Официальная пропаганда часто оперирует демографией, вот только картина получается очень странная. То у нас рост рождаемости («бэби-бум»), то работать некому и срочно нужны миллионы мигрантов, которых почему-то называют «бывшими соотечественниками» (хотя большинство родилось в своих суверенных государствах и выросло совсем в иной цивилизационной модели). Что же, давайте попробуем разобраться, что же происходит на «демографическом фронте».

Начнем с рождаемости. За благостной картинкой официальной статистики скрывается совсем не радостная ситуация.

Во-первых, рост рождаемости происходит на территории нашей страны очень неровно. Например, в регионах Центральной России он малозаметен. Зато республики Северного Кавказа – в числе лидеров. Правда, эксперты заявляли в свое время, что статистика по Кавказу у нас несколько недостоверная, и что на местах идет искусственное «раздувание» цифр для получения дополнительных дотаций из бюджета. И все же, надо признать: детей в средней дагестанской семье больше, чем в рязанской или новосибирской. А потому правильно будет говорить, что этот самый прирост наблюдается в отдельных частях страны.

Сильное влияние на статистику (особенно относительно крупных городов) оказывают набирающие популярность «родильные туры» в Россию из стран СНГ. Подробно о них рассказано в статье «Московского комсомольца» (http://www.mk.ru/moscow/article/2012/08/20/738703-uvidet-moskvu-i-rodit.html). Я же приведу основные цифры и тезисы.

Сегодня «неместных» в среднем 32% от общего числа рожающих

Сегодня «неместных» в среднем 32% от общего числа рожающих

Сегодня роды почти во всех странах Средней Азии принимают исключительно за деньги. А в столице России можно по-прежнему родить и даже пролечиться за счет средств городского бюджета. Поэтому неудивительно, что по данным Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ), в последние годы количество иногородних и иностранок, рожающих в столице, стремительно растет. Сегодня «неместных» в среднем 32% от общего числа рожающих, однако в некоторых клиниках — существенно больше. К примеру, в родильном отделении инфекционной больницы № 36 из 45 рожениц — 30 «сами неместные». Как рассказал главный специалист по инфекционным болезням столицы Николай Малышев, в акушерском отделении инфекционной больницы № 1, которую он возглавляет, 40% рожениц составляют приезжие, в основном мигранты из Средней Азии. Всего речь идет о 10 тысячах роженицах из этих государств ежегодно.

Естественно, эти данные также идут в общую статистическую картину, «повышая естественный прирост населения РФ».

Кстати, помимо искажения статистики, эти роженицы ухудшают инфекционную картину. В той же статье рассказывается, как в одну из палат рядового столичного роддома попала роженица из Средней Азии с открытой формой туберкулеза. Конечно, врачи, едва узнав об этом, сразу же перевели пациентку в отдельный бокс, однако какое-то время женщина провела в непосредственной близости от других мамочек и их новорожденных детей. И вот теперь полсотни мам с грудничками, которые находились в родильном отделении в тот период, наблюдаются у фтизиатра.

Добавим к «родильным турам» тысячи пациенток из числа трудовых мигрантов из тех же азиатских регионов. Прирост коренного населения перестает выглядеть таким уж бесспорным. И это не является сугубо московским явлением. Возьмем новосибирскую статистику. «За 11 прошедших месяцев Новосибирску удалось выйти на положительные показатели естественного прироста населения. За это время в городе родились 19 101 младенец, а умерли 17 720 горожан», – отчиталась год назад начальник областного управления по делам ЗАГС Людмила Дядченко. Но в том же году число рожениц из других стран выросло в шесть раз! Сказалось это на «положительных показателях» ЗАГСа или нет, как считаете?

Следующий миф о недостатке рук. А потому нам надо срочно открывать границы и завозить миллионы мигрантов из азиатских регионов. Не так давно один депутат с Северного Кавказа «на голубом глазу» выдал, что без срочного переселения в Сибирь десятков миллионов гастарбайтеров, наша экономика здесь окончательно рухнет.

Не знаю, может с высоты прекрасных гор Кавказа ситуация и выглядит как-то так. Но вот, что говорят все те же статистики и экономисты.

Начнем с данных Росстата (его хоть и критикуют, но это лучше, чем ничего).

Экономически-активное население в РФ: 1992 — 74,95 млн человек, 2002 — 71,9 млн, 2011 — 75,75 млн.

Занятые в экономике: 1992 — 71,17 млн человек, 2002 — 65,76 млн, 2011 — 70,732 млн.

То есть, если говорить, о «рабочих руках» в целом, то мы располагаем достаточными собственными трудовыми резервами.

Другой вопрос – во всех ли отраслях нам хватает подготовленных специалистов. Тут картина хуже: сегодня наблюдается явный недостаток высококвалифицированных представителей «рабочих профессий» — инженеров, конструкторов, монтажников и тому подобное. Вызвано это, прежде всего, кризисом системы профтехобразования. Могут решить эту проблему мигранты?

 Среди наиболее распространенных профессий, по которым собирались работать гастарбайтеры, прибывшие в Россию за первые три месяца 2011 года – подсобный рабочий (25,2%), овощевод (5,4%), водитель автомобиля (5,2%), грузчик (3,7%), каменщик (3,6%), штукатур (2,7%). Интересно, что из всех лиц, получивших разрешение на работу – напомним, их прибыло 242 тыс. за 3 месяца 2011 года – количество квалифицированных специалистов, составило всего лишь 2126 человек ( менее 1% от всех мигрантов). Это данные заведующей лабораторией миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской (http://users.livejournal.com/_devol_/).

Ну не едут к нам инженеры из Киргизии и Таджикистана. И решать проблему «кадрового голода» той же оборонной промышленности надо за счет возрождения отечественной системы образования и социальных льгот ее работникам.

Еще говорят, что русские не хотят работать, а трудолюбивые мигранты готовы «вкалывать» за гроши. А теперь факты.

Возьмем ту же оборонку, где трудятся «ленивые» русские. ФГУП НПП «Алмаз» (Саратов), работающее в сфере электроники, прославилось в конце прошлой недели – достоянием публики стала страничка сайта предприятия о вакансиях. Месяц труда инженера-конструктора там оценивается в 5 тысяч рублей, ведущий инженер-конструктор – 9 тысяч рублей, квалифицированный рабочий-заточник может считаться богачом – ему предлагается фантастическая сумма в 15 тысяч рублей и более.

Попал в новости и крупный ижевский завод «Ижмаш»: «Рабочие оружейного производства НПО «Ижмаш» вышли на стихийный митинг, увидев зарплатные ведомости. В документах бухгалтерии рабочие увидели, что их «окончательная зарплата» составила до 2 до 3,5 тысяч рублей. То есть, месячная зарплата работников одного из крупнейших оружейных производств России составила 4-6 тысяч рублей…» (http://neuezeiten.livejournal.com).

Схожая ситуация сложилась и в сельском хозяйстве. Если средняя зарплата у нас в области 23 тысячи рублей, то в сельском хозяйстве она составляет 10, 5 тысяч. Реально многие получают еще меньше. А много ли вы видели мигрантов среди доярок и комбайнеров?

 Люди за гроши своим трудом сохраняют последние высокотехнологичные производства страны, чуть не задаром кормят страну, а у кого-то поворачивается язык назвать наш народ ленивым? Многие русские мужчины и женщины, чтобы прокормить семью, вынуждены уезжать на заработки — если верить Росстату, ежегодно от 2,5 до 4 миллионов россиян мигрируют в поисках работы. Едут – на олимпийские стройки, где их обманывают с зарплатой. На «северные вахты», где условия труда признаны экстремальными. В мегаполисы, где сегодня жесточайшая конкуренция на рынке труда. Это похоже на поведение «ленивого народа»?

Пора уже отказаться от «демографических обманок» и перейти к реализации реальных мер, направленных на улучшение демографической и социальной картины в стране.

Вместо повышения показателей за счет «родильных туров» — повышать «материнский капитал», или хотя бы продлить его выплаты и после 2016 года.

Бороться с очередями в детские сады не повышением платы в разы, а открытием дополнительных мест.

Вместо привлечения миллионов поденщиков, грузчиков и чернорабочих из Средней Азии – возродить систему профтехобразования, дать социальные льготы работникам сельского хозяйства и промышленности. Ведь мы же строим современную высокотехнологичную экономику, не правда ли?

А в итоге, когда детские сады станут доступны, а зарплаты достойны – нас ожидает настоящий, а не «нарисованный» рост рождаемости.

Это очевидно. Но почему нашей власти для принятия очевидных мер надо дожидаться новой волны протестных митингов. Нового кризиса, который может на порядок превзойти предыдущий.