Попытка лишить преступников национальности на местах обойдется российским властям очень дорого. Сценарий Кондопоги с пугающей регулярностью повторяется то в одном, то в другом уголке Российской Федерации. Теперь полыхнуло на Северном Кавказе в республике Адыгея. Ряд интернет-изданий достаточно подробно осветил происшедшее, и то, что последовало за этим, отмечает "Сегодня.ру".

Вечером 31-го марта 2007 года посетители клуба поселка Хамышки стали жертвами нападения. Адыгеец, несколько лет назад купивший дом в этом поселке, вместе с пятью друзьями из аулов Хакуринохабль, Мамхег и Пшиче подъехали на двух машинах к клубу, где отдыхала местная молодежь. Кто-то танцевал, кто-то играл в теннис. В основном, это были школьники, среди них несколько молодых людей старше 20 лет. Зайдя в клуб, гости - крепкие мужчины, в возрасте старше 30 лет сразу почувствовали себя хозяевами, о чем не замедлили сообщить собравшимся.
 
Было видно, что они пьяны, или находились под действием наркотиков, либо то и другое вместе. Раздевшись до пояса, один «гость» взгромоздился на теннисный стол и заявил, что он желает разврата. Стол развалился, а сексуально озабоченный мужчина стал высматривать виновника своего падения. Им стал один из братьев Мокроусовых, Олег, нагнувшийся поднять стол. Удар по голове надолго лишил его сознания. А когда он приходил в себя и пытался встать, его били то ногами, то головой об колено и он вновь терял сознание. Парень, Султан, бежавший с матерью из Чечни, пытался успокоить бандита, но был отправлен в нокаут.
 
Очевидцы утверждают, что среди нападавших был мастер спорта по боксу. Молодой человек, пришедший в клуб на костылях, также получил удар по голове. А костыли использовали для избиения тех, кто попался под руку. Один бандит кричал что, «он здесь смотрящий» и зовут его «Маэстро», что, очевидно, должно было прибавить ему уважения избиваемых. Другого бандиты называли «Кум». Достав пистолет, один из них приставил его к виску лежавшего на полу парня и грозил выстрелить. Не оставили без внимания горячие горские парни и девушек. «Кто тебя родила: сука или женщина?»- спросили одну из них. Получив ответ: «Женщина!», скот ударил её по лицу. Дольше всех им противостоял Александр Мокроусов, но и он, получив тяжелое сотрясение мозга и перелом носа, потерял сознание. «Гости» работали с воодушевлением, и если бы их не остановили, могли забить ребят до смерти.

А в это время, к клубу стали сбегаться местные жители – родственники избиваемых, кто с палками, кто с охотничьим оружием. Возглас одного из школьников – «наши с ружьями идут», заставил бандитов прекратить побоище и кинуться вон из клуба к машинам. Но выезд уже был перегорожен машиной подъехавшего местного жителя. Два выстрела из ружья в воздух сбили спесь с новоявленных хозяев Хамышков, а пущенные в ход штакетины и поленья внушили им уважение к окружающим. Один ещё пытался сопротивляться и кричал – «это наша земля!» и нецензурно выражался, но и он, отведав полена, успокоился. Поняв, что вооруженному народу доказать своё первородство невозможно, бандиты стали молить о пощаде. Хамышинцы - народ отходчивый, а когда враг не сопротивляется - тем более.

В машине визжали девушки, и люди решили, что это захваченные односельчанки. Стали бить стекла, чтобы открыть двери и их вызволить. К счастью для «гостей» - это были привезенные ими «путаны». Воспользовавшись заминкой, бандиты набились в машину и, столкнув в сторону загородившую проезд «Оку», рванули восвояси.

Троих жителей Хамышков с серьезными травмами головы «скорая» отвезла в больницу. Вызванная в момент нападения милиция прибыла в поселок через сутки. Завели уголовное дело. Опросили свидетелей. А на третий день  загорелся  дом участника нападения на клуб. Накануне из него вынесли мебель. Стоявший рядом адыгеец, фотографировал пожар и кричал прибежавшим тушить огонь «Мы вас всех здесь пожжем и порежем!». Скоро подъехала пожарный расчет. Дом потушили, и стало очевидно, что он подожжен изнутри. Очевидно, с помощью такого нехитрого трюка дети гор пытались «перевести стрелки» и попытаться самим предстать в роли потерпевших.
 
Именно эта провокация стала последней каплей для жителей поселка. 6-го апреля в сельской школе собрался сход граждан. Очевидцы утверждают, что за последние 10 лет такого количества народу ни разу не собиралось. Приехали глава сельского поселения, заместитель начальника РОВД, зам районного прокурора и глава района. В выступлениях чиновников содержался набор обязательных фраз - необходимо понять, что у преступников нет национальности, мы должны жить по общероссийским правилам, нельзя допускать самосудов, преступники понесут заслуженное наказание. Утверждения насчет отсутствия национальности особенно возмутили людей.
 
Участники схода стали приводить другие примеры, когда приезжавшие через поселок адыгейцы наносили им оскорбления именно на национальной почве, избивали людей и совершали другие противоправные действия. Возмущенная женщина рассказала, как однажды у неё на глазах из подъехавшей иномарки вывалила толпа пьяных парней и, демонстративно расстегнув ширинки, стала мочиться на ограду церкви. Один из них сказал ей: «П..... русская! Ты ходишь по нашей земле!». Другая женщина напомнила представителю МВД о том, что один из участников субботнего нападения несколько лет назад уже совершил преступление - прострелил ногу её мужу и никакого наказания не понес. Еще один мужчина напомнил о попытке похищения девочек, которая также осталась без наказания. Общее настроение выразил другой житель села: «Я, когда в Кошехабле работал, относился к ним с уважением, почему же приехавшие сюда ведут себя как дикари?».

Зам. начальника РОВД пообещал разобраться по всем названным фактам, а заодно и с тем, почему милиция на вызов приехала через сутки. Он сообщил, что виновные найдены, что пистолет изъят (газовый). И предупредил: «Только не забирайте заявления!» На вопрос, по каким статьям возбуждено дело был дан ответ: «Угроза убийством и нанесение побоев». Из зала опять спросили «А почему не по 282-й статье за разжигание национальной розни?» В ответ услышали: «Разберемся, тогда и примем решение». И новая реплика из зала: «Это не хулиганство, это адыгейский нацизм!»

Судя по их реакции, наученные горьким опытом люди, не верят правоохранительным органам. «Какое расследование! - звучало в зале. - Знаем! У нас так - нет трупов - нет и преступления! Пройдет время, всё перевернут, пострадавшие станут виновными!».

«Три года назад подобное было, - напомнил молодой человек, - нас тогда сделали виновными. На суде повернули так, будто я один напал на 8-х адыгейцев». Люди говорили, что причину происшедшего надо искать на самом верху, в событиях 15-летней давности, когда провозгласили республику, что безнаказанность поощряет преступников и что если этот вопрос не разрешить сегодня, то завтра мы получим ещё большие проблемы.

Предложение о создании народной дружины было встречено с некоторым энтузиазмом. Выслушали атамана станицы Кужорской, в которой она уже действует и, по его словам, весьма успешно. А пока формируется дружина, договорились держать наготове мобильные телефоны, чтобы по первому сигналу собраться и дать отпор бандитам. Ведь обещание «пожечь и порезать» прозвучало. Выступивший глава района сообщил, что предварительная информация из милиции о происшествии существенно отличается от того, что он здесь услышал. И заверил людей, что преступление обязательно будет расследовано, а он предпримет все меры к тому, чтобы в дальнейшем ничего подобного не произошло. Обещал помощь в создании дружины. Зам. прокурора рекомендовал, действуя совместно с милицией, «создать условия, чтобы ни один преступник в село не совался». Также обещал разобраться с судьбой названных четырех так и не расследованных преступлений.
 
Просто так расходиться люди не желали и требовали принятия постановления. Стали вносить предложения. Предлагали выселить негодяя, из-за которого произошло побоище, требовали присоединения к Краснодарскому краю, говорили о восстановлении местного самоуправления в Хамышках и назначении участкового из местных жителей. Вспомнили о необходимости дать людям работу, открыть детский сад, бороться с пьянством. Кстати предположение о том, что избитые были пьяны, и сами спровоцировали нападение, зал встретил с негодованием. Пострадавшие молодые люди известны в селе с самой положительной стороны. Но всех волновала необходимость дать адекватную оценку происшествию. Тогда выступил представитель правления Союза славян Адыгеи и предложил заявить, что происшествие является преступлением на почве национальной неприязни и что причиной его является порочная национальная политика, проводимая властями республики многие годы. Рекомендовал адресовать обращение президенту и требовать от него реальных действий по изменению этой политики.

Следует отметить и то обстоятельство, что в последнее время довольно энергично разыгрывается карта адыгского шовинизма и сепаратизма. Причем в развитии «адыгского самосознания» главную роль играют зарубежные спецслужбы, использующие общественные организации потомков черкесов в Турции, Израиле, арабских странах Ближнего востока и Северной Африки. Так, в конце минувшего года два десятка адыгских общественных организаций из разных стран мира обратились в Европарламент с требованием признания геноцида адыгов в XVIII-XIX вв. и уже получили подтверждение о приеме документов к рассмотрению.
 
По мнению главы «Черкесского конгресса» Мурата Берзегова, признание факта геноцида станет «великим шагом к решению этой проблемы в России». Это событие, широко освещалось в ряде адыгейских изданий, в том числе и электронных, в совершенно русофобском и антироссийском духе. Значительная часть публикаций этих изданий методично вдалбливает в головы своей аудитории ненависть к российскому государству и славянам. Причем абсолютно безнаказанно. Похоже, что 282 статья УК РФ только для русских.