Стратегия "малых дел", уличное противостояние, единая программа оппозиции или выборы – лидеры протестного движения спорили о том, какой дорогой идти, на очередном форуме, который в этот раз прошел под Петербургом. Firstnews наблюдал за дебатами.
В летней кампании оппозиции, которую сами "белоленточники" окрестили "хождением в народ", очередь дошла до Петербурга – в пятницу здесь открылся "Белый форум". На этот раз оппозиционеры решили отойти от привычной практики палаточных лагерей и поселились в одном из пансионатов в пригороде Северной столицы Репино. По словам одного из организаторов, активистки движения "Гражданская ответственность" Натальи Грязневич, комфорт для участников очередного "антиселигера" обошелся не так уж дорого – около 250 тыс. рублей, основная часть денег ушла на оплату номеров.
Среди петербургских активистов больше либералов, делится впечатлениями с Firstnews депутат Госдумы от "Справедливой России", инициатор создания летних лагерей оппозиции Илья Пономарев, успевший в думские каникулы побывать на "слете" активистов под Нижним Новгородом и в Воронежской области. Улыбаясь, он говорит, что в других регионах "народ гораздо левее".
Стратегия 1: "Тягаться с Путиным" на локальных выборах
Дискуссию начал лидер движения "Демвыбор" Владимир Милов, с ходу заявивший, что несмотря на "беспрецедентное протестное голосование и митинги президент Путин выиграл эту борьбу". Всему виной низкая популярность оппозиции у массового избирателя, которому не совсем понятно, что она из себя представляет и о чем ее лозунги. Оппозиционеров, уделяющих "лишнее внимание пиару акций на площадях", он призывает быть "поумеренней с риторикой", чтобы наладить контакт с большинством, чему как раз следует поучиться у президента. А лозунги в стиле "Все изменим и снесем" или "Свободу Pussy Riot", по его мнению, только оттолкнут избирателя.
"Тягаться за власть с Путиным", продолжает Милов, можно тогда, когда больше людей будет поддерживать альтернативную власть, а это невозможно без участия в выборах.
Если оппозиции не удастся к 2016-2018 году войти во власть, Милов обещает "не ходить вечно в оппозиционных вождях" и уйти из политики.
Стратегия 2: Выходить на улицы
Один из лидеров националистов не исключает, что "стоит готовиться к тотальной дестабилизации", но в то же время опасается, что если на улицу выйдет хотя бы миллион людей, "действовать будут радикальные группы", как это было на "Марше миллионов" 6 мая, который закончился столкновениями с полицией и арестами более десятка молодых людей, подозреваемых в "массовых беспорядках".
Чтобы этого не допустить, Белов призывает готовить "группы по взятию контроля в свои руки", а уже потом готовиться к смене власти. Главное, чему за год научилась оппозиция, - это слушать друг друга, в то время как раньше на "Удальцова многие хотели бы смотреть только в оптический прицел", пошутил он.
Стратегия 3: Выбрать координационный совет и выйти из состояния "планктона"
Эсер Илья Пономарев признал, что "оппозиция стоит враскорячку", потому что не может понять, как именно идти во власть: кто-то ратует за "стратегию малых дел", кто-то за улицы, где как раз и работают популярные лозунги оппозиции, кто-то за выборы.
При этом протестное лидерство, по мнению эсера, не дает гарантию успеха на выборах. Для примера Пономарев привел опрос в блоге одного из оппозиционеров о гипотетических выборах мэра Москвы, которые показали, что избирателям важен опыт в сфере госуправления. Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Дмитрий Гудков и другие хэдлайнеры митингов оказались за пределами топ-3. Выборы выиграл… Сергей Миронов, второе место было у Михаила Прохорова, третье – у Алексея Кудрина. И это несмотря на то, что экс-министр финансов "был человеком, который вытащил Путина в Москву".
Так или иначе, с точки зрения оппозиционера, оптимальный вариант – выбрать координационный совет оппозиции, чтобы из "оппозиционного планктона" вырасти в состояние "организованного, продуманного движения" и затем разработать единую программу.
Стратегия 4: Под одну гребенку
Попробовал объединить все взгляды на перспективы "белоленточников" и просто активистов Борис Немцов, с недавних пор сопредседатель объединенной РПР-ПАРНАС. Главный тезис оппозиционера звучал примерно так: борьба против "репрессий и за освобождение политзаключенных" плюс протест, благодаря которому власть, хоть и исказила идею, но все же вернула губернаторские выборы и упростила регистрацию партий.
На репрессиях политик остановился подробнее. Эсер Геннадий Гудков, которого СК подозревает в незаконном предпринимательстве, по мнению Немцова, играет ту же роль, что и Михаил Ходорковский. Если экс-глава ЮКОСа был показательным примером для бизнеса, которому дали понять: "бизнес в обмен на лояльность", то эсер станет примером для бюрократов и депутатов.
Илья Пономарев чуть позже ответит на вопрос из зала, что эсеры своего не сдадут. В партии, по его словам, уже начали думать над стратегией противостояния вроде "итальянской забастовки" - многочасовой "троллинг" в виде чтения поправок, который справороссы устроили на голосовании по скандальному закону об увеличении штрафов на митингах.
Осенью, резюмировал Немцов, к политическим требованиям Болотной и Сахарова для большей массовости должны добавиться социально-экономические, связанные со снижением реальных доходов населения, ростом тарифов ЖКХ и цен на бензин.