Азербайджанское информационное агентство "Day.az" встретилось с азербайджанским политологом, бывшим послом Азербайджана в России Хикметом Гаджизаде. Эксперт, в частности, рассказал журналистам о своем видении субботнего "марша несогласных" и оценил его последствия для действующего властного режима России.
- Конечно, до оранжевой революции в России пока далеко. Однако при этом следует признать, что прошедшая акция стала первым организованным протестом тех сил, которые сегодня недовольны политикой Путина. Это первая акция с тех пор, как в результате этой политики в страну потекли нефтедоллары, развернулась борьба с олигархами и завершена война в Чечне. Стоит обратить внимание на организаторов акции. Это в своем большинстве думающие люди, интеллигенция, все те, кто думает о будущем России, и которым претит нынешний произвол, установление однопартийной системы и борьба с любым проявлением инакомыслия.
- В ходе разгона акции власти впервые пошли на задержание Г.Каспарова и ряда других известных активистов антипутинского движения. Чем Вы объясняете такие радикальные меры в отношении людей, которым раньше давали свободно делать громкие антиправительственные заявления?
- Г.Каспарова я отношу к упомянутой категории думающих людей, представителей интеллигенции. Такого рода люди являются диссидентами. И вся соль в том, что пока эти люди не представляют реальной угрозы для нынешнего режима.
Прошедший «марш недовольных» был маршем диссидентов, а не общественным, массовым маршем. Аналогичная ситуация наблюдается и у нас в Азербайджане, где митингам точно также не хватает массовости.
- Можно ли считать прошедшую акцию предвестником большой общественной бури?
- Думаю, что нет, и основанием для этого служит пресловутый нефтяной фактор. Без его наличия при нынешнем плохом путинском управлении Россия давно уже должна была обанкротиться.
Но нефтяные деньги позволяют смазывать все негативные последствия этой неверной политики. И большинство населения, все те, кто смотрит не далеко вперед, а живет лишь сегодняшним днем, предпочитают молчать. Они проснутся лишь тогда, когда нефтяная казна опустеет.
Пока же голос протеста подает лишь незначительная часть населения, которая не тешится сиюминутными успехами, а смотрит на 10 лет вперед.
- Насколько серьезным Вам кажется недавнее заявление беглого российского олигарха Бориса Березовского о подготовке плана свержения нынешних российских властей?
- Я не считаю, что за этим стоит что-то серьезное. По моему мнению, это заявление продиктовано эмоциями и сделано из-за страха Б.Березовского перед тем, что его постигнет печальная участь небезызвестного Литвиненко. Березовскому наверняка угрожают, так что подоплеку этого заявления я вижу именно в этом.
- Тем не менее, может ли подобное заявление олигарха, который нашел мощную поддержку в Лондоне, означать, что за планами совершения госпереворота стоит Запад?
- Может, определенные круги на Западе и поддерживают эти силы, однако следует принимать во внимание, что эта поддержка весьма ограничена. Запад может помочь в случае, если соотношение оппозиции к властям соответственно 40% на 50%, в этом случае Запад, благодаря финансовым вливаниям, может «накинуть» сверху еще процентов 10-11%, чтобы склонить чашу весов в свою пользу. А что поделать, когда речь идет о всего 500 человек? Не воинский же контингент посылать им на подмогу.
- В интересах ли Азербайджана смена режима в России?
- Отвечу так: если бы Россия демократизировалась, много проблем, касающихся Азербайджана, решилось. В качестве позитивного примера хотелось бы вспомнить людей из окружения прежнего президента РФ Бориса Ельцина – Егора Гайдара и его команду. Это были очень прогрессивные люди, которые не ставили перед нами ультиматумов в виде необходимости вступления в СНГ, а предпочитали строить прагматичные, основанные на принципах рыночной экономики, торгово-экономические связи, деидеологизировав межгосударственные отношения.
Методы же нынешних властей России в отношениях с Азербайджаном и другими соседями у всех перед глазами: это и выселение азербайджанцев и грузин, запрет на продажу «Боржоми» и т.д.
- Иными словами, в наших интересах смена власти в России, однако это пока нереально?
- Совершенно верно, для этого пока нет предпосылок.
- Кстати, о выселении сограждан, которое Вы упомянули. В чем Вы видите причину смягчения Россией новых миграционных правил, благодаря которому удалось предотвратить прогнозируемую волну депортации наших соотечественников? Кстати, Вы точно спрогнозировали именно такой исход событий, когда мы с Вами беседовали пару месяцев назад при начале миграционных нововведений.
- Да, я изначально предрекал то, что эти изменения в своем первоначальном виде применяться не будут. Я объясняю это двумя причинами. Во-первых, планируемое ужесточение миграционного законодательства в той форме, в которой планировалось, стало бы ощутимым ударом по экономике самой России. Ведь кто бы работал на рынках, если мигранты были изгнаны?
Русский человек никогда не встанет за прилавок при тех условиях, при которых это делает, скажем, азербайджанец. В России некоторые обвиняют наших соотечественников в том, что они вывозят из России $1 млрд., но при этом никто не говорит о том факте, что азербайджанцы оставляют в России в три раза больше, позволяя русским обогащаться.
И вторую причину смягчения отношения к мигрантам я вижу в осознании российским руководством того, что проведение прежней политики завершилось бы большим скандалом. Имплементация закона при нынешнем уровне коррупции и неразберихе в России свелась бы к тому, что отдельных нарушителей миграционного законодательства просто отлавливали бы, сажали в «воронок» и отвозили к границе.
Да, пару десятков-сотен людей выселили, и это те, кто действительно не соблюдает условия пребывания в России. Но остальные соотечественники живут там и трудятся на законных основаниях.
Так что выполнение указанного выше приказа в первоначальном виде при нынешних условиях не представляется возможным.