По сообщению организации "Гринпис", к пожару лесов и смогу добавится радиация, поскольку начали гореть радиационно загрязнённые леса Брянской, Калужской и других областей, загрязнённые после аварии на Чернобыльской АЭС. Эту информацию подтверждает также "Рослесозащита".

"Гринпис" приводит карту пожаров в заражённых областях:

0

На карте, составленной по данным на 9 августа, четко видно, что на загрязненных территориях существует свыше 20 пожаров, в том числе 3 пожара в высокозагрязненных лесах Брянской области.

«Повышение радиационного фона не приведет к повторению чернобыльского выброса, - говорит Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России. - Однако недооценивать роль малых доз радиации тоже не стоит, так как до сих пор не изучено сочетание воздействия малых доз вместе с токсическим поражением – угарным газом и другими продуктами горения в лесах и торфяниках».

«Разнос радионуклидов в зависимости от погодных условий может быть на сотни километров. Если горит Брянская область, они могут оказаться в Новгородской области, в Москве, а при определенных обстоятельствах и в восточной Европе», - заявил эклолог и член-корреспондент Российской академии наук Алексей  Яблоков российскому «Интерфаксу».

 

В подтверждение своего прогноза ученый привел факт: в 1992 года после пожара лесов под Брянском повышенное содержание радионуклидов было отмечено аж в столице Литвы Вильнюсе.

Как пишет NEWSRU.com, на данный момент радиационная обстановка в столице в норме, сообщили в столичном НПО "Радон". "Пока никакого беспокойства в связи с пожарами в Брянской области у нас нет", - подчеркнули в "Радоне".

Руководитель энергетической программы "Гринпис России" Владимир Чупров заверил также, что, если не будет сильного ветра, дым от горящих в Брянской области лесов до Московского региона и стран Западной Европы не дойдет, так как дозы радиации, попавшие в воздух, невелики.

"Сила ветра сейчас там небольшая, 0-2 метра в секунду, направление ветра постоянно меняется. Распространение радионуклидов вероятно в первых десятках километров от пожара. Можно предполагать получение малых доз радиации пожарными и местным населением. Это не смертельно и не вызовет инвалидность", - сказал Чупров.

Однако, по его словам, точно прогнозировать последствия нельзя, так как влияние малых доз радиации и угарного газа на организм плохо изучено. "Можно предположить, что они усиливают вредное воздействие друг друга, и это негативный фактор", - сообщил эколог.

Некоторые эксперты, впрочем, призывают вообще не воспринимать прогнозы о радиоактивных выбросах буквально и успокаивают, говоря, что угрозы здоровью пожары в Брянских лесах не представляют. В частности, научный руководитель Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Александр Исаев объясняет, что пожары в зоне загрязнения от Чернобыля поднимут в воздух вместе с гарью радиоактивную пыль, но к серьезным последствиям это не приведет.

"Какой-то тотальной опасности это не представляет, хотя леса в этих регионах нужно специально охранять, чтобы они не горели", - сказал Исаев на пресс-конференции. Однако сама возможность нового выброса радиации в воздух на этих территориях сохраняется до сих пор, так как радиоактивное загрязнение так быстро не исчезает, сообщает РИА "Новости".

Между тем для введения специального пожарного режима на этих территориях попросту не хватает людей. "Дело в том, что некому работать, некому выполнять правила, которые существуют, при использовании лесных ресурсов", - сказал Исаев.

 

Во Франции уже готовятся к борьбе с "радиоактивным облаком" из России

Между тем во Франции уже начали измерять уровень радиации в воздухе, так как опасаются, что радиоактивные частицы могут добраться и дотуда, как в 1986 году, когда "чернобыльское облако" достигло границ этой страны, пишет InoPressa.

По словам депутата Европарламента Мишель Ривази, существует "реальная опасность" радиоактивного заражения, вызванного лесными пожарами в России. "Лесные пожары приводят к попаданию радиоактивных частиц в воздух, так как они охватывают зоны, очень сильно зараженные цезием-137, в том числе на российско-украинской границе. Это показывает, что последствия чернобыльской катастрофы все еще дают о себе знать. С тех пор в лесах были созданы бункеры для радиоактивных отходов, но радиоактивное заражение не исчезло. За 30 лет только половина атомов распадается", - сказала евродепутат в интервью газете Le Point.

Хотя эффект будет не так силен, как при аварии на Чернобыльской АЭС, совершенно исключать его тоже не стоит, считает евродепутат. Она не верит прогнозам Института радиологической защиты и ядерной безопасности IRSN, который полностью исключил опасность для здоровья людей. По словам Ривази, Институт не определяет максимально допустимую концентрацию для каждого радиоактивного элемента и не устанавливает ее для каждой возрастной группы, поэтому проверки воздуха необходимы.

ДПНИ.орг продолжает следить за ситуацией.