|
Вечный сепаратизм
Андрей Солдатов / Сан-Себастьян-Бильбао-Москва / журнал "Националь" №1 (в рамках совместного проекта с "Агентурой" )/
Улица Хуана де Бильбо, старый центр Сан-Себастьяна, пять часов вечера. Середина августа для этого города - самое горячее время в году: в это время здесь проходит так называемая "Семана Гранде" (праздник города, растянутый на неделю), и туристы стекаются со всей Испании. В этом году им не помешали даже комки нефти, которые океан выбрасывает на пляж - дает о себе знать авария танкера "Престиж".
Считается, что эта улица - главное место для молодежи, симпатизирующей движению ЭТА. Здесь расположены магазин по продаже плакатов ЭТА, бар сторонников независимости, баскские флаги свисают с балконов вторых этажей. Здесь любят борцов за свободу всего мира, поэтому именно тут открыты ирландский бар и такое же заведение, но увешанное флагами Палестины.
Каждый вечер из магазина выносят плакаты и флаги, чтобы пройтись по центру в соответствующей демонстрации, поэтому с пяти часов там - лихорадочная активность. Рядовые участники шествия ждут начала манифестации в баре напротив. Видимо, это главное место на улице, поскольку это единственный бар, где посетители нервно реагируют на фотоаппарат. Один придурок лет 19-ти даже пытается засветить камнем по объективу, но тут он в меньшинстве.
Я вхожу в бар и подхожу к бармену:
- Я русский журналист, хочу сделать несколько снимков.
- Конечно, только не снимайте лиц. Мы опасаемся испанских журналистов и агентов спецслужб Испании.
Он громко обращается ко всем присутствующим - десятку парней и девиц, старику в баскском черном берете у стойки, оповещая о моих намерениях. Отворачиваются лишь двое или трое, дедушка в берете принимает горделивую позу.
Впрочем, тут есть что посмотреть и без лиц посетителей. Все стены увешаны плакатами соответствующего содержания, а кое-где - прямо поверх штукатурки написанные маслом картины на ту же тему. Но не они выполняют главную пропагандистскую функцию. Прямо над стойкой - ряд фотографий посаженных за участие в ЭТА молодых ребят. Под каждым - имя, фамилия, за что сел. Общий смысл - мы вас не забудем.
В Сан-Себастьяне очень быстро понимаешь две вещи. Во-первых, это движение поддерживает почти сто процентов местной молодежи - так многочисленны здесь манифестации, и так много стен обклеены плакатами с картой страны басков и надписью "Апартеид". Во-вторых, сепаратисты пользуются огромной поддержкой старшего поколения. В Сан-Себастьяне два пляжа. Один - старый, респектабельный, с балюстрадами на набережной, открытый королевской семьей Испании еще в середине 19 века. Второй был благоустроен лишь в 60-е годы. И хотя городские власти пытаются сделать его столь же модным (именно около него стоит железная коробка дворца, где проходит знаменитый кинофестиваль), он ближе к рабочим районам, и местные купаются именно здесь. И почти каждый день на его набережной собираются пикеты домохозяек и стариков. Иностранцы, туристы, впрочем, как и испанцы, их не волнуют - их транспаранты с лозунгами исключительно на баскском языке.
Только тут понимаешь, что эта борьба - народная, отнюдь не придуманная леваками-студентами, которым нужно было реализовать свои амбиции.
|
Впрочем, здесь становится очевидным и нечто другое. Внешне баски очень сильно отличаются от испанцев. Они намного выше, светлее, зачастую у них круглые лица, бледная кожа, синие или серые глаза. Они очень не похожи на расхожий типаж горцев-сепаратистов - бедных, диких, лелеющих свои устаревшие и давно ставшие смешными традиции.
Дело в том, что хотя они ратуют за объединение с французскими басками (получившими там имя гасконцев), в одном они полная противоположность. Гасконь еще со времен Д’Артаньяна вошла в литературу как один из беднейших регионов Франции. Испанским баскам такая проблема неведома.
Экономика басков
Сегодня в стране басков значительно выше уровень жизни, чем в остальной Испании. Еще в начале XX века 45% торгового флота Испании обеспечивалось поставками баскских провинций. В 30-е годы здесь производилось три четверти всей испанской стали, идобывалась половина всей железной руды. Треть всех инвестиций в испанскую экономику имело баскское происхождение. В начале 70 годов XX века страну Басков поразил глубокий экономический кризис. Однако в конце 80-х положение стало улучшаться. Сегодня страна Басков остается
Бильбао - это вообще город-мечта, созданная басками в расчете на будущий столичный статус независимого государства. Построенный как экономический и промышленный центр региона, в 1997 году он заявил и о своих культурных претензиях, когда именно здесь был построен музей Гугенхайма. Сегодня по обилию офисных зданий, благоустроенности и подчеркнутой деловитости он очень напоминает Милан. Впрочем, на столицу Итальянского севера Бильбао похож не только архитектурой. Милан для Аппенин давно является центром движения отделения экономически более развитого севера страны от отсталого юга. Деловитые и прагматичные миланцы очень не хотят за свой счет поднимать уровень жизни Сицилии и Неаполя.
Такая позиция близка и баскским предпринимателям. В сентябре этого года президент баскской автономии Хуан Зосе Ибарретче озвучил план, согласно которому область будет добиваться получения статуса"свободно присоединившегося к Испании государства". По этому поводу Ибарретче собирается в марте 2005 года провести референдум. Любопытно, что план отвергло как правительство Испании, которое усмотрело в нем сепаратистские настроения, так и баскские олигархи. Правда, по другой причине - из-за его половинчатости. Организация "Клуб баскских предпринимателей" в специальном коммюнике заявила, что претворение в жизнь этого плана "может привести к расколу в баскском обществе, вызвать неуверенность и нестабильность, которые всегда пагубным образом отражаются на экономике".
ВРЕЗ
Баски - один из древнейших народов Европы, говорящий на очень странном языке. В 70-е годы этнографы активно разрабатывали теорию о родстве басков с народами Закавказья - грузинами и армянами. Лингвисты Грузии и Страны басков до сих пор ведут сравнительный анализ древнегрузинского языка и языка басков.
Недавно стало известно, что среди басков - самый большой в Европе процент людей с резус-отрицательной кровью - примерно 30%. Подобное явление наблюдается лишь в небольшом районе близ итальянского города Генуя, в древней Лигурии. С лигурами и другими неиндоевропейскими народами, населявшими Европу во 2 тысячелетии до н.э., и сопоставляют басков последние исследования. Что касается многочисленных совпадений в традициях и языке с народами Закавказья, то они связаны с уже более поздними обитателями Басконии - кельтами и иберами.Сегодня на баскском языке говорят лишь 15% населения страны Басков.
В их истории немало громких подвигов. К примеру, именно на их совести, а отнюдь не сарацинов, победа над Роландом, рыцарем Карла Великого. Ронсевальское ущелье расположено всего в получасе езды от Памлоны, столицы древнего наваррского королевства. Да и само имя "Ронсеваль" - измененное баскское "Орреага" (это имя до сих пор носит древняя деревня в ущелье). Баски известны как отличные рыбаки и мореходы (по предположениям некоторых ученых, они освоили путь в Америку еще задолго до Колумба). Кроме того, по другую сторону Пиренеев земля, населенная басками, сначала получила название Басконь, а потом была переделана в Гасконь. Соответственно, знаменитый берет Д’Артаньяна, в котором он въехал в Париж, был баскского происхождения.
|
По просьбе "Агентуры" историческую справку борьбы басков за независимость подготовил испанский журналист Хосе Мария, баск по происхождению:
- Для баскского радикального движения эта борьба - продолжение древнего конфликта между Испанским королевском и страной басков. Я попытаюсь изложить Вам его историю в следующих пунктах.
По версии националистов, баскское государство было создано во время правления Санчо III (короля Наварры в XI веке). Впоследствии Наварра и страна Басков были разделены - часть территории досталось Наварре, часть - Кастилии. В XVI веке Испания завоевала Наваррское королевство. Этот факт считается среди баскских радикалов как начало "оккупации" со стороны Испании.
Во время этих событий баскские территории управлялись по своим собственным законам, названным "fueros", и это было доказательство независимости от испанского короля. Эти законы продолжали действовать и во время правления династии Габсбургов. Все изменилось, когда к власти пришли Бурбону (в XVIII веке).Абсолютная монархия и идеи просвещения вступили в противоречие с тем, что какие-то территории могут отличаться от других. Бурбоны не могли согласиться на привелегии, особенно в области налогов.
В XIX веке ситуация стала еще хуже, потому что на этот век пришлось три войны между традиционалистами (которые хотели возродить старое управление) и либералами (с идеямифранцузской революции и буржуазии, которая считала налоги вопросом торговли). В этих войнах традиционалисты проиграли, и старые законы страны Басков были отменены.
В XX веке гражданская война в Испании обернулась новым поражением басков, которые сражались против Франко. Во время диктатуры каудильо баскский язык и символика были запрещены. Внутри баскского националистического движения получила признания марксистско-ленинская теория, которая приветствовала освобождение стран третьего мира от колонизаторов. Тогда же появилась ЭТА. И хотя в начале она не была подвержена левым идеям, в конце концов здесь адаптировали марксистскую идеологию.