Корреспондент "Русского Обозревателя" отправилась на место событий под Туапсе и попыталась разобраться, что же на самом деле произошло 25 июля во время массовой драки между чеченцами, местными жителями и руководством лагеря.

I

25 июля 2010 года около 19 часов вечера заместитель директора лагеря «Дон» Борис Михайлович Усольцев, услышав шум под окнами дома, находящегося на территории оздоровительного лагеря, выбежал на улицу. За спасением к нему бросились девочки, преследуемые толпой чеченских школьников во главе со взрослыми «сопровождающими».

Ситуация была из ряда вон - обычно, для усмирения беспорядков вожатым достаточно было пригрозить звонком Борису Михайловичу. Тут же девчонкам пришлось пробежать через всю территорию лагеря и забежать в так называемый Рабочий городок, чтобы спастись от преследователей

Теперь Усольцев передвигается на таком транспорте

Борис Михайлович оттеснил чеченцев от девчонок и стал уводить. Через несколько метров школьники во главе с сопровождающими взяли Бориса Михайловича в кольцо. Посыпались мелкие тычки. Борис Михайлович отмахивался и, несмотря на оскорбительное поведение отдыхающих, всё ещё пытался решить вопрос мирным путём. Так прошли ещё несколько метров.

Вдруг, кто-то налетел со спины и сделал профессиональную подсечку. Борис Михайлович не видел нападавшего, зато видели другие очевидцы - кем-то был один из самых «неспокойных» сопровождающих  Мовсар Алиевич Ганибулаев. Усольцев попытался идти и упал. Что и не удивительно: как после установил хирург, у Бориса Михайловича закрытый трёхлодыжечный перелом правой голени со смещением отломков и подвывих правой стопы кнаружи.

Такие травмы самостоятельно не лечатся. Чтобы скрепить отломленные кости, врачу пришлось соединять их титановой пластиной с шестью болтами - шести и восьми сантиметров. Операция такой «сборки» ноги доставляет не очень приятные ощущения. Но ещё хуже будет, после того, как кости срастутся и придётся резать здоровые ткани, чтобы вытаскивать шурупы. Сейчас Борис Михайлович передвигается по дому - на костылях, на более длительные расстояния - в коляске.

Заместитель директора лагеря Борис Усольцев, к которому прибежали девочки, преследуемые толпой чеченских школьников

Чеченские школьники и приехавшие с ними сопровождающие прекрасно видели, что Борис Михайлович не может встать. И вместо того, чтобы помочь ему это сделать, Гиназов Руслан Султанович (1958 г.р.) «помог» в обратную сторону: он разбежался и ударил сидящего Усольцева ногой в переносицу. Хлынула кровь.

Борис Михайлович пытался остановить кровотечение, у него ничего не получалось. Вокруг бесновались «школьники».

Испугавшись, что Усольцева затопчут, на помощь ему бросилось несколько сотрудниц. Увидев подходящих женщин, Яха Махашева, ещё одна сопровождающая, с самого начала пребывания в лагере выражавшая по любому поводу недовольство, одна из активных руководителей беспорядков, стала призывно махать руками и звать подмогу - видимо, боялась, что несколько десятков достаточно взрослых парней и мужчин не справятся с истекающим кровью Усольцевым и двумя женщинами.

Неизвестно, чем бы всё это закончилось, учитывая, что большинство «школьников» было вооружено ножами, если бы не приехала милиция - кто-то из персонала позвонил ещё когда толпа подошла к дому Усольцева.

После того, как кости срастутся, придётся резать здоровые ткани, чтобы вытаскивать шурупы

Также приехала скорая помощь. Бориса Михайловича увезли. А разбушевавшиеся школьники не могли остановиться.

- Я убью Усольцева и всю его семью, аллахом клянусь! - орал Руслан Гиназов.

Направляемые старшими товарищами, школьники бросились ломать лавочки и строгать из них биты. Кто-то, вооружившись, пошёл в столовую, и, стуча самодельными битами по столам, стал требовать от персонала еды:

- Жрать, давай жрать - кричали ребята, ещё несколько дней назад встававшие, когда входили старшие.

Из окон 4-го корпуса, где размещался отряд юных спортсменов, летели стулья. Распаляли себя танцеванием перед корпусом лезгинки. Разбивали стёкла, выкидывали новенькую мебель: в этом году в лагере полностью заменили мебель, постельные принадлежности, заново всё отремонтировали. Хотели порадовать отдыхающих школьников...

А школьники готовились идти громить другие корпуса - в которых размещались детки из других регионов  и персонал. Воспитатели среагировали на опережение: они вывели окольными путями детей из других регионов и спрятали в медпункте. А чтобы не напугать, сказали, что это такая игра - «Ночной дозор».

II

Неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы на помощь не пришли местные жители. В небольших селениях любая новость моментально облетает всю округу. Тем более, Борис Михайлович - фигура заметная, бывший депутат местного самоуправления Тенгинского сельского поселения.

К тому же сработал многовековой инстинкт пограничных жителей. Здесь русские сплочены как нигде в России, и при малейшей угрозе встают друг за друга горой, даже если в повседневной жизни не ладят между собой.

Здесь Усольцеву сломали ногу

У меня была возможность ознакомиться с системой оповещения. Выглядит это примерно так. Есть некий Джордан и у него проблемы, например, с чеченцами. Джордан звонит центральной фигуре своей компании:

- У меня качели с «чехами» у Третьего пирса.

Центральная фигура звонит таким же центровым других знакомых компаний - и так по нарастающей:

- У Джордана качели на Третьем пирсе.

- Понял. Конец связи, - говорит центровой и объявляет компании: - у Джордана качели на Третьем пирсе. Сообщите всем и выдвигаемся.

Через пять минут к Третьему пирсу со всех концов города подтягиваются пешие и конные - в смысле на конях железных - знакомые, малознакомые и совершенно незнакомые Джордану люди и проблемы решаются.

«Скорую» вкупе с милицией в детские лагеря вызывают не так часто. Новость кого и почему увезли на «скорой», мгновенно облетела округу, где все друг друга знают.

И к лагерю стали подтягиваться люди. Машины стояли вдоль трассы в два ряда. Пришли жители всех местных населённых пунктов. И как раз вовремя, чтобы встать на пути у рассвирепевшей толпы с самодельными битами и арматурами несущейся на корпуса «неверных». Поначалу чеченцы бросились на встретившихся на пути местных жителей. Нападали толпой на одного. Одному парню пытались вырезать глаз, но не успели - подоспела подмога. Увидев, что у лагеря появились защитники, и что противник численно превосходят, представители маленького, но гордого народа бросились назад под защиту стен корпусов. Местные жители преследовали.

План детского оздоровительного лагеря "Дон". Линией показан путь от четвертого копуса в Рабочий городок к Борису Усольцеву

Чеченцев спасли директор лагеря Михаил Архимович Усольцев (Усольцев-старший, отец Бориса Михайловича) и воспитатели, вставшие на пути жаждущей возмездия толпы. Михаил Архимович чуть ли не со слезами на глазах упрашивал народ разойтись. Словам директора вняли, потихоньку народ разошёлся. Всё утихло.

Конечно, если бы за гостей, нарушивших все правила приличия, обычаи и традиции поведения захотели достать - достали бы. Проникнуть через широкие окна, стёкла в которых разбили сами же чеченцы, не представляло никакого труда. Да и двери при желании и небольшом приложении усилий легко можно выбить - они рассчитаны на детей, а не на атаки бушующей толпы. Прятаться в комнатах негде - новые кровати имеют очень низкую посадку, под них не влез бы и грудной младенец, не говоря уж о школьниках, возраст которых был занижен. По документам 15 лет, а на вид все 25...

Кровать, под которой якобы прятались чеченцы.

III

Утром осмелевшие после ночных событий гости Чеченской республики продолжили вакханалию. В окна полетели остатки недоломанной мебели, различный мусор. Приехала милиция. После того, как у сотрудников лагеря в ***цатый раз сняли одни и те же показания, полковник обратился к майору:

- Иди приведи сюда этих...

- Не, товарищ полковник, я к ним не пойду. Если хотите - увольняйте меня, но я к ним не пойду.

Подогнали автобусы. Столовая выдала сухой паёк на дорогу. В качестве переговорщиков вышли представители других - «мирных» чеченских отрядов. Вместе с ними воспитатели вывели из разгромленных корпусов школьников и их сопровождающих, рассадили по автобусам. Отдыхающие поехали домой в Чеченскую республику, нанеся лагерю ущерб примерно на миллион рублей.

У нападавших на заместителя директора лагеря «Дон» Бориса Михайловича Усольцева Мовсара Ганибулаева и Руслана Гиназова показания не сняли. И не собираются это делать:

- Ну а как мы их достанем в Чечне? - разводят руками представители местных правоохранительных органов. - Они там своих хорошо защищают.

Прощальным приветом от чеченских школьников стало нарушение контракта: в первый раз контракт был нарушен, когда вместо четырёхсот пятидесяти человек приехало четыреста. Во второй - когда не заплатили. У руководства лагеря есть подозрения, что конфликт был спровоцирован намеренно, цель его - разрыв контракта.

Четвертый корпус, в котором размещался отряд юных спортсменов

Несмотря на то, что уголовное дело заведено по статье 213 «Хулиганство», Бориса Михайловича замучил ОБЭП:

- Борис Михайлович, представьте, пожалуйста, документы на проверку.

- Дайте мне, пожалуйста, список документов, необходимых вам для проверки, и я вам их предоставлю.

- Борис Михайлович, представьте, пожалуйста, документы на проверку.

- Какие документы вам нужны??? Не могу же я вам просто собрать всё текущее делопроизводство и бухгалтерскую отчётность и отдать.

- Ну, хорошо, как знаете. Тогда я получаю ордер на обыск, и мы вывозим отсюда всё КАМАЗами и БЕЛАЗами, - встаёт сотрудник милиции и выходит.

IV

А ведь это первый подобный случай в практике лагеря. Хотя чеченские дети приезжают отдыхать сюда с 2001 года. В 2001 - 2002 годах, когда мир в Чечне был ещё под вопросом Оздоровительный комплекс «Дон» по просьбе генерала Геннадия Трошева принимал детей из воевавшей республики. Немногие лагеря в то время соглашались на такое сотрудничество.

- Когда мы провожали предыдущую смену, мы плакали - рассказывает одна из воспитателей. - Настолько мы подружились.

Но предыдущая смена качественно отличалась составом. Там большинство сопровождающих составляли женщины-учителя. В этом заезде - мужчины. Возраст школьников этой смены по документам не соответствовал реальному. Самой большой провинностью предыдущей смены было предотъездное баловство, когда в порыве веселья перемазали зубной пастой не только друг друга, но и стены. А на следующий день всё отмыли и извинились перед Борисом Михайловичем.

Усольцев-старший и генерал Трошев

В заезде, устроившем беспорядки, выделялся 4-й отряд. Они загадили всю территорию вокруг корпуса, среди мусора нередким явлением были использованные презервативы - явление не очень правильное для детского лагеря.

За нравственным воспитанием школьников в лагере следят пристально: когда выяснилось, что одна из прачек - Елена Жукова - за деньги помогает мальчикам превратиться во «взрослых мужчин», Борис Михайлович тут же её рассчитал. Но девушка лёгкого поведения бросилась в ноги Усольцеву-старшему, клялась-божилась исправиться. Её оставили. В благодарность она после предания всей этой истории огласке, смешала фамилию Усольцевых с грязью. Зато чеченцы её услуги оценили - она получила благодарственное письмо от представителя аппарата уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева.

Кроме безнравственного поведения 4-й отряд отличался показушной набожностью - и при этом курили, причём прямо в комнатах корпусов. Толпой подкарауливали малышей из других регионов, срывали с них крестики.

И сорвали флаг Российской Федерации. Истоптали его, оплевали и повесили флаг Чеченской Республики. По этому поводу с ними была проведена беседа. Все вроде согласились, а на следующий день снова повторили «подвиг» - сорвали с флагштока флаг, стали топтать, плевать, повесили свой. Из соседнего корпуса выбежали чеченцы из другого отряда, «юные кадыровцы», дали соотечественникам по шее, отобрали российский флаг и водрузили на флагшток. И всё же через какое-то время флаг Чечни снова заменил на флагштоке флаг Российской Федерации. Во избежание дальнейшего противостояния флаг Чечни изъяли до отъезда.

С генералом Трошевым

Я решила проконсультироваться по вопросу «чеченцы против чеченцев - возможно ли?» у ориентирующихся в ситуации людей и описала ситуацию чеченцу, приехавшему из Грозного на черноморское побережье работать на лето:

- Может такое быть, что одни чеченцы нападают на других, защищая честь российского флага?

- Конечно может! Если они из кадыровцев. У Кадырова очень много противников в Чечне.

V

Несмотря на вызывающее поведение отдыхающих, воспитатели и руководство лагеря пытались сгладить, смягчить возникавшее напряжение. Не дёргали лишний раз - лагерь существует за счёт самоокупаемости, заинтересован в притоке посетителей. Тем более, что ситуация на рынке сложная: на аукцион выставляют лот «детский лагерь», а где он находится и какие там условия проживания - не уточняется. И таким образом лагеря в Ростовской области с деревянными бараками и отсутствием поблизости даже и следов моря уравниваются с лагерями черноморского побережья со стационарными каменными зданиями. Первым это выгодно, т.к. они в цене прибавляют. Вторым нет. Плюс заморочки с компенсацией стоимости путёвок. Всё это осложняет ситуацию. Лагеря заинтересованы в сохранении клиента и не в интересах руководства портить отношения с потенциальными клиентами.

Сейчас никаких следов произошедшего внешне не видно: корпуса отремонтированы, куплена новая мебель. Когда прогуливаешься по чистеньким дорожкам под сенью сосен, ступаешь по мягкому золотому песку чудесного пляжа на территории лагеря, кажется диким, что находясь в этаком раю земном, где тебя пять раз в день вкусно кормят, целый день развлекают, заботятся, ухаживают, кому-то в голову могут прийти мысли вести себя агрессивно. И тем не менее...

***

Чем всё это закончится, пока не понятно. Представители чеченской стороны выливают на Усольцевых вёдра, ушаты и цистерны грязи. Сотрудникам смены, закончившим работу и уехавшим домой звонят с угрозами какие-то анонимы, непонятно каким образом доставшие телефоны. Но главное, что предстоит - это разобраться  с милицией.

Бориса Усольцева обвиняют в провоцировании конфликта. Однако не понятно, зачем человеку, заинтересованному в процветании оздоровительного комплекса, подрывать репутацию?

Обвинения вернувшихся чеченцев при самом поверхностном рассмотрении выглядят несостоятельными.

При более внимательном - просто нелепыми.

Фото автора