Красные шнурки ничего не обозначают. Изначально скины носили вместо шнурков парашютные стропы - они очень прочные. А стропы могли быть любого цвета - красные, желтые, белые. Потом этому придали определенное идеологическое значение. Прямая шнуровка белых шнурков стала обозначать, что их владелец - за превосходство белой расы. Соответственно, красные стали означать blood and honor - кровь и честь. Отсюда и пошло гулять мнение, что красные шнурки обозначают, что наци пролил в драке кровь кого-то из "грязных" рас. Но в последнее время считается, что с красными шнурками ходят ред-скины (от английского red - красный. - Прим. авт.)

- Кто такие ред-скинс?

- Понимаешь, нет такого единого идеологического понятия, как скинхед. Это скорее мода, одежда, внешний вид. Есть наци-скинхеды - это нацики, фаши, боны, зигуны, то есть неонацисты. Есть реды. К ним относятся шарпы и раши - производные от аббревиатур RASH /Red and Anarchist Skinheads - "Скинхеды против нацизма и власти капитала"/ и SHARP /SkinHeads Against Racial Prejudice - "Скинхеды против расовых предрассудков"/. Раши - это наци наоборот, анархоскины, объединения русской рабочей молодежи, у которых в логотипе или серп с молотом, или буква А в букве О (А в молодежной символике обычно обозначает принадлежность к анархистским течениям. - Прим. авт.). А шарпы - это антинацики, боевая основа антифа. Так что из-за красных шнурков девочку вполне могли принять за антифа.

 - А она принадлежала к антифа?

- Нет, она или сама была панкушка, или просто тусовалась с панками. Мы и узнали о произошедшем от панков. Тусовки постоянно пересекаются, многие в антифа приходят из панков - кого замучили постоянные наезды нациков. Я знаю, что первой нашим об этом рассказала ее подруга.

- А что-нибудь конкретно об убитой известно - где она училась, с кем дружила, где конкретно произошло убийство?

- Нет.

- Упоминаются два конкретных человека - Дэф и Бумер. Про них вам что-нибудь известно?

- Да, это реальные нацики. Им по 18-20 лет. Дэфана полтора месяца назад освободили из-под следствия за нападение на лагерь экологов. Бумер вообще легендарный тип. Состоит на учете в ПНД. Прозвище свое получил за то, что бегает быстро. Мы его столько раз гоняли, никому не удалось его догнать. Но он не скин за расовую чистоту, а конкретно против антифа.

- Если вся история с убийством правда, то что могло спровоцировать иркутских наци на подобную немотивированную агрессию? Неужели красные шнурки?

- Иркутские боны (скинхеды. - Прим. ред.) давно о себе не заявляли. Они сейчас находятся в полузабытом, почти смешном положении. Последний раз антифа их просто вынесла на футбольном матче "Торпедо" - "Звезда" в мае этого года. Тогда двадцать человек бонов напали на троих антифа. Хорошо, что рядом были свои, поэтому куча-мала получилась примерно равная. Причем у них были ножи и арматура, а у нас только пивные бутылки. Тогда нациков так хорошо отбуцкали, что несколько человек осталось лежать на асфальте. Им нужна была какая-то публичная акция.

- Сколько человек принадлежат к наци-движению в Иркутске?

- Я не могу тебе озвучить цифру, но реально можно сказать, что антифа в городе сегодня в три раза больше.

- Почему же про убийство никто ничего не знает в деталях, ведь есть только одна информация с одного сайта, которая везде тиражируется?

- Когда мы пытались разбираться, нам сказали в милиции: "Ребята, не лезьте в это дело, вам никто ничего не скажет. У погибшей девочки отец - полковник милиции. Поэтому, скорее всего, дело замнут по-тихому, а потом отморозков просто закопают в землю. Возможно, живьем".

Милиция никаких следов Оли так и не нашла

В том, что в нашем городе произошло убийство юной Оли Рукосылы, иркутские милиционеры очень сомневаются. В пресс-службе ГУВД утверждают, что имя девочки, равно как и поднятие тела школьницы, не фигурировало в октябрьских сводках. Дежурный синюшкинского отделения милиции № 2, работавший 8 октября, не припомнил подобного случая, который, безусловно, забыть было бы невозможно.

Оперативники ОВД по Свердловскому району об убийстве Оли узнали в пятницу из СМИ. Два дня потратили милиционеры, чтобы узнать хоть что-то о девочке. Но все безрезультатно.

- Разумеется, проверка этой информации была поставлена у нас на особый контроль, - говорит Дмитрий Никеров, начальник штаба ОВД по Свердловскому району. - Мы сделали запросы в больницы и морги. Однако шестнадцатилетняя Рукосыла не поступала ни в одно из этих учреждений. Отсюда можно сделать вывод, что в потрясшей всех информации об убитой наци-скинхедами девочке нет ни слова правды.

На учете в Свердловском РУВД состоят шестнадцать человек, которые относят себя к скинхедам. Это подростки 14-18 лет, за которыми числятся нарушения общественного порядка и даже грабеж. Иркутские скинхеды достаточно малочисленны и разобщены. Максимум, на что они способны, - это нарисовать черной краской на белой стене свастику на 9 Мая. Гораздо больше в нашем городе представителей антифа, которые с энтузиазмом сотрудничают с милицией, сообщая о сходках националистов.

- История об Ольге Рукосыле могла быть выдумана как скинами, так и антифа, - говорят в ОВД, - чтобы привлечь к своему движению внимание общественности, повысить, скажем, рейтинг сайта, разместив на нем информацию о бесчеловечном преступлении.

Версия о том, что отец Оли - полковник милиции, который якобы не захотел подвергать дело огласке, чтобы устроить над убийцами дочери самосуд, также не нашла подтверждения. В милиции нам заявили, что это чистой воды ложь, придуманная ради того, чтобы придать истории правдоподобность.

С провокациями со стороны скинхедов свердловские оперативники уже сталкивались. В июне этого года во время матча между "Звездой" и московской командой ожидалось массовое побоище между 200 болельщиками из Москвы и болельщиками нашей команды. Московские приезжие были скинами и готовили масштабную драку. К стадиону были стянуты многочисленные сотрудники милиции. Но информация о побоище оказалась недостоверной - после матча болельщики мирно разошлись.

Мы не беремся утверждать, действительно ли произошло убийство Оли Рукосылы или его придумали. После общения со многими людьми создается впечатление, что общественный резонанс выгоден и антифа, и наци-скинхедам вне зависимости от того, "а был ли мальчик", то есть девочка.

Но вот как прокомментировала ситуацию директор школы № 24 Зоя Гнездилова:

- Новости о подобных случаях разлетаются по всем школам города очень быстро, широко обсуждаются и учениками, и педагогами. Но я спрашивала по вашей просьбе на общем собрании всех завучей - часть из них сами живут в районе Синюшиной Горы. Никто ничего подобного не слышал.

Кто подстрекатель?

Складывается впечатление, что некий подстрекатель или группа подстрекателей придумала историю убийства для каких-то своих целей. Мы выяснили, что информация распространилась с сайта Индимедиа, который является идеологическим сайтом антифа. Один из персонажей, слезно описавший историю убийства, - некий Влад Тупикин, известный левый журналист, он же сотрудник этого самого сайта. Именно с его ЖЖ информация распространилась по всей огромной сети ЖЖ.

На момент написания статьи в одном из дневников "Живого журнала" появилась новая информация. Со ссылкой на анонимного иркутского эколога, участника местного экологического форума, по взглядам - красного патриота, определенно не ангажированного в пользу правых, категорически сообщается, что девочка реальна и убийство, к сожалению, тоже. Следствие ведется активно, и уже задержан один подозреваемый. Мотивы убийства неизвестны. По слухам, убийцы были то ли сильно пьяны, то ли находились под действием наркотических веществ. Никаких свидетельств, указывающих на скинхедский след, никаких нитей, ведущих к правым, в этом деле нет.

В достоверности этой информации заставляет усомниться сразу несколько обстоятельств: анонимность источника и отдаленность информатора. Девушка, озвучившая информацию, живет не в Иркутске. И, самое главное, эта информация является вариацией на уже существующую: гот или панк, убили или не убили, скинхеды или нет. Никакой дополнительной информации в сообщении не содержится, что странно для человека, находящегося в курсе следствия. От этого сообщения Ольга не стала более реальной и осязаемой, ведь главные вопросы остаются: если убийство произошло, то в каком именно месте, где его свидетели? И кто же такая Ольга? Где она жила, училась, с кем дружила?..

Ксения Рютина, Берт Корк