В интервью «Ведомостям» А.Кудрин сообщил, что 4 марта можно «провести эталонные выборы». Что такое в нынешних российских условиях «эталонные выборы», пока неизвестно, хотя подозрения на этот счет имеются. А вот что такое «эталонные переговоры», кажется, уже понятно.
Еще 12 декабря 2011 г. Алексей Леонидович просил «не называть его единомышленником Путина». Однако уже 27 декабря он заявил, что «не согласен с критикой Владимира Путина».
Выступая на митинге на проспекте Сахарова А.Кудрин говорил, что во время голосования 4 декабря были совершены многочисленные нарушения, он требовал отставки Чурова, настаивал на уголовном преследовании виновных в фальсификациях, а также на проведении досрочных парламентских выборов: «Я не согласен с результатами выборов, я считаю, что виновные должны понести ответственность вплоть до уголовной, а Чуров обязан уйти в отставку... Предлагаю к резолюции митинга добавить требование о досрочных выборах. Нам нужна действующая власть. Но новая власть должна быть выбрана в ближайшее время. Я готов участвовать и помогать этому диалогу. Я за досрочные выборы» – сказал Кудрин: http://www.ruslife.eu/Vlast/Vlast/Alekse
Еще 16 декабря А.Кудрин сомневался, что может вернуться в правительство: «Я благодарен премьеру за высокую оценку моей работы за эти 10 лет. Я с интересом выслушал это высказывание, но никаких конкретных предложений не получал. Дело также упирается и в мое несогласие с конкретными мерами, которые приняли и президент, и правительство. Если эти решения не будут пересмотрены, я сомневаюсь, что смогу в ближайшее время вернуться во власть». А вот уже 27 декабря – хотя решения, о которых он говорил, так и не были пересмотрены, – он уже не исключил получения поста премьер-министра: «Бывший министр финансов Алексей Кудрин согласится возглавить правительство, если ему это предложат».
Похоже, именно «эталонные переговоры» В.Путин провел и с М.Прохоровым.
16 сентября прошлого года М.Прохоров считал, что его «игра [в политику] закончена» и что он «понял, что для успеха в политике [ему] нужно много чему научиться». Еще 8 декабря М.Прохоров настаивал: «Нравится это кому-то или нет, Путин пока единственный, кто хотя бы как-то управляет этой неэффективной государственной машиной». А вот уже 12 декабря он стал считать по-другому и сам выдвинулся кандидатом в президенты. Объяснение смены своего настроения он не стал особенно скрывать: ««Это Путин», — сказал Прохоров и заметно для собеседника побледнел. Встал, вышел. Минут через десять вернулся в приподнятом настроении: «Все в порядке, попросил баллотироваться в президенты. А я уж думал, у меня проблемы». Это был вечер 9 декабря».
«Эталонные переговоры» были, очевидно, проведены и с руководителем «Деловой России» Б.Титовым. Еще 27 декабря Б.Титов настаивал: «я не политик, я по бизнесу». А уже два дня спустя, 29 декабря, он изменил свою позицию на противоположную: «Председатель "Деловой России" Борис Титов создает новое праволиберальное политическое движение, а затем и партию под названием "Правый поворот"».
Эпидемия «эталонных переговоров» на этом не остановилась.
Сергей Пархоменко 27 декабря записал в своем фейсбуке: «Слушайте, а чего это мне звонят "Ведомости" и с нечеловеческой настойчивостью интересуются моим мнением, согласен ли я с "кандидатурой Алексея Кудрина на роль посредника между властью и митингующими" (конец цитаты)... Я что-то пропустил? Алексей Леонидович собрался сам с собой переговариваться в какой-то роли? На какие-то темы? По какому-то поводу?.. Вы что-нибудь понимаете? Я – ничего». Правда, четыре дня спустя, 31 декабря, С.Пархоменко уже что-то понимал, потому что переговаривался с Алексеем Кудриным, причем на «те самые темы» – как в принципе могут происходить переговоры между Путиным (властью) и протестующими (митингующими).
В переговорах участвовал и Владимир Рыжков, по призыву которого митинг на проспекте Сахарова за неделю до этого скандировал: «Путин, уходи!» и «Путин должен уйти!» По данным Левада-центра, 86% участников митинга на проспекте Сахарова поддержали требование: «Ни одного голоса Путину!» Во время же предновогоднего завтрака обсуждались уже возможные переговоры с, видимо, уже неуходящим Путиным:
О страстном желании переговариваться с властью успели заявить также М.Касьянов (1 и 2) и И.Пономарев. В разговорах с А.Кудриным, по его собственному признанию, участвовал и Г.Явлинский.
В связи с лихорадочной суетой по поводу допустимых переговоров с властью полагаю возможным сформулировать их базовые принципы в нынешних условиях.
1. Переговоры могут проводиться только полномочными представителями сторон. Участие в переговорах без полномочий, как справедиво заметил А.Навальный, – это самозванство.
2. А.Кудрин не является полномочным представителем власти, сам он никаких государственных постов в настоящее время не занимает, никто его со стороны власти на такие переговоры не уполномачивал, В.Путин от действий А.Кудрина публично отмежевался.
3. Полномочных представителей оппозиции в настоящее время нет; они могут быть назначены (избраны) лишь в результате демократического голосования. В качестве кандидатов на роль переговорщиков могут быть рассмотрены, например, М.Ходорковский, С.Удальцов, П.Лебедев.
4. Предметом возможных переговоров между оппозицией и властью не могут являться требования, принятые на митинге 10 декабря, подтвержденные и дополненные на митинге 24 декабря:
1) освобождение всех политических заключенных,
2) отмена официальных результатов голосования 4 декабря,
3) отставка главы ЦИК В.Чурова,
4) расследование всех фальсификаций во время голосования, наказание виновных в их совершении,
5) принятие нового избирательного законодательства не позднее февраля 2012 года,
6) регистрация всех оппозиционных партий,
7) назначение новых выборов в новый парламент.
Эти требования подлежат безусловному выполнению властью до начала каких-либо переговоров оппозиции с ней.
5. Предмет переговоров оппозиции с властью (помимо требований, принятых на митингах 10 и 24 декабря) согласовывается в рамках оппозиционного движения и выносится на публичное верифицируемое голосование.