Россия стоит на пороге межнационального конфликта. Акция памяти убитого дагестанцами болельщика московского футбольного клуба «Спартак» Егора Свиридова закончилась 11 декабря массовыми столкновениями русских националистов с кавказцами в Москве на Манежной площади. Репортажи оттуда читать страшно: лиц с неславянской внешностью сбрасывали вниз головой с козырьков зданий, вытаскивали из-под машин и били до полусмерти.

Степень утраты контроля силовиков над Москвой лучше всего иллюстрирует эпизод с «фантасмагоричными» переговорами руководителя московской милиции генерал-лейтенанта Владимира Колокольцева с человеком в маске - под скандирование толпы «пиз…ол!». Честь российской милиции отчасти удалось спасти, предотвратив ответную акцию кавказцев 15 декабря. Путем задержания 1,3 тыс. человек правоохранительные органы добились того, что повторения массовых драк не произошло.


Главный вопрос «Манежки» - «кто несет ответственность?» - традиционно (для России) остался без ответа. Фанатские организации от драк поспешили откреститься. А вот виноваты ли в этом националисты, обозреватель «БелГазеты» решил выяснить у очевидца. На вопросы издания ответил командир «Славянского союза» Дмитрий ДЁМУШКИН. Степень подпольности этой организации в России такова, что на ее сайте читаем: «Деятельность «Славянского союза» на территории РФ ЗАПРЕЩЕНА! Прием в СС не ведется. РАБОТАЙТЕ АВТОНОМНО».

- Вы были на Манежной площади. Кто виноват в том, что начались беспорядки?

- Здесь есть два аспекта. Во-первых, нужно выяснить, кто виноват в выходе людей на улицу. Во-вторых, нужно задаться вопросом, кто спровоцировал драку. Давайте пока о втором. Кто виноват в столкновениях? Я обвиняю сотрудников ГУВД и смогу доказать эти обвинения где угодно. Они работали безграмотно. Именно действия милиции привели к тому, что появились пострадавшие. Обосную свою позицию по пунктам.

Первое. Когда в 12.00 на стадионе на акцию памяти убитого фаната собралось более 10 тыс. и все агитировали именно за это место, не надо было быть большим аналитиком МВД, чтобы понять: на Манежную площадь пойдет большое количество людей. И когда я туда пошел, я был в твердом убеждении, что Манежная площадь будет перекрыта турникетами. Это обычная практика - так происходит всегда.

Когда я туда приехал, я был очень удивлен, что большое количество спецназа и ОМОНа, которое туда стянули, не перекрыли площадь. Они стояли дугой и загоняли, фактически загоняли на площадь всех проходящих мимо людей. При этом в мегафоны вяло сообщалось, что акция не согласована, что все должны расходиться. Происходило это без всяких металлоискателей, без ничего.

Второе: я видел, что в глазах у руководителей, которые отвечали за эту операцию в МВД, был испуг. Они бегали, не знали, что делать. А у фанатов накопилось. Первая акция проходила полностью молча, так договорились. У людей накопилось много негатива, выплеснуть его было невозможно. И вот накопившееся они выдали на Манежной. Они начали скандировать лозунги, требования к властям по убийству фаната, про кавказцев, которые распоясались, ведут себя нагло. И милиция бегала, не знала, что делать.

В течение полутора часов люди стали замерзать: эмоции выплеснулись, делать больше было нечего. Часть людей начала уходить. И вот в этот момент кто-то дал ОМОНу команду на вытеснение толпы. Естественно, начались столкновения, давка, масса людей попадали. Хорошо, кстати, что жертв не было: я думал, что задавят многих.

И вот ОМОН уперся в естественную преграду - смотровую площадку на Манежной, пройти ее физически не мог. Потому что их сверху закидывали с этой площадки, они должны были разделиться, чтобы обойти ее. И под градом камней пройти. Это у них физически не вышло, они были вынуждены там остановиться. Но неужели руководителям ГУВД сразу не было ясно, что они эту площадку не пройдут? Но даже если бы они ее прошли, у меня вызывает недоумение, как можно разгоряченную дракой с ОМОНом толпу в 5-7 тыс. человек вытеснять в метро?

Я им задавал вопрос: вам что, было бы легче с этой толпой в метро решать дела, чем на Манежной площади? Почему не дали людям спокойно высказать все, что они хотят, и уйти, раз уж их пустили на Манежную площадь?

Так что одна ошибка следовала за другой. И когда я подошел к растерянному генералу, у него из рации на 15 м вокруг доносились звуки (я дословно процитирую): «Быстро действуйте, иначе вас Путин выеб…т». Я не знаю, кто там от Путина выступал в рации, но генерал бегал, хлопал глазами. Когда мы к нему подошли, сказали: давай объявим людям, чем тебе помочь? Он схватил меня за рукав, подтащил к Колокольцеву, сказал: «Он старший, с ним беседуй».

«ФАНАТЫ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ ВТОРОГО ПЛЕВКА»

- Что же стало причиной выхода людей?

- Это вопрос общей российской тотальной коррупции и поведения диаспор. Убийства и нападения с применением травматического оружия чеченцами, ингушами и дагестанцами десятками происходят в Москве. Это ежедневно творится, понимаете? Летом убили фаната Волкова. Собралось 1,5 тыс. людей почтить его память. Все тихо, со свечами. Помянули его, а убийцу его отпустили. Хотя он был задержан на месте. После, уже находясь в розыске, он давал неоднократные интервью из Дагестана. До сих пор он не задержан. Это был плевок всему фанатскому движению. Потом выяснилось, что он, оказывается, сотрудник МВД Дагестана. Теперь власти подумали, что второй раз народ все опять «схавает». И отпустили людей, которые убивали, участвовали в драке. Но второй раз уже взорвалось. Фанаты не выдержали второго плевка. Накопился социальный протест.

- Если бы убийц Егора задержали, беспорядки на Манежной не произошли бы?

- Тяжело оценить однозначно. Но шансы на мир были. То есть здесь была такая обстановка, что любая искра могла взорвать этот мнимый межнациональный баланс. Вся политика российских властей строилась на уступках окраинам. Это всего касалось. Как и распределения бюджетных денег: Ингушетия, Дагестан, Чечня - черные дыры, в которые выливаются за счет других русских областей миллионы рублей. Так и в политике, криминале, во всем было поведение мелких уступок. Плюс беспредельная миграционная политика. Когда власти выдавали 1,6 млн. официальных разрешений на работу, потом рапортовали на сайтах, что 400 тыс. было официально трудоустроено, - они открыто признавали, что наплодили 1,2 млн. преступников! Которые как минимум не платят налоги, непонятно чем в Москве занимаются! Хотя даже эти 1,6 млн. - лишь капля.

На самом деле в Москве проживает явно больше, миллионы и миллионы. Конечно, это не могло не привести рано или поздно к социальному взрыву. Если вы зайдете в любые социальные сети, кавказских фашистов сейчас гораздо больше, чем даже фашистов русских. У одних анкеты с Адольфом Гитлером, у других - с Басаевым, ваххабитами, с Доку Умаровым, утверждениями: «Кавказ - сила, кто не с нами, тот под нами». Кавказских фашистов в Москве сейчас масса. С националистами классическими сражается вся госсистема. Их фактически вытеснили отовсюду. А на кавказских никто не обращал внимание. Но это должно было взорваться!

«ФАНАТОВ-АНТИФАШИСТОВ Я В ПРИНЦИПЕ НЕ ВИДЕЛ»

- И все-таки: кто первым начал - фанаты или националисты? Глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что в погромах виноваты не фанаты, а националисты, которые их спровоцировали…

- Наши власти всегда очень хотят назначить главного, ответственного, подвязать его бантиком, наказать публично. Заявить, что вопрос они решили. К сожалению или к счастью, ответственных там не было. Ни одна организация никогда не возьмет на себя ответственность за акцию, которая не была согласована.

Уличный формат со столкновениями не выгоден ни одной официально действующей структуре. За это вас посадят в тюрьму - и всё. Соответственно, мы там были как частные лица, даже когда Колокольцев протянул мегафон и сказал: давай построй людей, собери, договорись с ними, я ответил: извините, но я не хочу у вас проходить организатором. Как только я начну у вас тут кого-то строить, вы мне в итоге все это и припишете. У меня не было уверенности в том, что кого-то уже не задавили или не убили. Поэтому я вежливо извинился и призвал решать вопросы самостоятельно.

- Лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме Николай Левичев заявил, что косвенно ответственен за насилие глава Росмолодежи Василий Якеменко, поскольку провалил молодежную политику. Согласны ли вы с этим?

- Сейчас появится огромное количество людей, которые будут обвинять всех. Я вон слышал, что Кадыров обвинил Немцова и Касьянова в происходящем. Обвинять и клеймить они будут сейчас друг друга. Мне звонит начальник отдела информации ГУВД Москвы Виктор Бирюков и спрашивает: а вы не могли бы сказать, сколько процентов было фанатов, сколько процентов националистов? Люди, которые ставят вопросы таким образом, для меня уже профнепригодны.

Когда Колокольцев, начальник ГУВД, заявляет, что фанатов там вообще не было, только националисты - мне это тоже странно. С каких пор националисты начали носить файера и петарды?

Если вы любите ездить на мотоцикле, вы можете быть байкером. Но при этом вы можете состоять и в «Славянской силе». Но ведь это не помешает вам быть фанатом «Спартака»? А еще по выходным вы можете с друзьями дайвингом заниматься! Будете еще и дайвером! Одно другому не мешает и не противоречит. Фанатов-антифашистов я в принципе не видел. Их нету. Все фанатские хулиганские фирмы - националистические.

«ОНИ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ДНЕЙ ВСЕ ИСЧЕЗНУТ ОТСЮДА»

- Означают ли события в Москве 11 и 15 декабря, с массовыми драками, со стрельбой и кровью, что пришел конец стабильности, которая была козырем путинской России?

- Не было никогда в России стабильности. Стабильность была только на ТВ. Мы смеемся: это телепрезидент, телестабильность, телепартия. В телевизоре все стабильно, в жизни все нестабильно. В жизни в России все держится на одном плевке. И это понимают все, кто занимается хоть какой-то политической деятельностью. Что будет дальше, спрогнозировать сложно. Может быть, начнутся межнациональный конфликт и гражданская война, может - нет.

- Как вы оцениваете ответную акцию кавказцев? Удалось ли им взять реванш?

- Да не было никого! Стоял миллиард ОМОНовцев на маленьком кусочке земли. Кавказцы - люди, которые вот уже 10 лет обещают вывести 10 тыс. человек, но никто никогда никого не выводит. Это вечный шантаж власти, чтобы та дала им уступки. Все эти диаспоры и их лидеры сами прекрасно понимают: если когда-нибудь действительно тысячи кавказцев выйдут в Москве и начнут убивать и избивать русских - коренное население России, то это будет триумф русских националистов и конец Кавказа в средней полосе России. Они в течение двух дней все исчезнут отсюда, уедут. Они понимают, что их гешефт, их бизнес никогда им не позволят никого выводить. Они сами будут бегать по Москве, хватать за рукава протестующих кавказцев и рассовывать их в метро.