Президент нижнетагильского фонда "Город без наркотиков" Егор Бычков, дело которого стало послужило поводом для широкого общественного диспута о наркомании в России и о том, как с ней бороться, вышел на свободу.
Бычкова освободили, после того как из Екатеринбурга было доставлено решение Свердловского областного суда, сообщил агентству "Интерфакс-Урал" сотрудник фонда "Город без наркотиков" Евгений Маленкин. По его словам, они поедут в церковь для молитвы, а потом, скорее всего, домой – отдыхать.
Свердловский областной суд в среду, рассмотрев кассацию, назначил Е.Бычкову наказание в виде двух с половиной лет лишения свободы условно с испытательным сроком один год. Ранее Дзержинский районный суд Нижнего Тагила признал Е.Бычкова виновным по ст.126 (похищение человека) и ст.127 УК РФ (незаконное лишение свободы) и приговорил к 3,5 годам колонии строгого режима.
Многие наблюдатели готовы связать фактическое оправдание Бычкова с личным интересом президента России Дмитрия Медведева к нижнетагильской истории и его сравнительно недавним поручением генеральной прокуратуре взять дело под контроль. Местные эксперты обращают внимание на неловкое положение, в которое поставили себя высокопоставленные чиновники скоропалительными заявлениями о "максимальной мягкости" изначального приговора Бычкову – три с половиной года лишения свободы в колонии строгого режима. Как сообщалось ранее, 12 октября Дзержинский районный суд Нижнего Тагила признал президента нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" Егора Бычкова и двух сотрудников фонда Александра Васякина и Виталия Пагина виновными по ст.126 (похищение человека) и ст.127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Потерпевшими по делу являются наркоманы, проходившие реабилитацию в "Городе без наркотиков". По мнению следствия, их похищали, чтобы удерживать в реабилитационном центре.
Бычков был приговорен к 3,5 года колонии строгого режима, один из его сотрудников получил 4 года строгого режима, другой - полтора года условно. Защита осужденных обжаловала приговор. Кассации от прокуратуры не поступило.
Директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов в середине октября на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» заявил, что "дело Бычкова" высветило проблемы, существующие в сфере реабилитации наркоманов в России. "Мы не будем обсуждать судебное решение, тем более, что решение суда - это закон. Но это дело позволяет прецедентно взглянуть на проблему. Феномен Бычкова - это произвольная или непроизвольная реакция на проблему наркомании", - сказал Иванов. "Я не могу не сочувствовать Егору Бычкову, потому что, на мой взгляд, он был движим не жаждой обогащения и не жаждой истязать людей, а все-таки цели его были благородные", - сказал глава ФСКН. При этом он отметил, что "какие уж он методы применял, соответствовали ли они законодательству или нет - это уже дело суда". Глава ведомства отметил, что официальных методик, напрямую соответствующих тем действиям, которые проводил в Нижнем Тагиле Бычков, нет, однако существует реальная необходимость принуждения к лечению наркоманов, которые не способны себя контролировать. "Методика Бычкова, как я понимаю, официально нигде не зарегистрирована, не зафиксирована. Но, например, в Соединенных Штатах Америки выработаны правовые методы принуждения наркоманов к лечению. Они, конечно, носят более гуманный характер, но, тем не менее, элементы принуждения имеются", - сказал Иванов.
По мнению главы ведомства, меры принуждения мотивированы тем, что многие наркоманы находятся в состоянии, в котором не способны себя контролировать. "Наркоман, находясь в состоянии абстинентной ломки, подчас не может себя контролировать. Он находится в стадии так называемого поиска. И, находясь в состоянии этого поиска, он готов совершать в том числе и преступления", - сказал он. В этой связи, по мнению Иванова, в настоящее время есть реальная необходимость в разработке законодательных актов, которые "делают жизнь наркоману некомфортной, и у него постоянно возникают проблемы, так как он нарушает закон". В частности, по его словам, на данный момент появление наркомана в обществе пресекается как административное нарушение. "Если его (наркомана - ИФ) фиксируют органы правопорядка, то могут оштрафовать. Вот и все. Но это не влечет за собой соответствующего процесса лечения, а в Соединенных Штатах Америки это влечет обязательный процесс лечения", - сказал Иванов.
В последнее время в Свердловской области и других регионах прошло несколько акций в продержку Егора Бычкова. Активно выступила в его защиту и Русская православная церковь. Двадцать второго октября в Екатеринбурге состоялся общегородской молебен состоится 22 октября у часовни Святой Екатерины в центре города. Как сообщил член комиссии по помилованию при губернаторе Свердловской области протоиерей Фома Абель ранее состоялось общее собрание духовенства екатеринбургской епархии, на котором было сообщено о приговоре Бычкову. "Духовенство епархии единодушно высказалось, что этот приговор несправедливый", - подчеркнул протоиерей.
В свою очередь благочинный Горнозаводского церковного округа Екатеринбургской епархии отец Геннадий (Ведерников), который работал вместе с Бычковым, сообщил, что в адрес президента нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" поступали угрозы. "Ко мне обращались люди, которые говорили: "Не помогай Егору. Он насолил нам и ментам, мы его все равно посадим", - сказал отец Геннадий.
Между тем совсем недавно полпред президента РФ в УрФО Николай Винниченко высказал мнение о том, что Бычкову вынесен максимально мягкий приговор. "Его вина (Бычкова - ИФ) установлена судом, подтверждена в ходе судебного заседания, приговор вынесен максимально мягкий, дело будет рассматриваться в кассационном порядке, я надеюсь, что суд примет справедливое решение", - сказал .Винниченко на пресс-конференции в екатеринбургском пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал". Полпред подчеркнул, что его личное отношение "совпадает с официальной позицией судебных органов". "Насколько мне известно, там ситуация заключалась не только в ограничении свободы, но и в причинении телесных повреждений тем лицам, которых задерживали. Это квалифицируется Уголовным кодексом, как преступление, этим фактам дана оценка", - отметил Винниченко. "Мне бы не хотелось, чтобы эта ситуация использовалась некими политиканствующими группировками в качестве площадки для раскручивания собственных персон, к сожалению, у нас наблюдаются такие тенденции", - добавил полпред.
По мнению губернатора Свердловской области Александра Мишарина, федеральное законодательство по борьбе с наркоманией необходимо совершенствовать. "Все признают, что борьба с наркоманией и другими зависимостями в рамках действующего законодательства не работает. Нам нужна эффективная государственная система излечения зависимых - при соблюдении базовых прав человека", - заявил Мишарин ранее агентству "Интерфакс-Урал". По словам губернатора, близкие должны иметь возможность привести больного в государственное медицинское учреждение, где ему окажут реальную помочь. "При этом родственники должны быть уверены в том, что применяемые методы лечения будут законны и эффективны. На мой взгляд, для этого необходимо совершенствовать федеральное законодательство. Проблема есть, и ей должно заниматься государство, не перекладывая эту работу на плечи общественности", - подчеркнул губернатор.