Чеченский парламент внес в Госдуму проект закона "О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности на территории Чеченской республики". Закон должен будет, по сути, превратить Чечню в новый внутрироссийский оффшор…

 

 

 

"В законопроекте определен правовой механизм регулирования отношений, возникающих при создании условий стимулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности на территории Чеченской республики, функционирования системы взаимоотношений федерального центра и региона при введении на территории последнего налоговых, таможенных и других правил предпринимательской деятельности, отличающихся от общих для РФ", - отмечается в тексте финансово-экономического обоснования к законопроекту. Чиновники в аппарате федерального правительства и Минфина пока официально не комментируют инициативу чеченских парламентариев, но дают понять, что она не пройдет.

 

 

 

Тем не менее, разговоры о необходимости создания в Чеченской республике своеобразной особой экономической зоны, а попросту оффшора, ведутся не первый год. Сначала Чечне не давал покоя опыт Ингушетии. Зона экономического благоприятствования "Ингушетия" была учреждена постановлением правительства в июне 1994 года, ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивали предприятия, зарегистрированные на территории Ингушетии. После того как стало очевидно, что зона используется исключительно для минимизации налогов, в 1999 году были упразднены льготы по федеральным налогам, а затем зона была ликвидирована вовсе.

 

 

 

Однако это не помешало чеченским властям при подготовке в 2003 году договора с федеральным центром о разделе полномочий (он так и не подписан) предъявить требования о необходимости создания зоны, аналогичной ингушской, на своей территории.

 

 

 

Теперь же чеченский парламент перешел от слов к делу. "Только прямой ущерб, нанесенный хозяйству республики в ходе двух военных кампаний, оценивается специалистами в сумме, превышающей $200 млрд. Принятие законопроекта явится прорывом в решении задач восстановления республики, так как финансирование этих работ из федерального бюджета показало свою неэффективность", - говорится в финансово-экономическом обосновании. В частности, предлагается освободить от федеральных налогов все вновь регистрируемые в Чечне предприятия (большинство действующих предприятий будут платить налоги по-старому) и создать свободную таможенную зону. При этом авторы законопроекта обещают, что это не приведет к существенным потерям ни федерального, ни регионального, ни местных бюджетов и напоминают о том, что "в экономике республики в прошлом создавалось 7% совокупного национального дохода всего Советского Союза".

 

 

 

К перспективам принятия законопроекта в Госдуме пока отнеслись скептически. По словам члена думского бюджетного комитета Павла Воронина, "при нынешней редакции бюджетного кодекса принятие подобного законопроекта практически невозможно". "Вообще налоговая система устроена так, что нельзя давать льготы каким-то определенным лицам или субъектам. Если бы, например, речь шла об инвалидах по зрению, то надо давать льготы либо всем инвалидам, либо никому", - пояснил депутат.

 

 

 

«Внесение подобных поправок требует серьезного финансового обоснования и заключения правительства, которое на сегодняшний день отсутствует. Поэтому высока вероятность, что документ будет возвращен в связи с несоблюдением формальностей его внесения», - заявил глава думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров.

 

 

 

Особенности чеченского оффшора

 

 

 

Выдержки из текста законопроекта:

 

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Чеченской Республики и осуществляющие предпринимательскую, в том числе инвестиционную, деятельность на территории республики, освобождаются от уплаты федеральных налогов и сборов в течение первых семи лет с момента вступления в силу настоящего федерального закона. В течение следующих семи лет они уплачивают федеральные налоги и сборы в размере 50% от общего уровня.

 

 

 

Банки и иные кредитные организации, осуществляющие кредитование инвестиционных проектов под гарантии правительства Чеченской Республики, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, связанной с кредитованием указанных инвестиционных проектов.

 

 

 

Налоговые льготы не распространяются на субъекты предпринимательской деятельности, основным видом деятельности которых является: добыча, хранение, транспортировка и реализация углеводородного сырья и продуктов его переработки; транспортировка (передача) и реализация электроэнергии; оказание услуг почтовой связи и электросвязи; осуществление перевозок железнодорожным и воздушным транспортом; производство алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля алкогольной продукцией.

 

 

 

На территории Чеченской Республики устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны.

 

 

 

Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Чеченской Республики осуществляются беспрепятственно.

 

 

 

На территории Чеченской Республики действует упрощенный режим въезда-выезда и пребывания иностранных граждан.

 

 

 

Сколько Россия уже заплатила за Чечню?

 

 

 

НИКОЛАЙ КОШМАН / президент Ассоциации строителей России, бывший глава временной чеченской администрации: “Ответа на этот вопрос я не знаю, но налоги нужно платить: есть ведь бюджет и Налоговый кодекс. Все, что платят другие субъекты, должна платить и Чечня. Другое дело, что уплаченную сумму можно компенсировать за счет отпуска материалов по льготным ценам, уменьшения тарифов и т.д.”

 

 

 

ФРАНЦ КЛИНЦЕВИЧ / член комитета Госдумы по обороне (фракция «Единая Россия»): “На уровне федерального центра в Чечне наделано немало ошибок. Тем не менее, Россия вложила в республику огромные суммы, причем все эти деньги пропали. Конкретную цифру вряд ли кто-то назовет, потому что деньги шли то одному ведомству, то другому. Кроме того, в свое время были выделены средства Масхадову, которые он никому не выплатил. Поэтому заданный вопрос скорее риторический, и у предложенного чеченским парламентом закона едва ли есть перспективы: проблема гораздо серьезнее”.

 

 

 

МАВЛИТ БАЖАЕВ / президент Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений: “Вопрос следовало бы рассматривать в другой плоскости: не в плане того, сколько уже заплатили или сколько осталось, а в плане конкретной оценки разрушенного хозяйства. Откуда берется цифра в пять лет, на которые следует освободить республику от уплаты налогов? Нужно подходить к вопросу более конкретно: рассчитать все понятным и прозрачным способом, а потом вкладывать деньги”.

 

 

 

АНАТОЛИЙ КУЛИКОВ / зампред комитета Госдумы по безопасности (фракция «Единая Россия»), бывший министр внутренних дел России: “Как можно говорить об освобождении от уплаты налогов? Дорогих машин в Чечне гораздо больше, чем в каком-нибудь субъекте РФ, который был далеко от конфликта. Кроме того, с криминалом и экономическими преступлениями там еще не покончено. И потом, чем хуже чеченцев те же кабардинцы и дагестанцы? Здесь необходимо менять структуру формирования бюджета и большую часть налогов оставлять на местах. Причем это касается всей нашей страны, а не только Чеченской Республики. Выделять деньги при этом также возможно, но только на отдельные программы: например, на восстановление разрушенного жилья и возвращение беженцев”.


Источник