Фильмы российского журналиста Александра Рогаткина про иммиграцию вызвали бурную реакцию и в России, и за рубежом. Французская Le Monde раскритиковала фильм "Чужие 2", заявив, что показанные в нем проблемы мнимые. Эксперты считают: французам не понравилось, что кто-то поднял проблему, о которой они предпочитают молчать.
Фильм показывает пригороды Парижа, находящиеся под контролем иммигрантов. Сейчас каждый гость Парижа должен знать не только, куда пойти и что посмотреть, но и какие районы лучше обходить стороной. Опасная зона – все пригороды, застроенные невзрачными многоэтажками.
Именно в этих районах и работала российская съемочная группа. Местное население было этим крайне недовольно, рассказал Александр Рогаткин:
"Нам говорили, что на улицах в арабских кварталах ничего не удастся снять. Мы отвечали: ну как же так, это же Франция, практически центр Европы. А нам говорили: нет, как только вы выйдете с включенной камерой, сразу получите по голове. Мы не поверили, вышли с включенной камерой. А вообще, даже из машины не успели выйти, тут же наш оператор получил по лицу".
Полиция журналистам отказалась помогать и даже пыталась помешать работе над фильмом, добавил Рогаткин:
"Мы попросили полицию взять нас в какой-нибудь рейд. Они нам отказали, поэтому мы ходили сами, без всякой защиты. Более того, к нам подходили полицейские, спрашивали: где ваша аккредитация, вы здесь не имеете права снимать. Мы ответили, что Франция - европейская страна, которая подписывала международные конвенции о свободе прессы. В принципе, они нас ни разу не задержали, но проблемы на местном уровне были".
Отказ полицейских сотрудничать с журналистами объяснить можно. Они не имеют реальной власти в этих районах и сами иной раз боятся там появляться. Гетто контролируются национальными общинами и наркоторговцами, бороться с которыми полиция может разве что не самыми стандартными способами, рассказал в фильме "Чужие 2" генеральный секретарь партии "Радикальные левые" Оливье Декрок:
"На крышах наркодилеры держат микроволновые печи или кровати, которые они сбрасывают на полицейских. Полиция с помощью пожарных поджигает эти дома, чтобы выкурить преступников на улицы".
Но даже если забыть о преступности, то все равно факт имеет место быть: иммигранты захватывают Францию по кусочкам. Многие города и пригороды сегодня сохраняют только внешнее сходство с Европой, а все внутренние порядки там давно на восточный лад, объяснил Александру Рогаткину житель северного района Парижа Сент-Уан Дмитрий де Кошко:
"В школьных столовых часто не дают свинину. Иногда даже давят на детей, не являющихся мусульманами, чтобы они не ели свинину".
"В некоторых городах установили определенное расписание в бассейнах, когда могут купаться только женщины. Завтра, конечно, это могут быть и автобусы, которые будут разделены на женщин и на мужчин", - добавил Дмитрий де Кошко.
- О чем боится говорить Европа
Эксперты не исключают, что нынешняя ситуация является результатом многолетней неправильной иммиграционной политики. Франция стала одним из первых европейских государств, начавшим принимать иммигрантов. В XIX веке это были выходцы из европейских стран, искавшие работу или политическое убежище. После распада колониальной империи в 1960-е годы Франция стала принимать граждан своих бывших колоний, которые ехали в Европу в поисках лучшей жизни.
Переломный момент в истории иммиграции во Францию пришелся на 1970-е годы, когда власти решили улучшить экономическую ситуацию за счет дешевой рабочей силы и открыли границы. Было несколько попыток взять иммиграционные потоки под контроль. Например, с Алжиром несколько раз заключались соглашения, строго устанавливающие число граждан этой страны, которые могли переехать во Францию.
Но в целом законодательная база была плохо продумана, заявил "Голосу России" руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории РАН Петр Черкасов:
"С приходом к власти социалистов в 1981 году, Миттерана, двери были не то что открыты нараспашку, был свободный приток. А в дальнейшем иммиграционный рынок пополнился за счет представителей народов, которые никогда не принадлежали Французской колониальной империи и никогда не говорили на французском языке. Массовая исламская иммиграция принесла с собой исламистские настроения и антисемитизм, который во Франции был изжит".
По оценкам специалистов, в стране сейчас проживают около 6 миллионов иммигрантов. Часть из них после кризиса потеряла работу и начала промышлять бандитизмом. Французы, конечно, всей этой ситуацией недовольны. Это проявилось, в частности, и на недавних президентских выборах, которые закончились своеобразным триумфом главы "Народного фронта" Марин Ле Пен. Она получила 18% голосов. Таким результатом не мог похвастаться даже ее отец, пытавшийся сыграть на националистических настроениях в начале 2000-х годов.
- Марин Ле Пен: "Во Франции если ты против иммиграции, значит, ты расист"
Не исключено, что в ближайшие годы сторонников у Ле Пен станет еще больше, потому что нынешнее правительство социалистов вряд ли сможет хоть как-то решить проблему иммиграции, считает Петр Черкасов:
"Франсуа Олланд пришел к власти в значительной степени благодаря голосам новых французов из числа бывших иммигрантов. И в ближайшие годы решить все эти проблемы будет очень и очень трудно. Потому что тогда социалистической администрации, правящей социалистической партии и президенту придется отказаться от многих своих предвыборных лозунгов в этом направлении, а это им будет очень трудно сделать".
С аналогичными проблемами сталкиваются почти все европейские страны. Экономические и политические кризисы гонят жителей арабских и африканских государств в Европу, где им давно не рады. В прошлом году в регионе уже произошел иммиграционный коллапс. Через Средиземное море на итальянский остров Лампедуза хлынули тысячи нелегальных иммигрантов из революционных Туниса, Египта и Ливии. Правительство Италии, не долго думая, выдало им визы, после чего беженцы отправились в более успешные Германию и Францию.
И в ближайшее время ситуация может повториться – уже 17 тысяч сирийцев подали прошения в дипведомства стран-членов ЕС и ждут предоставления убежища. Парламенты и политики в экстренном порядке начинают разработку общеевропейских законов, которые помогли бы защитить регион от иммигрантов. Впрочем, это не снимет проблем, которые уже существуют в странах Европы и требуют решения.