Тверской суд Москвы признал экстремистским фильм "Невинность мусульман" и запретил его к показу на территории России. Таким образом, было удовлетворено заявление столичной прокуратуры, которая добивалась запрета показа данного фильма как экстремистского материала.
Согласно федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности", информационный материал может быть признан экстремистским после того, как суд по представлению прокуратуры установит в нем признаки экстремизма. В этом случае, материал попадает в федеральный список экстремистских материалов, становится запрещенным на всей территории страны, а за его распространение грозит уголовная ответственность.
Обосновывая сегодня в суде позицию надзорного ведомства, прокурор Виктория Маслова указывала, что фильм "в негативном свете повествует о исламской религии, способствует росту религиозной нетерпимости в Российской Федерации". По оценке прокуратуры, данный фильм направлен на формирование мнения о неполноценности мусульманской религии, а также на разжигание национальной и религиозной ненависти и превосходства одних групп граждан над другими.
От редакции: Высочайший авторитет Тверского суда комментариев не требует, наравне, пожалуй, с такими понятиями как "басманное правосудие" и "шемякин суд". Однако ж как быть теперь со светским характером российского государства? Не является ли эта статья Конституции РФ экстремистской по своей сути?
Вообще экстремизм - это насилие или, в крайнем случае, призыв к насилию. А просто высказывание своего мнения, даже в резкой форме, экстремизмом быть не может по определению. И таким решением фактически все вопросы вероисповедания выносятся за рамки публичной дискуссии. Возможно ли такое в светском обществе 21-го века?
На самом деле любая религия весьма большое место отводит критике "конкурирующих" конфессий. Этим отличались и отцы церкви, и исламские учителя. Это, между прочим, нормальная богословская деятельность. Теперь в России запрещено богословие, не говоря уже про миссионерство? Хотя почему богословам не спорить, если не призывают к поножовщине?
С какого перепугу в России прокуратура и суды обеспокоились фильмом, выпущенном в Америке и даже не переведенном на русский? Ни дня не бывшем в российском прокате и не предполагавшемся для него? И потом, что, фильм призывает убивать мусульман? Очень сомневаюсь. А выставить кого-то в нелепом или смешном виде, оно, конечно, обидно, но никак не экстремизм.
Прокурор считает, что фильм "в негативном свете повествует о исламской религии". А что, нельзя? Об исламе как о покойниках, или хорошо или ничего?
Да, несколько мракобесов, скрывающихся от правосудия, объявили фильм неправильным. Но почему российская прокуратура идет на поводу у исламских экстремистов, обвиняя, по сути, в угоду им в экстремизме авторов фильма? Если кто-то доказывает неполноценность какой-то религии, он в чем-то виноват? Религиозная рознь - это нечто иное, когда убивают и громят. А критика той или иной религиозной доктрины сама по себе ни к чему подобному не зовет, скорее наоборот, призывает отказаться от религиозного фанатизма.
Насчет национальной нетерпимости - оставим на совести прокуратуры, которой, видимо, невдомек, что ислам - не признает национальных различий, и что понятие "мусульманский народ" появилось тоже в результате недомыслия.
Что до "превосходства одних групп над другими", то к сведению дураков из прокуратуры, на этом превосходстве строятся все буквально конфессиональные группы. Откуда, например, у мусульман понятие "правоверный", если не от антагонизма с прочими, которые верят неправильно? Откуда у "православных" их православность в отличие от "кривославия"? О протестантах и говорить нечего - там конфликт заложен в самом самоназвании. Что до иудеев, то неколько лет назад российские парламентарии, ознакомившись со средневековой иудейской книгой "Шульхан Арух" решили и ее причислить к экстремистской литературе... Тогда над ними посмеялись, а зря, рано. Теперь вот последними хорошо в Тверском суде смеются.
Осталось только проверить на экстремизм, скажем, "Слово о законе и благодати" преп. Иллариона, который не только призывал к религиозной розни с язычниками:
"И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся",
но и развивал рознь с иудеями:
"И не по-иудейски <потому его> злословим, но по-христиански благословляем; не совет держим, как распять <его>, но как Распятому поклониться; не распинаем Спасителя, но руки воздеваем к нему; не прободаем ребр <его>, но пием из них <текущую животворящую кровь Христову как> источник нетления; не тридцать сребреников взимаем за <предание> его, но «друг друга и весь живот наш» предаем ему; не таим воскресения <его>, но во всех домах своих возглашаем: «Христос воскресе из мертвых»; не говорим, будто был похищен он <из гроба>, но <возвещаем>, что вознесся туда, где и был".
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск