Убийство в ночь с 3 на 4 июня русских студентов Дмитрия Блохина и Павла Чадина взорвало Ставрополь. Натянутая до предела струна межэтнических противоречий лопнула. Город фактически оказался на пороге войны: с одной стороны русское население, строившее этот город, с другой кавказцы, чьи предки периодически совершали сюда набеги. А между ними бессмысленно и, что самое противное, беспомощно мечущиеся власти, которые совершенно не представляют, что же им делать во всей этой ситуации.
По информации ОВД Ленинского района Ставрополя в субботу ночью в дежурную часть поступил звонок, сообщающий о драке в центре города. На вызов была отправлена группа немедленного реагирования, которая и обнаружила тела Блохина и Чадина. На телах убитых были видны многочисленные колото-резаные раны, по мнению следствия, и послужившие причиной смерти молодых людей.
Наутро весть о преступлении облетела весь город. Практически сразу же окончательно и бесповоротно в народе утвердилась версия об убийстве на почве межэтнического противостояния русских и кавказцев. Заговорили о чеченском следе.
Якобы Блохин и Чадин стали жертвами мести чеченских группировок, кровью русских студентов расквитавшихся за смерть Гилани Атаева. Напомним, что 24 мая в Ставрополе начались массовые столкновения кавказцев и славян. Отреагировавшим на беспорядки, в которых к вечеру, по разным данным, принимало участие от 100 до 400 человек, правоохранительным органам пришлось применить оружие. Итог столкновения: около 20 раненых и убитый Гилани Атаев.
Почему преступление было расценено как кровная месть кавказцев? Почему смерть русских студентов стала частью межэтнического конфликта, поглотившего Ставрополь?
Призрак скинхедов
В этой ситуации всеобщего помешательства и остервенения власти молчат, отмахиваясь обрывками информации. Молчаливость правоохранительных органов и чиновников только лишь подливает масла в огонь. Информационный голод утоляют многочисленные слухи. Сейчас в городе говорят чуть ли не о десанте из Чечни, в составе 400 профессиональных боевиков, призванных залить край славянской кровью. В свою очередь, кавказцы утверждают, что на них объявили охоту какие-то там свирепые местные скинхеды.
Удивительная вещь – до недавнего времени ни о каких скинхедах и речи не шло. О ставропольских фашистах впервые заговорили 24 мая, кода был убит чеченец Гилани Атаев. Но с особым энтузиазмом эта тема стала разворачиваться сейчас.
Что удивительно, в Ставрополе, где национальный вопрос является одним из самых актуальных и где в вялотекущее межэтническое противостояние включено практически всё население, потребности в организованных группах молодых бритоголовых людей просто нет. Все проблемы давно уже решаются своими силами, а конфликты – своими кулаками.
В крае на передовой противостояния с кавказцами всегда были казаки. Именно за ними было закреплено исключительное право быть разящим оружием в «войне» с неславянским населением края. Но сейчас о грозном казачьем войске как-то забыли.
Обратим внимание на интересный факт: за несколько часов до убийства Блохина и Чадина на одном из популярнейших федеральных каналов прошёл сюжет про русских скинхедов. В прайм-тайм зрители увидели шокирующие кадры их жестокой деятельности, прослушали заявления радикально настроенной молодёжи о готовности стереть с лица российской земли всех представителей неславянской нации.
А на следующий день, когда о гибели студентов стало известно, весь город говорил об орудующих бандах русских фашистов. На тут же появившуюся версию о чеченской мести представители кавказских диаспор ответили рассказами об угрожающих им скинхедах. И вообще в столкновении 24 мая принимали участие некие коротко стриженные молодые люди, всем своим видом напоминавшие показанных накануне по телевизору. Вот она – сила искусства. Показали бы «Бэтмена» – говорили о неких бэтменах.
Кстати говоря, ни одна из полулегально существующих организаций российских скинов о своей причастности к майским событиям в Ставрополе не заявила.
Не менее странным выглядит и поведение местного казачества. Их дипломатическая сдержанность стала для всех неожиданностью – уж от кого, а от казаков ждали самого жёсткого ответа на убийство русских студентов.
Но его не последовало. По словам атамана Михаила Сердюкова, они не хотят «подливать масла в огонь». Атаман намекает: убийство студентов больше похоже на провокацию, призванную ещё больше дестабилизировать обстановку в крае.
5 июня представителями различных групп населения Ставрополья было подписано совместное обращение к жителям региона. В нём лидеры всех местных диаспор и представители казачества предостерегли людей и власти от эскалации конфликта. Интересно, что в обращении вина за происходящее возлагается на некую внешнюю силу, «втягивающую людей на тропу войны».
«Провокаторы размножают тысячными тиражами листовки, – говорится в заявлении, – с призывами убивать друг друга по национальному признаку, распространяют слухи о предстоящей резне. Налицо просматривается профессиональная рука …». Что это за рука, в послании не уточняется.
Стечение обстоятельств?
Справятся ли с напряжённой ситуацией местные власти? Пока все их действия направлены лишь на сдерживание конфликта, а не на его решение. Всё больше поговаривают о необходимости введения в Ставрополе комендантского часа или даже чрезвычайного положения.
Сейчас власти барахтаются в ворохе неразрешимых проблем. Главная из них – что сказать избирателям, поверившим в эту власть.
11 марта 2007 года. Лидеры партии «Справедливая Россия» триумфально объявляют о своей победе в Ставропольском крае. Главный враг в лице единороссов повержен и довольствуется в регионе вторым местом. Хороший старт для начала федеральной предвыборной компании.
Сейчас представители «Справедливой России» не так веселы в оценках своей неожиданной победы. Прежний триумф в самом скором времени может обернуться страшнейшим поражением. Поражением не на региональном уровне, а в масштабе всей России. Эсерам не простят ставропольского кровопролития.
Регион просто взорвался. Драки, убийства, митинги. И разделить ответственность за происходящее «Справедливой России» не с кем. Единороссы, недовольные проводимой политикой, игнорируют заседания краевого парламента, обвиняют эсеров в нежелании выстраивать равноправные отношения. Мироновцы и рады бы помириться с единороссами, чтобы хоть немного облегчить груз ответственности. Но поздно – время ушло.
Ещё более усугубляет ситуацию деятельность мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. Вчерашняя гордость «Справедливой России» сегодня – серьёзная головная боль для партийного руководства. Слабость властей, начиная от участкового и заканчивая высокопоставленным городским чиновником, любая их ошибка отождествляются с работой мэра. А это неминуемо бросает тень на всю партию.
Сейчас эсеры находятся на перепутье: направо пойдёшь, поддержав антикавказские настроения в Ставрополе, – обвинят в национализме. Налево пойдёшь, открыв охоту на радикалов и призрачных скинхедов, – потеряешь поддержку народа. Никуда не пойдёшь… А вот так не получится – ситуация требует принятия чётких решений. Коль скоро в эсеров поверил избиратель.
Александр Газов