Продукты, обычно дешевеющие к осени, начали расти в цене. Резко подорожали хлеб и молоко, а гречка и вовсе исчезла с прилавков. На прошлой неделе президент поручил правительству, генпрокуратуре и антимонопольной службе следить за ценами и при выявлении нарушений принимать меры.
Почти каждый поход в продуктовый магазин приносит новости. И новости неприятные. Опять подорожало то, без чего нельзя обойтись — хлеб, сахар, крупа. Покупатели пересматривают семейный бюджет. А местные чиновники разводят руками: никакой нехватки нет!
«Копейки вот насобирала на молоко. Оно стоило 21 рубль. И ладно бы, если на 50 копеек подорожало, а то на целых четыре рубля», — сетует пенсионерка.
Жители Мурома привыкли, что в августе цены обычно самые низкие. А тут что ни день, то новый ценник. Потому что свои цены подняли поставщики.
«Мое мнение — наглеют. И еще как наглеют!» – говорит продавец магазина Юрий Борисов.
В Екатеринбурге цены сначала поползли вверх в торговых сетях. Но почти сразу их догнали и перегнали магазинчики шаговой доступности. В итоге: хлеб — плюс 12 процентов. Мука — плюс 25%.
«Мы какую наценку делали, такую и делаем. Не добавляем. Единственное, что приходит продукция дороже. Дороже она поступает и на прилавок», — объясняет замдиректора магазина Вера Мурзина.
В Уфе, где похожая картина, к поставщикам в гости пришли сотрудники антимонопольной службы. Но изучив документы, поняли, что база — лишь посредник. И тоже жалуется на поставщиков.
«Поставщики на слухах о засухе и о снижении урожая сильно подняли цены. Это все делается искусственно», — утверждает заместитель директора базы Рубен Хасанов.
В Москве уже девять хлебозаводов обвиняют в том, что они согласованно подняли цены на хлеб на 10-20%. А это уже сговор, и непогода ни при чем. Булки пекут из зерна еще прошлогоднего урожая.
«Старые запасы были закуплены по старым ценам. Поэтому неурожай этого года, какие-то природные явления не могли сказаться на цене конкретной продукции», — говорит Дмитрий Тетушкин, замруководителя аналитического отдела московского управления антимонопольной службы.
Первая задача сейчас, говорят в правоохранительных органах, найти тех, кто пустил слух, будто гречневой крупы скоро не будет. С полок столичных сетевых магазинов она испарилась за эти выходные.
— Что-то гречку не найти, — интересуемся в магазине. — А ее нет, — отвечает продавщица. — Почему? — Раскупили. Кто-то распустил слухи, что у нас в стране закончилась гречка. — Да вы что?! — В связи с этим люди, извините за выражение, хапали ее, будто в последний день.
А там, где гречка осталась, она стоит за 60 рублей за килограмм. Это вместо 20 рублей в начале месяца.
«Перекупщики-производители придерживают товар, чтобы уменьшить предложение и поднять в дальнейшем цену», — говорит Дмитрий Тетушкин.
Штраф за такие вещи по новому закону — от 1 до 15 процентов от оборота предприятия. А если нанесен ущерб в миллион рублей и больше — это уже 7 лет тюрьмы.
Пока идет разбирательство, регионам предписано искать дополнительные выходы. Например, проводить сельскохозяйственные ярмарки, где продукты будут продавать непосредственно те, кто их произвел. Без посредников и наценок не будет.