В России уже долгое время на разных уровнях и в разных слоях активного общества обсуждается вопрос о так называемой «китайской военной угрозе». Причем обсуждающие резко разделились на тех, кто реально боится этой угрозы (их аргументы – «двухсотмиллионная армия», "новейшее оружие», «неприхотливые, в отличие от изнеженных американцев, солдаты» и т.д.) и тех, кто смеется над ней («армия в тапочках», «устаревшее оружие», «огромное технологическое отставание»). Истина, как говорится, лежит где-то посередине. 
     

Прежде всего, следует развенчать миф о «двухсотмиллионной китайской армии». В настоящее время численность ВС КНР – около двух с половиной миллионов человек; из этого числа примерно 70% составляют Сухопутные войска (1,6-1,8 млн.). Существует также 12-миллионное народное ополчение, массовая вооруженная организация без отрыва ополченцев от производства, резерв НОАК и основа народной войны в современных условиях. Согласно закону КНР о воинской обязанности все граждане мужского пола в возрасте 18 - 35 лет, которые соответствуют условиям несения воинской обязанности, кроме тех, кто призван на действительную воинскую службу, включаются в систему народного ополчения и состоят на службе в запасе. Отряды ополчения состоят из кадровых и обычных народных ополченцев. Кадровые народные ополченцы (4-4,5 млн. чел.) - лица в возрасте до 28 лет, включая отставных солдат, прошедших действительную воинскую службу, а также отобранные лица, прошедшие военную подготовку или намеченные для ее прохождения. Остальные мужчины в возрасте 18 - 35 лет, соответствующие условиям службы в запасе, считаются обычными народными ополченцами (7-7,5 млн. чел.). В случае необходимости в отряды кадровых народных ополченцев можно принимать и женщин. 
     

Общий же мобилизационный резерв НОАК составляет примерно 190 миллионов человек.
     В административном отношении китайские вооруженные силы разделены на семь военных округов: Шэньянский, Пекинский, Ланьчжоусский, Цзинаньский, Нанкинский, Гуанчжоусский и Чэндусский с соответствующими группировками сухопутных войск и ВВС.
     Состав сухопутных сил НОАК: 44 пехотных, мотопехотных и механизированных (пд, мпд, мд), 9 танковых (тд) и 6 артиллерийских (ад) дивизий, 12 танковых (тбр), 13 пехотных и мотопехотных (пбр, мпбр) и 20 артиллерийских (абр) бригад, а также 7 вертолетных полков.
     Воздушно-десантные войска имеют в своём составе 3 воздушно-десантные дивизии (вдд) сведенные в воздушно-десантный корпус (вдк).
     Кроме того имеются отдельные, т.е. не входящие в АГ войска: 5 пехотных дивизий, 1 танковая и 2 пехотные бригады, артиллерийская дивизия, 34 артиллерийские бригады, 4 зенитные артиллерийские бригады (забр).
     Согласно новой военной доктрине произошло укрупнение армейских соединений: теперь каждая армейская группа общей численностью 46 300 чел., включает в свой состав 4 мотострелковые дивизии, пехотные, танковые, артиллерийские соединения, части ПВО, транспортной и фронтовой авиации. Из-за нехватки вооружений армейские соединения остаются преимущественно пехотными. Сухопутные войска – наиболее многочисленная и оснащенная часть Вооруженных Сил Китая. На вооружении Сухопутных войск НОАК (Народно-освободительной армии Китая) состоят танки, которые являются копиями устаревших советских моделей (Т-54 и т.д.). Китай так и не смог подняться выше базового образца – советского танка Т-54А – техдокументацию на который он получил в 50-х гг. Все последующие китайские изменения касались лишь некоторых элементов не вызывавших принципиального роста боевых свойств танка. Даже в настоящее время, подобно ситуации в авиации, НОРИНКО (по сути – сверхкорпорация охватывающая весь ВПК Китая) смогла добраться только до уровня Т-72 периода сер. 70-х гг. и лишь некоторыми элементами более позднего периода. такие же БТР и БМП, хотя есть у них и собственные разработки, правда, тоже весьма не новые и значительно уступающие по ТТХ российским моделям..
     Еще хуже обстоят дела в ВВС НОАК – на их вооружении состоят летательные аппараты устаревших типов и моделей – аналоги МиГ-19, МиГ-21, Ту-16 и т.д. Есть у них и новые и более современные Су-27, Су-30 и их собственная модель J-8, скомпилированная из нескольких наших машин.
     Более мощную силу представляют собой Военно-Морские силы, в составе которых – три флота – Северный, Восточный и Южный. На вооружении ВМС состоят в том числе и подводные лодки со стратегическими ядерными ракетами (таких лодок типов «Xia» с 12-ю БРПЛ и «Han» с 6 крылатыми ракетами в ВМС насчитывается 2 и 3 соответственно). Помимо них, на вооружении ВМС Китая состоят 113 дизельных подводных лодок, 15 эсминцев, 31 фрегат, 14 патрульных кораблей, 181 патрульный катер, 877 малых патрульных кораблей, вооруженных пушкой, реактивной установкой или торпедами, а также 613 амфибий и 49 кораблей поддержки. Слабыми сторонами ВМС КНР являются недостаток в вооружениях для борьбы с подводными лодками, минирования и разминирования, электронике (борьба с радарами и средствами обнаружения) и оснащение авиации флота.
     Тем не менее, несмотря на все недостатки, НОАк регулярно проводит крупные военные учения, а также участвует в международных военных учениях в рамках ШОС.
     Это что касается состава сил и средств НОАК. Теперь следует перейти к рассмотрению вопросов, касающихся дислокации войск по военным округам.
     Все части Сухопутных войск сведены в 18 армейских групп численностью примерно 40-50 тысяч каждая. В одном военном округе дислоцируется обычно 2-3 армейских группы. Наиболее сильный в боевом отношении – это Пекинский военный округ. В его составе – три армейских группы – 27-я, 38-я и 65-я. В свою очередь, 27-я АГ включает в себя 80-ю, 81-ю, 235-ю мотострелковые бригады, 13 танковую бригаду, артиллерийскую бригаду и смешанную ракетно-артиллерийскую бригаду ПВО. 38-я АГ включает в свой состав 112-ю и 113-ю механизированные пехотные дивизии, 6-ю танковую дивизию, 8-й корпус армейской авиации, артиллерийскую бригаду, четыре ракетно-артиллерийских бригады ПВО, прикрывающих Пекин и группу (?) СПЕЦНАЗа. 65-я АГ состоит из 193,194-й и 195-й механизированных пехотных бригад, 207-й танковой бригады, 4 корпуса армейской авиации, артиллерийского дивизиона и артиллерийской бригады ПВО.
     Следует отметить, что механизированные пехотные соединения – это соединения, которые оснащены лишь грузовиками, а не БТР и БМП.
     Шеньянский военный округ также является одним из сильных в военном отношении в НОАК. В его составе – 16-я (46-я и 69-я мотострелковые дивизии, 48- я мотострелковая бригада, 4-я танковая дивизия, бригада противотанковой артиллерии, артиллерийский дивизион, артиллерийская бригада ПВО), 39-я (115-я и 116-я механизированные пехотные дивизии, 190-я механизированная бригада, 3-я танковая дивизия, 9-й корпус армейской авиации, артиллерийская бригада, ракетно-артиллерийская бригада ПВО и группа СПЕЦНАЗа) и 40-й армейских групп (114-я мотострелковая дивизия, 118-я и 119-я механизированные бригады, 5-я танковая бригада. Артиллерйиская бригада и артиллерийская бригада ПВО. Наиболее боеспособная 39-я армейская группа дислоцирована вдоль границы с КНДР, но в случае необходимости может угрожать Владивостоку и Уссурийску. 


     


     

Эти два округа непосредственно примыкают к границам России – Пекинский военный округ граничит с СибВО, а Шеньянский – с ДВО. Тем не менее, на название «группировка вторжения» данные округа тянут слабо. В случае развертывания военных действий со стороны Китая против России противостоять им будут части и соединения соответственно 29-й Отдельной армии, 36-й, 41-й,35-й и 5-й общевойсковых армий. Вот состав сил Сибирского военного округа: 3 армии, 4 мотострелковые дивизии, 2 танковые дивизии, 2 отдельные мотострелковые бригады, десантно-штурмовая бригада, артиллерийская дивизия, артиллерийская бригада, реактивная артиллерийская бригада, противотанковый артиллерийский полк, ракетная бригада, 2 зенитные ракетные бригады, 3 отдельных вертолетных полка, 2 окружных учебных центра, базы хранения вооружения и техники, другие воинские части окружного подчинения. На вооружении войск и базах хранения свыше 4000 танков, 6000 боевых бронированных машин, 4300 артиллерийских установок, 35 боевых вертолетов. В Дальневосточном военном округе развернуто 2 общевойсковые армии, армейский корпус, 5 мотострелковых дивизий, 4 пулеметно-артиллерийские дивизии, танковая дивизия, воздушно-десантная бригада, 2 мотострелковые бригады, пулеметно-артиллерийская бригада, артиллерийская бригада большой мощности, 2 артиллерийские бригады, реактивная артиллерийская бригада, артиллерийский полк, 2 реактивных артиллерийских полка, 3 бригады оперативно-тактических ракет, 3 зенитные ракетные бригады, зенитный ракетный полк, 5 отдельных вертолетных полков, 2 окружных учебных центра, базы хранения вооружения и техники, другие воинские части окружного подчинения. На вооружении округа и базах хранения находится примерно 3900 танков, 6000 боевых бронированных машин, 3000 артиллерийских установки, 85 боевых вертолетов.
     Не стоит забывать и о том, что в СибВО и ДВО дислоцировано достаточно большое количество бомбардировочных, истребительных и смешанных авиаполков.
     Сценарий войны Китая против России в общих чертах может выглядеть следующим образом.
     Направления главных ударов НОАК: 1 – на Владивосток, Уссурийск и Хабаровск силами 16-й и 39-й армейских групп (вполне вероятно, усиленных частями и соединениями из внутренних военных округов) с целью захвата этих населенных пунктов и дезорганизации управления войсками. 2 – через Монголию силами 65-й армейской группы и, вероятно, вспомогательный удар со стороны Синьцзяна силами 21-й армейской группы (61-я мотострелковая дивизия, 55-я горнострелковая бригада, 62-я мотострелковая бригада, 12-я танковая дивизия) , дислоцированной в Ланьчжоуском военном округе. С этой целью возможен удар на Улан-Батор с целью его захвата и установления контроля над железной дорогой, проходящей от российско-монгольской до монголо-китайской границы. 
     

 


     

Конечной целью данного удара может быть выход к Транссибу, захват нескольких крупных железнодорожных узлов для того, чтобы отрезать ДВО от Европейской России и сделать весьма затруднительной переброску подкреплений.
      Однако видится вероятным, что на первом направлении китайская армия встретит ожесточенное сопротивление. В это же время части 444 тяжелобомбардировочный авиаполк и части 326-й тяжелобомбардировочной дивизии будут наносить удары по тылам и штабам наступающих китайских войск, а 200-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк – по железной дороге Кяхта-Эрденет с целью недопущения ее использования наступающим противником для быстрой переброски войск к российской границе. Китайская авиация, многочисленная, но имеющая на вооружении машины, давно устаревшие морально и материально, не будет создавать сильной угрозы для наших ВВС.
     Это – всего лишь один из векторов, указывающих на то, как могут развиваться события. Его основой послужили сообщения о том, что осенью 2006 года в Шеньянском и Пекинском военных округах прошли беспрецедентные по своим масштабам военные учения, в которых, в частности, отрабатывались вопросы массовой переброски войск на дальние расстояния как своим ходом, так и по железной дороге, и боестолкновения в местности, ландшафт которой один в один напоминает ландшафт российского Забайкалья.
     Другой весьма интересный и реалистичный сценарий развития событий описан в статье «К вопросу о русско-китайской войне» за авторством «Рядового К.» .
     Как видно, пока еще ситуация для Китая при любом развитии событий будет складываться не лучшим образом, поэтому в самое ближайшее время ожидать войны с Китаем не стоит. Тем не менее, китайские руководители практически открыто заявляют, что в 2050-м году Китай будет воевать один со всем миром. И для этого эта страна в настоящее время активно ищет пути эффективной модернизации своих Вооруженных сил. И ни в коем случае не стоит забывать, что вектор китайской экспансии уже давно направлен не в непролазные джунгли Индокитая, а на другой берег Амура. 
     

Источники: http://www.sinodefence.com/organisation/groundforces/default.asp
     http://china.worlds.ru/info/army.html
     
     «От активной обороны до народной войны». «Красная Звезда», 19 июня 2003 г.
     
     Рядовой- К «К вопросу о Российско-Китайской войне»
     



Сергей Пахмутов, портал "Русская Цивилизация"