9 ноября в Тушинском районном суде г.Москвы начались слушания по так называемому делу "митинских милиционеров" - четверых сотрудников ОВД "Митино" - Алексея Виноградова, Руслана Каюмова, Евгения Степанова и Юрия Уварова, обвиняемых в "превышении должностных полномочий" при задержании за драку в московским кафе "Оскар" группы чеченцев. Было это ещё 23 января 2009 года.
Чеченцы оказали активное сопротивление, милиционер Юрий Уваров получил от удара чеченца сотрясение мозга, а один из чеченцев размахивал пистолетом. За всё это чеченцы были взяты в наручники и доставлены в ОВД "Митино". Откуда очень скоро были отпущены по распоряжению начальника УСБ СЗАО Рева и заместителя начальника следственного отдела ОВД "Митино" Мюльберга.
Чеченцем с пистолетом оказался сотрудник Московского уголовного розыска Мансур Аслаханов, племянник сенатора Асламбека Аслаханова. Возможно, поэтому против чеченцев не было возбуждено дела о сопровтивлении сотрудникам милиции при исполнении служебных обязанностей, а, возможно, просто потому, что в московском районе Митино чеченцев очень много и руководители местного ОВД с ними в хороших отношениях. Как оказалось позже, к чеченцам хорошо относится и сам начальник ОВД "Митино" 28-летний Вячеслав Шигин. Позднее он сам привёз своих подчиненных на следственный эксперимент в прокуратуру.
В результате такой дружбы народов не только чеченцы не понесли заслуженного наказания, но и милиционеры, их задержавшие, в мае 2009 года были неожиданно обвинены в "превышении должностных полномочий" при данном задержании и быстро взяты под стражу решением того же Тушинского суда. Правда, через две недели дело было пересмотрено Мосгорсудом и милиционеры выпущены, но дело против них не прекратилось. Дело велось с многочисленными нарушениями, был заменен следователь, после предварительного рассмотрения в Тушинском суде в мае уже этого года дело вернулось на дорасследование и мы надеялись, что справедливость восторжествует - дело против милиционеров, честно исполнивших свой долг, будет закрыто, а дело против чеченцев, дравшихся в общественном месте и оказавших сопротивление милиционерам - открыто.
Но мы живем в современной России, а здесь у нас принят другой подход к делам.
И дело против милиционеров, задержавших драчливых чеченцев, попало в суд.
Уже на первом заседании дело начало рассыпаться. Обвинительное заключение, на неправильное оформление которого указали ранее адвокаты, действительно, оформлено так, что из него невозможно понять, кого в чём именно обвиняют, не сказано, что чеченцы оказали сопротивление, зато есть подробный рассказ, как четверо обвиняемых милиционеров долго били задержанных чеченцев и их "русских" собутыльников, в присутствии восьми других милиционеров и толпы посетителей кафе, видимо, молча наблюдавших происходящее, затем заковали чеченцев в наручники, повезли в отделение и там снова били, уже без свидетелей. Интересно, что в результате таких интенсивных избиений практически никакого вреда здоровью чеченцев причинено не было, что установлено судебно-медицинской экспертизой.
А заключение о причинении вреда здоровью Юрия Уварова в обвинительное заключение почему-то не попало.
Достойно внимания, что один из потерпевших чеченцев успел уехать в колонию отбывать наказание за хранение наркотиков в особо крупном размере и теперь его будут этапировать из колонии, чтобы допросить в суде.
Кстати, ни один из так называемых потерпевших не явился в суд, прислали вместо себя представителя. Но дать показания им всё же придется, вызваны все на следующее судебное заседание.
Обвиняемые милиционеры, выслушав обвинительное заключение, виновными себя не признали, а их адвокаты указали на множество нарушений, с какими велось предрварительное следствие.
Но дело было специально построено так, чтобы милиционеры, посмевшие задержать чеченцев, были обвинены и оказались под судом.
Всё происходящее весьма точно иллюстрирует тенденцию, сложившуюся в современной России. Молодые люди пошли работать в милицию. Возможно, искали каких-то выгод, возможно, не нашли лучшей работы, возможно, хотели честно служить для обеспечения правопорядка. И, с какой бы целью они не пришли в милицию, они пытались исполнить свой долг.
За это система их просто выкинула, потому что у нас теперь не существует единых требований ко всем, а митинские милиционеры этого не поняли.
Нам говорят, а теперь и показывают на практике, вот, к нам приезжает очень много гостей с Кавказа и Средней Азии и мы должны с пониманием относиться к их национальным традициям. Кто-то привык выяснять отношения исключительно дракой, кто-то любит пострелять на улице по случаю семейного торжества, а кто-то - прямо посреди улицы зарезать барана, поскольку праздник какой-то. И мы должны с пониманием к этому относиться и не вызывать милицию в подобных случаях. А милиционеры, если кто-то непонятливый их вызвал, должны, наверное, учесть опыт митинских коллег и не проявлять излишнего рвения в пресечении нарушений общественного порядка или даже преступления - это ведь, если посмотреть под нужным углом зрения, теперь и не преступление вовсе, а национальная традиция.
Конечно, не только в традициях дело, в приоритетах тоже. Русские, коренные, их защита - не приоритетны для властей, в том числе и для милиции. И русские милиционеры не приоритетны для своего же милицейского начальства. Они - только одноразовые исполнители, которых выкинут полсле того, как они не угадают, кого защищать.
А русским, по мнению разных администраций, осталось только одно - терпеть традиции пришлых народов, смириться со своей "неприоритетностью" и не протестовать. Даже и милицию не вызывать, а милиционерам лучше и не вмешиваться в происходящее, а только зафиксировать - опять дрались чеченцы, столько-то убитых, столько-то раненых.
И может ли обеспечить нам защиту сама правоохранительная система, пожирающая себя во имя толерантности?
А если не система, то кто?
Елена Денежкина