Трагедия на шахте «Распадская» вызвала большой резонанс в социальных сетях. Пользователи объявили информационную войну властям и спецслужбам. После чего Интернет начали «зачищать». Уже который день после взрывов в Междуреченске власти ищут провокаторов, закрывают блоги и форумы. В ответ открываются новые.
«ВКонтакте» появились 22 группы, в которых тысячи участников обсуждают трагедию в Междуреченске и ее последствия. Так, пользователь Alone in Flame из города Себеж пишет, что в «Живом Журнале» был закрыт блог по теме «Междуреченск». Максим Бернекер из Кемерово рассказал, что администратора группы «В память погибшим на Шахте Распадская... Верим в лучшее» вызывали в милицию, где выясняли, с какой целью была организована группа.
«Весь день практически была в милиции, со мной разбирались, кто я, что я, почему я организовала данную группу в интернет-сообществе, какое я отношение имею ко всему происходящему, и обвинили в организации несанкционированного митинга, - пишет администратор группы. - У меня взяли всю информацию о моих контактах на всех сообществах в сети, начиная от «ВКонтакте.ру», и заканчивая моим блогом в ЖЖ. Что сейчас с группой происходит, я не знаю, у меня закрыт к ней доступ почему-то. Я все объяснила в милиции, но сказали, вызовут повторно. Силовики уже наверняка списки составили тех, кто общается в данной тематике».
Соня Белова из Санкт-Петербурга призывает всех создавать свои группы на сайте. «Создавайте все свою группу по теме Распадской. Замучаются чистить», - пишет она.
Пользователь Руслан Харламов в свою очередь предлагает написать всем на аватаре «Мы с Кузбассом».
IT-специалисты отмечают, что резонанс в социальных сетях, вызванный ЧП на «Распадской», и начавшаяся информационная война свидетельствуют о том, что Интернет под час становится единственной дискуссионной площадкой. Директор открытых программных решений компании «КОРУС Консалтинг» Ася Власова в интервью корреспонденту «БалтИнфо» заявила, что «традиционные СМИ ограничены и работают в условиях жесткой цензуры».
«Если бы не Интернет, о многих неприятных событиях люди бы не знали. Пример - ДТП на Ленинском проспекте, когда один из топ-менеджеров «Лукойла» сбил двух женщин. Ни один из федеральных телеканалов об этом не сообщил. Однако благодаря сообщениям в «Живом журнале» расследование происшествие взяли на особый контроль», - отмечает Власова.
По словам эксперта, Интернет превратился в некую «консолидирующую силу прогрессивных думающих людей». «В дальнейшем интернет-сообщества будут приобретать больший авторитет. Не исключено, что власти попытаются усилить контроль над ними. Тем более, такая попытка уже предпринималась - все блоги и интернет-странички хотели приравнять к СМИ, чтобы авторов можно было привлекать к суду. Но эта инициатива, к счастью, провалилась», - заметила она.
Впрочем, свобода слова в Интернете имеет другую сторону. Так, по словам Власовой, протестные настроения людей в социальных сетях могут цинично использовать и подогревать различные политические силы, которые преследуют свои совершенно определенные цели.
Аналогичное мнение высказала руководитель службы маркетинга компании T-Sistems Станислава Маковская. «Запустить через Интернет какую-либо утку - проще всего. Причем из-за несовершенного законодательства таких пользователей практически невозможно привлечь к ответственности», - заявила она.
Маковская отмечает, что Интернет стал «своеобразным рупором народа к государству». «К обсуждениям в Интернете прислушивается власть. Об этом свидетельствует то, что свой блог завел президент. Его примеру последовали другие чиновники», - сказала собеседница агентства.
И все же, считает политолог Александр Конфисахор, «Распадская» показала, что власть живет в своем информационном пространстве, а люди в своем». «Особенно ярко это проявилось, когда на разгон митинга в Междуреченске отправили ОМОН», - сказал Конфисахор.
Причина возросшей популярности Интернета, по словам политолога, заключается в том, что в глобальной сети отсутствует какая-либо иерархия и цензура. «Здесь можно смело высказывать все мысли. Интернет стал единственной площадкой для людей с оппозиционными взглядами», - отметил он.
Собеседник агентства подчеркнул, что доверять интернет-сообщениям на 100% нельзя. «Многие блоггеры работают по чьему-либо заказу. Отследить их сложно. Однако когда одни и те же проблемы обсуждают сотни тысяч людей, обвинять их в каком- то «заказе» нельзя», - заявил Конфисахор.
Ася Власова отметила, что «анонимность в Интернете – это иллюзия». «Уже давно придуманы специальные технологии, которые позволяют отследить любого пользователя. Однако власть не должна бояться информации, она должна с ней работать», - считает Власова.
Напомним, что в ночь на 9 мая 2010 года в крупнейшей в России шахте «Распадская» произошли два взрыва метана, в результате погибли 66 человек. Судьба еще 24 работников шахты пока неизвестна. Поисковые работы под землей приостановлены из-за множественных очагов возгорания и значительного превышения нормы концентрации метана. Горноспасатели выведены из выработок. Проводится затопление «проблемных» по газу участков шахты, чтобы вытеснить метан.
В ночь на 15 мая 2010 года милиция задержала 28 участников беспорядков в Междуреченске, где расположена шахта. Это было вызвано тем, что толпа людей на три часа перекрыла железнодорожную ветку на окраине города. В этот же день в Междуреченске был объявлен траур по погибшим. Позже задержанные были отпущены.