Президент Медведев на совещании в МВД дал указание принять поправки в УК РФ, законы "Об образовании" или "О полиции", которые принесут осужденным за "экстремистские" преступления те же виды поражения в правах, что и педофилам. В частности, президент предлагает ограничить право работать в сфере образования и на госслужбе. Депутаты Госдумы от КПРФ заметили, что это может привести к "охоте на ведьм", приведя в пример дело молодого коммуниста из Кирова, обвиняемого в "разжигании социальной ненависти к депутатам": "Исламских экстремистов - единицы, а людей, которые разжигали ненависть к депутатам Госдумы, - сотни и сотни".Президент Медведев на совещании по борьбе с экстремизмом в Главном управлении МВД, отметил, что за прошлый год число экстремистских преступлений "выросло где-то на 20%". По данным Рашида Нургалиева, за последние шесть лет уровень "экстремистских проявлений" вырос в пять раз. После оглашения этих цифр Медведев призвал к профилактике экстремизма, прежде всего, "в высших учебных заведениях, в школах": "Мы все сыты по горло всякого рода формальными предложениями по воспитанию патриотизма". "На псевдопатриотических струнах пытаются играть как раз националисты и радикалы",- отметил президент, а бороться с этим - политическая задача для региональных властей, - цитирует лаву государства газета "Коммерсант".

В начале года Медведев дал поручение разработать законопроект, который ограничивает права на госслужбу и на работу в сфере образования и воспитания тем людям, которые имеют судимость за совершение экстремистских преступлений: "Они не должны вообще заниматься воспитанием детей, молодежи, и поэтому в законодательстве использование их труда должно быть прямо воспрещено". Поправки, увеличивающие срок, на который экстремисты лишаются права занимать определенные должности, были одобрены в первом чтении Госдумой в минувшую пятницу и, по словам главы комитета по уголовному законодательству Павла Крашенинникова, будут приняты в весеннюю сессию.

Аналогичные ограничения на работу в сфере образования уже существуют: в декабре 2010 года Госдума приняла поправки запрещающие занятие педагогической деятельностью и предпринимательством (в сфере образования и воспитания) для тех, кто был осужден за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Проводя аналогию с новыми идеями президента, Павел Крашенинников предположил, что перечень статей, по которым определенные профессии нельзя занимать, будет расширен или вписан в профильные законы (например, "Об образовании" или "О полиции").

Аналогичная практика существует в Великобритании, где осужденные за теракты или подготовку терактов на срок более 12 месяцев террористы рассматриваются как педофилы. В частности, им грозит до 5 лет тюрьмы, если они не уведомят представителей власти о планах выехать за границу. В основном королевстве этот закон препятствует местным исламистам вылетать в Пакистан и другие страны для обучения изготовлению бомб и другим террористическим навыкам.

В России введение подобных ограничений чревато сезоном "охоты на ведьм", опасаются оппозиционеры. По словам депутата Госдумы от КПРФ Сергея Обухова, в условиях, когда понятие экстремизма непроработано, "борьба за чистоту госслужбы" может привести к охоте на любых несогласных. Примером тому могут быть многочисленные уголовные дела за "разжигание социальной ненависти" к милиции, "единороссам", депутатам Госдумы и разного уровня чиновникам. "За разжигание социальной розни "к депутатам Госдумы, кроме КПРФ" у нас возбуждено уголовное дело против молодого коммуниста из Кирова", - рассказал Сергей Обухов.

"Если мы будем объявлять экстремистами людей, которые критикуют власть (как, по словам Бориса Грызлова, "кто критикует "Единую Россию" - подрывает государственные устои"), начнется настоящая "охота на ведьм", - заявил заместитель руководителя фракции "Справедливой России" Геннадий Гудков.

Эта мера может стать "дополнительным поводом для произвола", считает Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский: "Если исламских экстремистов - единицы, то людей, которые разжигали ненависть к депутатам Госдумы, - сотни и сотни".
Уголовная практика последних лет показывает, что обвинения в "экстремизме" зачастую используются силовиками в самых неожиданных случаях. Например, в Оренбургской области прошлым летом были арестованы члены "секты", практиковавшие групповой секс и поощрявшие участие в "процедурах" собственных детей. Удивительно, но обвинения им были предъявлены за "антигосударственную деятельность". "Начав с отрицания государства, сектанты в конце концов докатились до сексуальных оргий", - заявили следователи. По их данным, лидер объединения и его последователи пропагандировали идеи отказа от институтов общества и государства, замещая это сексуальной раскрепощенностью. В итоге прокуратура обвинила сектантов в "пропаганде идей отказа от институтов государства и участия в жизни гражданского общества".

Еще более абсурдный пример "работы по 282-й статье" продемонстрировали те же оренбургские правоохранители в деле "экстремистской" группы неоязычников. Оренбургские язычники "подрывали государственные устои" тем, что реконструировали народные музыкальные инструменты и собирали не-христианский фольклор.

В середине мая еще один печально-анекдотический случай произошел в Ижевске. За "разжигание ненависти" был арестован лектор, проводивший школьные занятия на тему "Профилактика экстремизма в молодежной среде". В его выступлениях милиционеры обнаружили признаки национализма. В эти же майские праздники саратовские правоохранители завели "экстремистское" дело по заявлению депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина. Экстремизмом стали граффити, которые оставили неизвестные на двери и стенах общественной приемной депутата: ""Фашизм не пройдет" и "Не позорьте красный флаг".