Под расовой теорией сегодня принято понимать единую философскую систему, находящуюся на стыке гуманитарных и естественных наук, посредством которой все социальные, культурные, экономические и политические явления человеческой истории объясняются действием наследственных расовых различий народов, данную историю творящих. Все обилие фактов, накопленных антропологией, биологией, генетикой, психологией и смежными дисциплинами о врожденных расовых различиях народов, проецируется на сферу их духовной жизни. В каждом историческом явлении расовая теория стремится выделить биологическую первопричину, его вызвавшую, то есть наследственные различия представителей различных рас. В свою очередь различия биологического строения ведут к различиям в поведении, а также к различиям в оценке явлений. Таким образом, расовая теория - это наука, изучающая биологические факторы мировой истории.
В основе расовой теории лежит понятие расы, которое было привнесено в европейскую науку в 1684 году французским этнографом и путешественником Франсуа Бернье (1625-1688). На протяжении двух столетий не существовало четкого и однозначного определения этого термина, ибо ученые смешивали сугубо биологические параметры с лингвистическими и этнографическими, из-за чего постоянно возникала путаница, а народы, имеющие одинаковый внешний облик и психические характеристики, записывались в различные расы на основе данных этимологии или выводов сравнительной лингвистики. Нередко народы, не имеющие между собой ничего общего в плане физического строения, бывали отнесены к одной расе только на основе языковой общности. Эти противоречия и неточности в систематизации дорого обошлись адептам расовой теории, ибо скомпрометировали всю науку в целом. В результате отождествления "народа" и "расы" возникли совершенно абсурдные словосочетания, такие как "тевтонская раса", "германская раса", "славянская раса".
Положение исправил русский ученый французского происхождения, Иосиф Егорович Деникер (1852-1918), когда в 1900 году издал книгу "Человеческие расы" на французском и русском языках. Именно в этой научной монографии, которая до сих пор считается эталоном систематизации естественнонаучной информации, впервые были сформулированы основные антропологические принципы оценки различий между человеческими расами. В антропологии возникла расовая типология, благодаря чему классификация человеческих рас приобрела современный четкий вид. Исчезли разночтения, а использование сугубо антропологической терминологии приобрело более строгий научный характер.
Будущий корифей расологии Иосиф Егорович Деникер родился в Астрахани 22 февраля 1852 года (по старому стилю). Родители его купеческого звания, по происхождению французы, покрестившие мальчика в православие, о чем свидетельствует его отчество. Общеизвестно, что это автоматически делало его подданным Российской империи. Первоначальное образование И. Е. Деникер получил в Астраханской, Саратовской и Московской гимназиях. Выдержав экзамен на аттестат зрелости в 1869 году, он поступил на химическое отделение в Санкт-Петербургский технологический институт, который окончил в 1873 году, получив квалификацию технолога первого разряда. С целью изучения нефтеносных источников И. Е. Деникер осуществил экспедиции по Закавказью, Крыму, а также по южному, персидскому берегу Каспийского моря. Затем начинаются его путешествия в центральную Европу и Италию для пополнения знаний. В Париже в Музее Естественной истории он вначале занимается химией, а затем ботаникой. С 1879 года молодой ученый начинает уплотненное изучение антропологии под руководством самого профессора Поля Брока (1824-1880), предпринимает поездки в Тироль, Далмацию, Черногорию и восточную Италию, с целью антропологического измерения местного населения. В 1880 году он поступил на естественноисторический факультет в Сорбонну, где пополнил свои познания в области геологии, ботаники, зоологии, а летом 1881 года работая на зоологической станции в Бретани. В 1882 году И. Е. Деникер сдал специальный экзамен по антропологии и начал работать в лаборатории Музея Естественной истории под руководством профессора Армана де Катрфажа (1810-1892) и в Антропологической школе у профессора Поля Топинара (1830-1911), параллельно с этим углубляя свои познания в зоологии и сравнительной анатомии.
И вот наконец в 1886 году Иосиф Егорович защитил диссертацию в Сорбонне на степень доктора наук по зоологии (анатомия и эмбриология антропоидных обезьян).
Одновременно И. Е. Деникер не покидал своих занятий по изучению иностранных языков и составлению научных библиографий. В 1887 году он сдал экзамен на очень почетное звание университетского библиотекаря и 1888 был назначен на должность главного библиотекаря в Музее Естественной Истории в Париже.
Кроме того, он состоял членом совета Французского Зоологического общества, членом Парижских Антропологического и Географического обществ, членом общества Народных Преданий в Париже, непременным членом Общества Любителей Естествознания в Москве и членом-корреспондентом Итальянского Антропологического общества.
Но не эта репутация обессмертила имя И. Е. Деникера во всемирной науке. Обладая огромной эрудицией и профессиональной подготовкой в области нескольких естественных наук, он первым начал заниматься составлением расовых классификаций на основе систематизации данных антропологии, этнографии, эмбриологии и сравнительной анатомии. Мало того, в своих исследованиях он использовал новейшие по тем временам идеи эволюционной теории. В 1886 году И. Е. Деникер получил главную премию имени Брока за сочинение по эмбриологии антропоидных обезьян, а к 1889 году относится его первое сочинение, посвященное новейшим принципам составления классификации человеческих рас.
Одна из первых классификаций рас в Европе была создана гениальным шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) в 1746 году. Известный немецкий антрополог Иоганн Блюменбах (1752-1840) существенно расширил ее. К концу XIX века были созданы уже десятки различных вариаций, причем в некоторых из них число рас доходило уже до нескольких сотен, в связи с чем понятие расы сделалось нечетким. Кроме того лингвисты, этнографы и религиоведы, обсуждавшие проблему происхождения ариев, внесли существенную путаницу тем, что методы и принципы гуманитарных наук перенесли на естественные науки.
В 1900 году на русском и французском языках появилась большая сводная монография Иосифа Егоровича Деникера "Человеческие расы", в которой впервые в научной практике был применен новый синтетический принцип классификации: "Что касается классификации рас, то для нее принимаются в расчет одни только физические признаки. Путем антропологического анализа каждой из этнических групп, мы попытаемся определить расы, входящие в ее состав. Затем, сравнивая расы друг с другом, будем соединять расы, обладающие наибольшим числом сходных признаков, и отделять их от рас, обнаруживающих наибольшие с ними различия".
Под расой Деникер четко понимал "соматологическую единицу", и с идеализмом в антропологии таким образом было покончено. Вся книга по сути и посвящена отделению друг от друга этнографии и антропологии, которые автором определяются как явления различного порядка: первое - социологического, и второе - биологического. Он пишет: "Несколько лет тому назад я предложил классификацию рас, основанную единственно лишь на физических признаках (цвете кожи, качестве волос, росте, форме головы, носа и т. д.)".
И.Е. Деникер по сути первым встал на позиции жесткого и последовательного биологического детерминизма в расовой философии. По его мнению, окружающая среда бессильна перед расовыми признаками. Он подчеркивает: "Расовые признаки сохраняются с замечательным упорством, невзирая на смешение рас и на изменения, обусловленные цивилизацией, утратой прежнего языка и т. д. Меняется лишь соотношение, в котором та или иная раса входит в состав данной этнической группы".
Определив расу как "соматологическую единицу", Деникер заложил основы расовой типологии, которая без существенных изменений просуществовала до наших дней. Ему повезло, потому что его вклад в науку был признан сразу же и почти всеми. В том же 1900 году вышла в свет книга известного американского географа Уильма Рипли "Расы Европы", в которой тот давал свой вариант классификации рас, основанный на новом синтетическом принципе обобщения физических признаков. Однако даже крупнейший английский антрополог сэр Артур Кис (1874-1942), не позволив себе впасть в узко англосаксонский шовинизм, поддержал классификацию русского ученого. Он писал позднее: "Время показало, что Деникер был ближе к истине, так как первым разработал анатомическую сторону антропологии". Другой английский антрополог Альфред Хэддон (1855-1940) писал, что "его книга "Человеческие расы" представляет собой лучшее систематическое изложение наук о человеке, она содержит массу информации, изложенную сжато и ясно, изобилует ссылками и множеством великолепных иллюстраций". Американский ученый Отто Клинеберг (1899-?) в работе "Расовые различия" (1935) также считал необходимым подчеркнуть: "Никто еще не смог до Деникера создать такую расовую классификацию, в которой бы использовалась комбинация признаков, таких, как структура волос, цвет кожи, цвет глаз, форма носа и другие, что позволило сократить количество известных рас до семнадцати, и двадцати одной подрасы, в то время как предыдущие исследователи, основываясь на классификации по отдельным признакам, называли различное их число от трех до трехсот".
Именно с момента признания вклада И. Е. Деникера в науку в антропологической литературе прочно укореняется понятие антропологический тип, постоянный и неизменный, раз и навсегда данный, и не подверженный влиянию среды. Исторически сложившаяся комбинация антропологических типов являет собой продукт социального развития - этнос, и тот тип, который доминирует, впоследствии формирует физический и духовный облик каждой национальной общности. Это правило было прочно усвоено и стало базовым для расовой теории.
Но И. Е. Деникер сделал и еще одно важнейшее открытие, оцененное позднее, однако весьма сильно повлиявшее на становление некоторых политических тенденций ХХ века. Он поставил точку в споре об арийцах, который к тому времени достиг своей кульминации, для чего ввел новый термин, принципиально не имеющий ничего общего с романтическими концепциями лингвистов: "Длинноголовую, очень рослую, светловолосую расу можно назвать нордической, так как ее представители сгруппированы преимущественно на севере Европы. Главные ее признаки: рост очень высокий: 1,73 метра в среднем; волосы белокурые, волнистые; глаза светлые, обыкновенно голубые; голова продолговатая (головной указатель 76-79); кожа розовато-белая; лицо - удлиненное; нос - выдающийся прямой". Терминологическая некорректность в расовой теории закончилась, термин арийцы плавно отошел в сферу культурологии, социологии и религиоведения: "Не может быть и речи об арийской расе, а позволительно говорить только о семье арийских языков и пожалуй, о первобытной арийской цивилизации".
Позднее термин "нордический" сделался центрально значимым в идеологической доктрине Третьего Рейха, однако даже немецкие расологи добросовестно подтвердили приоритет его создания русским ученым. Так, Ганс Ф. К. Гюнтер (1891-1968) в фундаментальной работе "Нордическое мировоззрение" открыто указывал, что это базовое понятие "впервые ввел русский расовый теоретик Деникер". Другой крупный немецкий авторитет в означенной области Вальтер Шейдт (1895-?) свою книгу по систематизации терминологии назвал "История антропологии от Линнея до Деникера". Австрийский расовый специалист Эрих Фегелин (1901-?) в книге "Раса и государство" подчеркивал, что термин "нордическая раса впервые введен Деникером".
Лучшие представители расологии взяли на вооружение не только применение этого термина, но и всю логику доказательств Деникера. Так Ганс Ф. К. Гюнтер в книге "Расовые элементы в истории Европы" давал пояснение совершенно в том же духе: "В филологии раньше словом "арийский" обозначали индоевропейские языки; сегодня этот термин обычно используется лишь применительно к индоиранской ветви этой языковой семьи. В начале расовых исследований иногда называли белую расу арийской; позже арийцами стали называть народы, говорящие на индоевропейских языках, и, наконец, нордическую расу. Сегодня термин "арийский" вышел из научного употребления и использовать его не рекомендуется, особенно с тех пор, как он стал ходовым среди профанов в порядке противопоставления "семитам". Но от термина "семиты" антропология тоже отказалась, так как на семитских языках говорят народы самого различного расового происхождения".
Таким образом все мировое сообщество антропологов признало И. Е. Деникера создателем расовой типологии - научно-методической основы расовой теории. После опубликования книги "Человеческие расы" авторитет русского расолога вырос во всем научном мире настолько, что его официально признали лидером Французской антропологической школы, так как к этому времени он постоянно жил и работал во Франции. С 1910 года он стал редактором "Бюллетеня Антропологического Общества", издававшегося в Париже, где опубликовал несколько новаторских работ по пигментации европейского населения, а также очерки об "экзотических расах". Альфред Хэддон, сам наблюдавший процесс работы Деникера, впоследствии писал, что "это выглядело как чудо, ибо он писал исследования по эмбриологии человекообразных обезьян, и тут же легко переключался на исследования чукчей, калмыков, турок, готтентотов и пигмеев". Блестящая книжная эрудиция позволила ему стать директором библиотеки Национального Музея Естественной Истории в Париже. Кроме того, он был избран кавалером Ордена Почетного Легиона, доктором права в Университете Абердина (Шотландия), а также стал президентом одновременно Антропологического и Географического обществ Франции, президентом Ассоциации университетских библиотек.
В 1904 году Королевский Антропологический институт Великобритании удостоил И. Е. Деникера наивысшей чести, прислав ему приглашение прочесть в своих стенах лекцию, посвященную памяти крупнейшего английского ученого естествоиспытателя Томаса Генри Гексли (1825-1895). В 1914 году в Оксфордском университете вышел большой сводный том "Боги Северного Буддизма" с предисловием И. Е. Деникера, а в 1916 году увидела свет его фундаментальная монография о новых принципах составления научных библиографий. Многие крупнейшие ученые мира считали его своим другом, ибо его энергии и эрудиции хватало на то, чтобы содействовать их исследованиям, повсеместно поднимая авторитет передовой науки.
Иосиф Егорович Деникер скончался 18 марта 1918 года в Париже, где жил в доме № 36 на улице, названной в честь великого французского ученого-натуралиста Этьена Жоффруа де Сент-Илера.
Европа уже четыре года как лежала в руинах братоубийственной мировой войны, но глава немецкой антропологической школы Рудольф Мартин (1864-1925) официально выступил с речью в память о крупнейшем антропологе французского происхождения, родившемся в русском городе Астрахани. Миллионы трупов солдат, которыми были усеяны поля сражений из враждующих близкородственных стран континента не замутили чистоту мировоззрения антропологов. Этнический шовинизм, пышным цветом расцветший за годы этой войны, оказался бессилен против основ классической расовой теории. Весьма символично, что силу, доказательность и стройность ей придал обрусевший француз, родившийся на берегах священной реки Волги и всей своей жизнью многократно доказавший торжество вневременного расового архетипа.