С большим удовлетворением, как говорили во времена съездов, прогрессивная общественность в моем лице восприняла выход обновления федерального списка экстремистских материалов Минюста. В него наконец-то включили лозунг "Православие или смерть!".

Ирония заключается в том, что если бы проводили конкурс на наиболее яркое проявление воинствующего невежества, лозунг вряд ли бы приняли в участники. Зато Минюст, Черемушкинский суд Москвы и Люблинская межрайонная прокуратура заседали бы в жюри.

 

Как многим известно, флаг с надписью "Православие или смерть" вывесили в 1972 году обитатели афонского монастыря Эсфигмену, отказавшиеся поминать на богослужениях Константинопольского патриарха Афинагора. В тот непростой год они объявили пытавшимся выселить их властям, что монастырь заминирован, и отказались оставить Эсфигмену, решив пожертвовать собственной жизнью, если этого потребуют обстоятельства.

 

Несмотря на то, что монастырь Эсфигмену может в некотором роде рассматриваться как раскольнический и не подчиняющийся иерархам церкви, экстремизма в нем ноль. Просто так вышло, что это поняли в одном столичном суде и не поняли в другом.

 

Интересующиеся вопросом могут также обратиться к довольно взвешенному анализу Кураева. Я же, как человек, в общем, неверующий, заинтересовался – что же скрывает список экстремистских материалов? Я всмотрелся в бездну, и бездна подмигнула мне всеми 868 пунктами.

 

Первый удивленный возглас вырвался из моей груди при виде нескольких десятков пунктов, описывающих чуть ли не полностью весь ассортимент нью-йоркского издательства Watch Tower Bible and Tract Society. Проще говоря, в экстремистскую записали всю литературу, распространяемую "Свидетелями Иеговы". Сказать честно, эти наивные, но упорные люди, известные своим принципиальным отказом от конфликтов, не заслуживают такого отношения к себе в светском государстве. Особенно, как говорит молодежь, доставляет экстремистская книга с заголовком "Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?". Креационизм, который я сам осуждаю, все же не следует записывать в экстремизм. Как в том анекдоте - а если бог есть, то зачем же портить отношения?

 

Говоря словами одной героини одного хорошего фильма - Хоботов, это мелко. С другой стороны, пункты 632-660, где ранее находились материалы Л.Рона Хаббарда, после судебных баталий были исключены из списка. Так что у "Свидетелей", как и у любых верующих людей, есть шанс на спасение.

 

Судя по списку, больше всего экстремизма российские суды находят у исламистов и русских националистов. Про исламистов ничего не скажу - недостаточно подкован, но с националистами явно перестарались. Туда, например, несколько лет назад отправилось стихотворное обращение националистки Веры Степашиной к мужчинам на 23 февраля. Я не уверен, какая строка вызвала больший гнев суда: то ли "Правят Русью исчадия адовы", то ли "А квартплата растет с каждым месяцем".

 

Впрочем, ничего необычного в такого рода анекдотах нет. Еще в 2008 году на глазах у изумленной общественности в скорбный список попала монография британского историка Хью Тревор-Ропера "Застольные беседы Гитлера. 1941 – 1944 годы". Того самого историка, которому пожаловали пэрство с баронством за его научные труды.

 

Вчитавшись внимательнее, я обнаружил и другие интересные экземпляры, не связанные с традиционными движениями-пугалами. Взять пункт 439. Это "листовка с заголовочным комплексом, включающим карикатурное изображение графика спада некоего показателя и заголовочным агитационным лозунгом "Пусть за кризис платят те, кто его создал".

 

Подумалось, что трудно не согласиться с этим лозунгом. Взгляд упал на 446 пункт: "листовка с заголовочным комплексом, включающая вверху страницы карикатурное изображение "виновника кризиса" в цилиндре со знаком доллара, над головой которого кривая спада некоего показателя, и заголовочный агитационный лозунг "Мы не должны платить за их кризис". Экстремизм по отношению к карикатурному изображению буржуя - это сильно.

 

Есть в списке и различного рода профсоюзные листовки. Некоторые из них я с превеликим удовольствием нашел в Сети и прочел, соглашаясь с каждым словом и внутренне содрогаясь от сладкого осознания себя экстремистом. Наверное, что-то подобное испытывали тюменские анархисты, расписавшие военкоматы лозунгами "Долой армейское рабство", "Я люблю людей" и "Миру мир". В этих самых лозунгах эксперты тогда отыскали разжигание политической и идеологической ненависти или вражды. К счастью, уголовное преследование, кажется, прекратили. Но осадочек остался.

 

Уважаемые эксперты, судьи и сотрудники Минюста! Как говорилось в КВН, вы уж определитесь, кто вы - завучи или кальмары. Продолжая в том же духе, вы в конце концов дождетесь лозунга "Экстремизм или смерть".

 

И поднимут этот флаг отнюдь не монахи.