Последние события в мире настораживают. Пакистан, где 97 процентов населения – мусульмане, переживает кризис вокруг Красной мечети, прибежища религиозных фанатиков. Британские острова, где ислам исповедует около 2 миллионов человек, чуть не стали ареной новых кровавых терактов, которые были подготовлены опять же религиозными фанатиками. Россия, где мусульман, по разным оценкам, от 10 до 20 миллионов, пока остаётся, за исключением некоторых регионов, на обочине военной тропы воинствующих исламистов. Но ситуация может скоро и трагически измениться.

Безусловно, ислам – мирная религия. Равно как христианство, буддизм, иудаизм, традиционные верования. Такова, наверное, и должна быть природа любой религии, где главная заповедь – не убий.

Однако настроения людей, эту мирную религию исповедующих, не всегда можно назвать человеколюбивыми. Радикальные мусульманские течения обретают всё больше сторонников. И это свойственно исключительно исламу – ведь не захватывают самолёты и не взрывают дома фанатически преданные своему богу христиане, буддисты, иудеи. И не призывают убивать неверных священнослужители других культов.

Тысячу лет в России мирно уживались сотни тысяч, миллионы мусульман и православных, мусульман и буддистов, мусульман и язычников. По инициативе извне это уживание завершается.

Война вокруг

То, что творилось в последнее время в Пакистане вокруг Красной мечети, вполне естественно объясняется ходом истории этой страны.

В 70-х годах прошлого века высшим руководством был взят курс на исламизацию государства. В таких условиях совершенно понятным образом могли спокойно существовать сотни медресе и мечетей, готовивших специалистов и для борьбы с советскими войсками в Афганистане, и, позднее, для работы в рамках движения «Талибан». Так, возможно, и гарантировалось некое спокойствие на западных рубежах Пакистана и внутри страны.

Однако гарантия истекла. Это совпало с началом относительно отчётливой борьбы официального Исламабада с исламистами. Сосредоточившиеся в оплоте радикализма – исламадабской Красной мечети – духовные авторитеты соответствующего толка начали было излагать в настоятельной форме своё видение ситуации в стране.

Осудили пакистанскую армию за противодействие «Талибану». Выступили против сноса незарегистрированных мечетей – в которых, собственно, и процветал религиозный фанатизм. А потом и вовсе потребовали в течение недели ввести в Пакистане шариат. Громкие заявления сопровождались акциями воинствующих молодчиков – начались нападения на магазины, торгующие «неверными» фильмами, проходили по-восточному громкие шествия. На волне выступлений из Красной мечети поступила инициатива: послать против пакистанских властей до 10 тысяч террористов-смертников. Параллельно энтузиастами из мечети были захвачены заложники. И только тогда противостояние перешло в активную фазу, подключилась армия, и примерно за сутки с исламистами было покончено. Спецназ потерял 10 человек, боевики – более 70.

Теперь Аль-Каида обещает мстить Исламабаду за эту удачно проведённую операцию.

Те же перспективы брезжат и в другой части света. В Британии после счастливого избавления от несостоявшихся терактов и после приговора их организаторов к пожизненному заключению возник новый повод для тревоги – теперь уже речь идёт о возможном биологическом терроризме. Радикальные мусульмане всё простить Лондон не могут за присуждение рыцарского звания Салману Рушди – писатель после публикации «Сатанинских стихов» почти 20 лет скрывается в Европе от восточной мстительности.

В общем, после штурма мечети и неудавшихся терактов всё только начинается. Пакистан ждут годы кровавого противостояния военных властей и настырных фанатиков, а Британия так же надолго обречена находиться в состоянии повышенной готовности к очередному проявлению религиозного буйства.

Мир внутри

В России мусульман в процентном отношении меньше, чем в Пакистане, и больше, чем в Британии. Абсолютное большинство российских мусульман – трудолюбивые, спокойные, трезвые люди. Главные регионы их расселения – Поволжье и Северный Кавказ. И если на берегах великой русской реки конфессии сосуществуют в спокойствии, то на юге периодически случаются религиозные неприятности.

Этот воинственный юг забирается всё дальше на север. В том числе, и в Поволжье. Знающие люди говорят: татарская молодёжь постепенно проникается духом ваххабизма. Уехавшие на учёбу в Саудовскую Аравию обязательно возвращаются обратно, проникнутые духом религиозной нетерпимости. Фундаменталистские идеи, занесённые извне, проповедуются мирным российским мусульманам. И что – нам остаётся гадать, какая из мечетей на нашей территории станет Красной?

ИХ НРАВЫ

Несмотря на то, что большинство немусульманского населения планеты по-прежнему считает ислам мирной религией, противоположное мнение находит всё больше сторонников.

В газете «Вашингтон Пост» был опубликован опрос общественного мнения на тему отношения граждан США к исламу.

Выяснилось, что 46% американцев негативно относятся к исламу. У 43% жителей США отношение к этой религии положительное, у 11% нет определенного мнения на этот счет. По сравнению с концом 2001 года, число антиисламски настроенных граждан увеличилось почти вдвое.

33% американцев убеждены, что ислам поощряет насилие в отношении немусульман в большей степени, чем остальные религии поощряют насилие в отношении иноверцев. 54% опрошенных заявили, что ислам – мирная религия.

56% американцев придерживаются мнения, что среди мусульман больше экстремистов, по сравнению с адептами иных религий. 34% считают, что все религиозные культы производят радикалов примерно одинаковыми темпами. Лишь 3% утверждают, что в исламе меньше экстремистов.

При этом 65% американцев в последнее время не слышали от других людей никаких заведомо пристрастных высказываний в отношении мусульман.

А результаты опроса, заказанного газетой «Дейли Телеграф», показывают ситуацию в Великобритании.

53% респондентов считают, что от ислама, «точнее, от фундаменталистского ислама», исходит определённая угроза. В 2001 году на тот же вопрос утвердительно ответили лишь 32% граждан.

18% опрошенных уверены, что «большая часть британских мусульман готова замыслить или даже совершить террористический акт». В 2005 году такую уверенность испытывали только 10%.

16% опрошенных думают, что «практически все британские мусульмане – мирные, законопослушные граждане». Два года назад эту позицию разделяли 23% участников опроса.

По материалам Washington ProFile

МНЕНИЕ

Иностранное влияние сильно подпортило российский ислам. На этом сходятся эксперты, как представляющие мусульманский мир, так и стоящие «над схваткой.

По мнению полномочного представителя северокавказского муфтията в Москве Шафига Пшихачева, высказанного в интервью «Интерфаксу», «многих из наших молодых людей в свое время позвали за рубеж, они туда выехали, прошли определенную подготовку. В итоге кто-то из них вернулся, кто-то занимается пропагандой, находясь еще за рубежом». «Очевидно, что мощная информационная поддержка экстремистам обеспечивается из-за рубежа, не до конца выявлены схемы финансового обеспечения оттуда, и, естественно, оттуда руководить боевиками не перестали».

А в целом, как говорит Пшихачев, сегодня нельзя говорить о том, что «распространение экстремизма осуществляют зарубежные проповедники – к сожалению, этим уже занимаются собственные граждане».

Российский исламовед Роман Силантьев высказывается так: «К сожалению, последние 19 лет в российском исламе станут самым черным периодом в его истории. Российский ислам стал жертвой идеологической экспансии извне и, в отличие от других традиционных религий, пострадал от нее наиболее сильно».

Как отмечает Силантьев, в среде российского ислама растет влияние нетрадиционных направлений, распространяются идеи ваххабизма. Сегодня ваххабиты контролируют уже более 70% мусульманских СМИ, которые «словно специально разрушают межрелигиозный мир в России».

И если, по мнению Силантьева, эта тенденция сохранится, то прослойка мусульман, желающих жить в мире с христианами, станет ничтожно мала.

 


Всеволод Истомин

 

Источник