Из Таджикистана в Пермь прибывают работяги... с наркотиками за пазухой
 
Пермский краевой суд приговорил Муслихиддина Рахмонова к 23 годам лишения свободы за убийство женщины-таксистки. После суда убийца пожалел о содеянном: мол, надо было лучше героином торговать, за него дали бы срок поменьше...
 
Таксистку таджик убил из корыстных соображений: хотел отобрать машину. Героин из той же серии. Это способ легкой наживы. И хотя, по официальной версии, иностранцы приезжают в Россию для того, чтобы работать на стройках, на деле они везут героин на продажу. Все тот же женоубийца Муслихиддин Рахмонов так охарактеризовал ситуацию в родной стране: «Я сюда пришел, чтобы зарабатывать, жениться, туда-сюда, все нормально бы мне. У меня «Наташа» была, я ее люблю. А в Таджикистане, кроме героина, ничего нет. Лучше героином заниматься надо было. Меньше дают — 8 лет».

Валиджон Хушвахтов, главарь одной из многочисленных преступных группировок, которые занимаются сбытом героина в особо крупном размере, на допросе заявил, что все (!) курьеры, приезжающие по его каналам, привозят с собой некоторое количество героина, чтобы иметь деньги на первое время, пока не решится вопрос с работой. «Везут абсолютно все, — утверждает наркоторговец. — Просто одни делают это профессионально, а другие от случая к случаю. Чтобы перебиться первое время, снять квартиру, купить одежду, найти себе любовницу». Сама логика собы¬тий подтверждает слова Хушвахтова. Иностранцам просто необходимы «подъемные»: им надо где-то жить, чем-то питаться, да еще и высылать деньги домой. А денег нет.

«Героиновым» таджикам нужна «работа». Зафиксированы случаи, когда некоторые организации, якобы готовые предоставить работу иностранным гражданам, существуют только на бумаге. В этом году Управление ФМС России по Пермскому краю выявило три такие фирмы. Реальной работы там для приезжих иностранцев, как правило, нет. Кризис лишил их возможности случайной подработки. Поэтому для некоторых иностранцев «грязные» деньги, полученные от торговли наркотиками, становятся в России единственным доходом. Странная получается ситуация. Многие стройки, где работали мигранты, «заморожены», работы для них нет, но уезжать домой они не спешат: там еще хуже.


Новая биография за 600 рублей
 
Дело не ограничивается только сезонным приездом неквалифицированной рабочей силы. К нам едут и настоящие преступники, причем доходит до курьезных случаев. Некоторые являются рецидивистами по наркоторговле. Так, в апреле этого года около автобусной остановки в районе Черняевского леса  (Пермский край) при попытке сбыта 35 граммов героина был задержан гражданин Таджикистана. На допросе он назвался Амрулло Бураковым. Как выяснилось, для него подобный опыт уже не первый: в 2004 году он был осужден за сбыт наркотиков на шесть с половиной лет колонии — правда, под другими именем и фамилией: Ибадулло Бухариев. Освободившись в 2008 году условно-досрочно за примерное поведение, он вернулся в Таджикистан, поменял данные и снова приехал в Россию. Отчество таджик оставил прежним (Буракович), а вот имя и фамилию поменял на «Бураков», может, для созвучия, а может, и не от богатой фантазии. По его словам, он пытался найти работу, но прошлое все-таки взяло свое: ровно через год после отсидки он вновь был арестован — и снова сбыт героина.

В Таджикистане изменить фамилию — дело нехитрое. Цена вопроса — 600 (!) рублей. За эту небольшую плату можно «нарисовать» себе любые ФИО - что называется, «по желанию заказчика». И жизнь начинается с чистого листа! Новое имя, новое место рождения — новая биография. Чистенькая и незапятнанная. Причем все это в рамках закона! Имеет ли наша миграционная служба возможность отслеживать все эти «движения» — вопрос риторический.


Предприимчивые бабули и «Наташи»

По закону максимальный срок нахождения иностранных граждан на территории России - три месяца. Тем не менее многие иностранцы, пользуясь безвизовым порядком въезда, живут в России годами. При этом нигде не работают, что влечет за собой рост преступности. Здесь на помощь нуждающимся приходят — кто бы вы думали? — пенсионеры! За определенную плату бабушки прописывают у себя в квартирах по 20-30 таджиков, которым нужна регистрация, чтобы свободно находиться на нашей территории. Пенсионеры, как известно, — наименее обеспеченный и социально защищенный слой населения. Возможно, старики соглашаются на подобные веши не от хорошей жизни. Но факт остается фактом: строго говоря, они содействуют наркомиграции.

Другая категория наших граждан, которых смело можно отнести к пособникам наркомафии, это одинокие женщины брачного возраста. Это их иностранцы, пренебрежительно обобщая, называют «Наташами». Ради того, чтобы завести себе мужа, «Наташи» готовы пойти на сделку с любым наркоторговцем и пускаются во все тяжкие. Предоставляют свои квартиры для хранения наркотиков, сами участвуют в их продаже. Известен случай, когда пермячка провозила партии героина в Челябинск, спрятав его в своем нижнем белье. Чего, как говорится, не сделаешь по просьбе любимого.

А любимые просят и просят. Как правило, взять их в мужья и написать ходатайство о предоставлении российского гражданства. Априори такой брак незаконен, так как на родине у них уже есть жены и дети. Но известен ли хоть один случай, когда кого-то в России привлекли за многоженство?


Нужны ли России такие граждане?

С 9 ноября в Пермском краевом суде рассматривается беспрецедентное в практике краевого Управления наркоконтроля уголовное дело. Впервые обвиняемым инкриминируется преступление, предусмотренное ст. 210 «Организация преступного сообщества». На скамье подсудимых — уроженец Таджикистана Хожикурбон Асоев, предполагаемый организатор преступного сообщества, и десять его сообщников. Преступное сообщество снабжало героином наркоманов на территории всего Пермского края. Одна группировка орудовала в Таджикистане, две — в Перми.

В ходе предварительного следствия Асоев заявил, что он не понимает русский язык и ему нужен переводчик со знанием диалекта. Что интересно, в самое ближайшее время Асоев должен был получить российский паспорт. На территории России он проживал около пяти лет и прекрасно обходился без переводчика. Более того: «языковой барьер» нисколько не помешал ему наладить сбыт наркотиков на территории нашей страны.

Подобные случаи — не редкость. Для задержанных иностранцев переводчик - это возможность наладить контакт со своими земляками, может быть, даже сообщниками, которые пока остаются на свободе. Причем все это — за счет государства. Для примера: услуги переводчика по делу Асоева обошлись в 600 тыс. рублей. И деньги выплатили. Поистине «умом Россию не понять»...

Знание языка при получении гражданства - обязательное требование в странах Прибалтики. Еще лучше, если иностранец сможет подтвердить свою лояльность. Например, свидетельство о добросовестной работе, об уплате налогов, о безупречной с точки зрения закона биографии. Бывает, что доходит до абсурда. Говорят, «сидельцы» следственных изоляторов вовсю строчат заявления на гражданство. А что? Имеют право. Мол, пять лет безвылазно нахожусь на территории России...


Как остановить героиновую миграцию?

Павел Ощепков, начальник отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев, переселенцев и работы с соотечественниками Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю:

- Для того чтобы решить проблему «героиновой» миграции, нужно осуществить целый комплекс мер. Во-первых, проблема в том, что в некоторых странах очень слабо отлажена система выдачи документов, в частности, паспортов. В результате с этими проблемами приходится разбираться сотрудникам наших правоохранительных органов: отсюда сложности с проверкой анкетных данных, прописки и т. п. Этот вопрос можно урегулировать на межгосударственном уровне.

Во-вторых, необходимо техническое оснащение таможенных пунктов специальным оборудованием, например, устройствами, которые мгновенно сканируют отпечатки пальцев и сверяют их с базой данных тех людей, кто уже имел проблемы с законом. Разумеется, это очень затратно, но такие меры оправданны.

В-третьих, необходимо пересмотреть нашу политику в отношении граждан некоторых стран СНГ. Возможно, ужесточить, а может, и совсем отменить безвизовый режим.

Материал подготовлен группой информации и общественных связей Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю, опубликован в приложении к газете "Пятница" "Терриория без опасности" №2 (2), 10 декабря 2009 года