По словам Тишкова, в России нет общего основания для этнокультурного развития страны: не определены статусы, «правовые коридоры» для языков этнических групп и общностей (прежде всего малых). Тишков отметил, что нет ясности и в вопросе государственной и местной поддержки мероприятий, проводимых организациями этнокультурного направления, сообщает РИА «Новости». Разумеется, здесь идет речь не о поддержке русских этнокультурных организаций.На днях в Москве по инициативе комиссии Общественной палаты (ОП) по вопросам толерантности и свободы совести, которую возглавляет Валерий Тишков, прошло совещание представителей региональных общественных организаций. Тема конференции — «Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества».

 

Валерий Тишков, известный, скажем так, неоднозначными взглядами на национальные проблемы и, в частности, на проблемы русских, сообщил, что, оказывается, последняя перепись населения показала «безосновательность утверждений о сокращении численности русских» в стране. Хотя, по данным переписи 2002 года, количество русских снизилось более чем на 15 млн человек по сравнению с данными на 1989 год. «Да, сокращение есть, но не такое страшное — 3,3 %», — передает слова Тишкова NEWSru.com. Основной причиной такого положения Тишков назвал демографическое старение населения, то есть низкую рождаемость и высокую смертность.

 

Представитель Общественной палаты также назвал «безосновательными» разговоры об «этноциде», «якобы имевшем место в девяностых годах», и «страхи о катастрофическом сокращении численности русских. «Так, - продолжил В.Тишков, - миграция последних лет отчасти компенсировала падение численности русских, а кроме того, дополнительным источником пополнения русского населения является ассимиляция других групп населения, в том числе мигрантов, в пользу русского языка и идентичности». Не совсем понятно, правда, кто из мигрантов, прибывших в Россию за последние 10-15 лет, по мнению Тишкова, подвергся ассимиляции — таджики, грузины, азербайджанцы или еще кто-то. В высшей степени сомнительно, чтобы кто-либо из них за этот срок превратился в русских.

 

Кроме того, как сообщил «Интерфакс», Россия и ее народ, по словам Тишкова, несмотря на демографические проблемы, остается крупнейшей европейской нацией». Население новой России имеет высокую степень социально-политического и историко-культурного единства. Подавляющее большинство населения ставит свою гражданскую идентичность «россиянин» на самое высокое место», — добавил председатель комиссии ОП. А в недавнем интервью газете «Московские новости» он же заявил, что «концепт русского национального компонента» весьма «разрушителен для сохранения культурного многообразия и реализации политики толерантности у нас в стране».

 

Тем самым Тишков противопоставил русскую национальную идентичность, как «разрушительную» и «не толерантную» (а можно предположить, что и способствующую экстремизму, которой могут придерживаться только «отморозки» и «маргиналы»), некой виртуальной идентичности «россиянин», которую якобы все нормальные граждане ставят превыше всего.

 

Кроме того, как сообщил глава комиссии ОП по толерантности, в последние годы ситуация в некоторых регионах у него «вызывает беспокойство» с точки зрения межэтнических и межнациональных отношений. Более того, как передает слова доклада Тишкова газета «Известия», он утверждает, что в России существует «этнический неорасизм». Зародился он, по мнению Тишкова, «из-за фобий и невежества» наших российских граждан, а вовсе «не из-за социально-экономических и культурных противоречий». По мнению этого «специалиста по межнациональным отношениям», привязка насилия и экстремизма к обнищанию и социальной безысходности является «вымыслом», что кардинальным образом противоречит всему, что мы знаем о социальных и межнациональных конфликтах.

 

Прокомментировать эти наукообразные экзерсисы, затрагивающие национальные и религиозные чувства большинства наших граждан (которые, заметим, все же еще продолжают оставаться именно русскими и православными), корреспондент КМ. RU попросил Кирилла Фролова, политолога и пресс-секретаря «Союза православных граждан»:

 

— Опять продолжает осуществляться политика двойных стандартов. Представителям национальных и религиозных меньшинств можно, следуя этой логике, подчеркивать свою национальную идентичность, а национальная идентичность русского народа, который является большинством наших граждан, почему-то считается разрушительным принципом. Этот тезис Тишкова коррелирует с еще одним заявлением, опубликованным в «Российской газете», которая не должна публиковать такие вызывающие вещи. Рустам Ибрагимбеков, представитель азербайджанской диаспоры, который снимает фильм об Александре Невском, заявил примерно следующее: усиление Русской православной церкви является угрозой для общества и проявлением «русского сепаратизма». Такие заявления попросту являются провокацией — они провоцируют ответный экстремизм. На это не надо поддаваться, но, несомненно, эти двойные стандарты в отношении русского народа недопустимы. Они провоцируют радикализм и экстремизм, с которым они же потом и борются.

 

Русский народ составляет 82% населения России, и получается, что ему, этому большинству, отказывают в праве на собственную национальную идентичность. Но это еще и самый большой разделенный народ мира — более 30 млн русских оказалось отрезанными от своей родины и целые огромные русские регионы являются искусственно отрезанными. То же можно сказать и о белорусах, потому что белорусы — это западные русские.

 

Императивом российской политической элиты должно быть воссоединение русского народа, и тезис этот не имеет никакого отношения к экстремизму. Вспомним, что тезис о разделенном положении немецкой нации был введен в конституцию ФРГ — после свержения нацистов, при канцлере Аденауэре. И политическая элита Германии добилась воссоединения разделенного немецкого народа. Почему им можно, а нам — нельзя?

 

Несомненно, что те двойные стандарты в отношении русского большинства, приобретают феномен политической русофобии. Представьте себе Израиль, такого израильского политика, который бы заявил, что сокращение численности евреев на 3% — это ничего страшного. Любое сокращение — это уже катастрофа, это уже негативный фактор, от чего бы это ни происходило. И демографическая катастрофа уже признана государством. В этом вопросе Тишков выступает как политик 1990-х годов.

 

Сейчас есть специальный национальный проект «Демография». Политическая элита думает об экономических способах поощрения рождаемости — материнский капитал и т.д. Это, конечно, хорошо и правильно. Но опыт европейских стран показывает, что одно только улучшение материального положения не приводит к преодолению демографической катастрофы. Но государство ничего не делает для того, чтобы привлечь Русскую православную церковь к решению общенационального проекта по демографии. А ведь единственная «рожающая» русская прослойка, которая не сокращается — это русские православные священники. Одной экономической мотивации недостаточно, нужна религиозная.

 

Общественная палата, членом которой является г-н Тишков, приняла очень скользкое решение по «Основам православной культуры» (ОПК). А теперь придумали новый способ разрушения ОПК — заменить слово «православный» на слово «духовный». Но этот «компромисс» приведет к разрушению всего, поскольку под эту лазейку может пролезть любая секта, вплоть до кришнаитов, которые считают себя очень «духовными».

 

Почему православному большинству жителей страны (причем, это не только русские, но и другие народы — мордва, чуваши, якуты, осетины) запрещают название «православный» в культурологическом предмете? Мы вынуждены биться за свою идентичность, за свое право принадлежать к великой православной традиции, к великой русской культуре и народу, к собственной стране. Такая ситуация является угрозой для национальной безопасности России. Те высокопоставленные чиновники, которые отказывают русскому народу в праве на свою религиозную и национальную идентичность, дают почву для антинациональной, антигосударственной пропаганды, которую ведут такие как Березовский, Невзлин и Белковский, призывая русское государство развалить.

 

— Как вы оцениваете тезис о том, что в России существует «этнический неорасизм», который зародился из-за «фобий и невежества граждан, а вовсе не из-за социально-экономических и культурных противоречий»?

 

— Этот тезис опровергается тем, что, при всем моем отторжении любых форм экстремизма, я вынужден констатировать, что существуют вещи, которые провоцируют экстремизм. Вспомним того же азербайджанского кинематографиста и его заявления, разжигающие межрелигиозную рознь, к православному большинству. А какое вы хотите отношение, когда Совет муфтиев на своем заседании в Саратове опять выступает против ОПК и переизбирает своими сопредседателями экстремистов, таких как Н.Аширов и М.Бибарсов. Они борются с православной символикой в российском гербе, оправдывают уничтожение культурных памятников талибами в Афганистане и строят в Москве мечеть с минаретом высотой в 75 метров, собираясь снести целый жилой квартал на Проспекте Мира. Что это может породить?

 

Оказывается, виновата непросвещенность русского большинства! Нам бросают вызовы, а потом обвиняют русских же. Они сами провоцируют экстремизм, в котором будет обвинена только одна сторона. Нужно прекратить оспаривать права и мешать реализации прав православного русского большинства. Православная культура не только снимет напряжение, но и будет прививкой от экстремизма. Человек, воспитанный в православной культуре, не будет никого убивать, но за свое национальное и религиозное достоинство стоять будет. Нападки на ОПК и национальную и религиозную идентичность русского большинства — это и есть провокация, сепаратизм и антигосударственная пропаганда, которая должна караться. Нужно забросать исками тех, кто говорит, что православие или ОПК приведет к разжиганию межрелигиозной розни. Православие не учит розни, это оскорбление.


КМ.ру