Корреспонденты «КП» съездили в подмосковный городок посмотреть, не утонул ли он в грязи без дешевой рабсилы из Средней Азии

Как и во всех «безнациональных» конфликтах, для бойни в Хотькове не было веских причин. Кто-то что-то кому-то сказал, не так посмотрел. С одной стороны участвовали местные жители, заводские ребята, работяги. С другой стороны, как уже стало привычным, - такие же работяги, но из далеких солнечных республик бывшего СССР.

Один из очевидцев произошедшего монотонно описывает конфликт:

- Это случилось на площади у супермаркета «Копейка». Ребята пришли туда после работы, они станочники на КТБ (Конструкторско-техническое бюро оборонного завода «Электроизолит»). Наши были трезвые, а таджики пьяные. Они в последнее время в этом сквере круглосуточно тусовались, ставить себя пытались и задираться начали. Тут конкретно они нашим ребятам вслух говорили, что «русские чурки» и «русские свиньи». Эти высказывания, кстати, в дело попали. Ну ребята возмутились - и к этим гастерам: «Повтори, что сказал?» Тот повторил - и понеслось...

Драка закончилась убийством 30-летнего Павла Капралова. Два его товарища отделались ножевыми ранениями. Азиаты - их было не меньше 20 человек - бросились врассыпную. Как водится, задержали только двоих. Городок начал тихо закипать, благо, как говорили нам местные жители, количество непонятных людей нездешнего облика и говора в городе уже с сентября превысило все мыслимые и толерантные пределы. На девятый день после убийства молодежь города вышла на главный перекресток Хотькова и на несколько часов заблокировала движение во все стороны. К молодежи подтянулись отцы и матери. По самым скромным подсчетам, на улице под проливным дождем стояли 300 - 400 человек. И только после этой акции городские власти поняли, что местные жители чего-то хотят и чем-то недовольны... В Хотьково понаехали проверки, десятки нелегалов были депортированы, а остальные гастарбайтеры из Средней Азии сами покинули город. От греха подальше.

ВАКАНСИИ ДЛЯ КОРЕННЫХ

Время для визита в Хотьково мы, сами того не планируя, подгадали удачно. За несколько часов до нашего приезда в Подмосковье прошел сильный снегопад, засыпав в том числе и Сергиево-Посадский район. Отличный повод спустя полтора месяца после конфликта проинспектировать, как справляется с природной стихией город, оставшийся без гастарбайтеров.

- Нормально справляется, - напутствовал нас замглавы района Константин Горячев. - Хотьково вообще не самое острое место ни с точки зрения безработицы, ни с точки зрения миграционных процессов. Там и иностранцев-то официально немного было - всего 172 человека на 22 тысячи жителей.

- Так то официально... - усомнились мы.

- Ну есть же еще частный сектор, - признал Константин Адольфович. - Тут проблема всем понятна. У нас нет регистрации, есть миграционный учет, который идет уведомительным порядком. Конечно, эти процессы не должны нарушать права коренного населения. Но это уже вопрос не к самим мигрантам, а к тем, кто их нанимает. Сделать зарплату выше и брать на работу россиян - это, с одной стороны, вопрос совести, с другой - денег. Рабочая сила - это товар, а бизнес ориентируется на дешевый товар.

- И где же его теперь берут в Хотькове?

- Трагедии там не произошло - наняли местных жителей, бабушек, и ситуация нормализовалась. В ту же «Копейку» местных набрали, и даже деньги на нормальные зарплаты сразу же нашлись.

«Приглашаем на вакансии: продавец-кассир (з/п 14 500 - 17 500), администратор (з/п 18 000 - 23 000), товаровед (з/п 20 000 - 24 500). Требование: гражданство РФ, Беларусь». Яркое, качественно отпечатанное объявление красуется на дверях супермаркета, в десятке метров от места убийства Павла Капралова. После волнений кадровый кризис здесь грянул мгновенно. В одночасье магазин лишился большинства кассиров, грузчиков и подсобных рабочих. А местные жители, обнаружив внезапно освободившиеся вакансии, без особой брезгливости начали занимать, казалось бы, не шибко престижные должности.

- А что, деньги приличные, соцпакет есть, график работы сменный, даже 13-ю зарплату обещали, - пожимает плечами кассирша Людмила. - Не всю, конечно, я недавно пришла, но премия на Новый год будет.

Посыпающая песком дорожки перед магазином пенсионерка Мария Владимировна тоже не жалуется, хотя 13-ю зарплату ей никто не обещал. «Раньше-то просилась - не брали. А как ЭТИ ушли, так за один час оформилась», - говорит пожилая женщина. Зарплату ей и другим дворникам выплачивает администрация городского рынка, территорию которого Мария Владимировна чистит от снега и мусора.
На девятый день после гибели местного жителя горожане перекрыли дороги и высказали властям cвои претензии.
На девятый день после гибели местного жителя горожане перекрыли дороги и высказали властям cвои претензии.

ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР В ЖИЛКОМХОЗЕ

Дворы и улицы города - это уже вотчина местного жилкомхоза. Однако и они на удивление чисты и ухоженны вопреки расхожему мнению о том, что без дворников-азиатов любой современный город уже через неделю утонет в кучах мусора. Единственную невывезенную помойку в разгар дня мы обнаружили только около МУП «Хотьково». В этом оплоте местного ЖКХ нас, мягко говоря, не ждали. Директор МУП Игорь Болохов, молодой, статный парень, похожий на бизнесмена или топ-менеджера, прятался в кабинете, и выманить его наружу не удавалось даже после серии звонков руководству района. Подумалось: зачем молодому парню идти работать на такую кефирную должность? Мечта детства? Призвание? Но тут чиновник сам неосторожно выбежал в приемную, а там в засаде сидели журналисты «КП». Разговор вышел немного нервный.

- Все участки, которые у нас были и есть, закрыты. И были закрыты! - кричал нам Игорь Валерьевич, отводя взгляд в сторону окна.

- То есть никого не пришлось набирать?

- Все у нас закрыто.

- Неубедительно.

- Я вам говорю, все участки были и есть закрыты. Вам говорят, нет у нас тут никаких 170 или 270 гастарбайтеров! Я не знаю, откуда эти цифры. У нас никаких проблем нет. Город как убирался, так и убирается, как посыпался, так и посыпается. Снег убирается, мусор вывозится.

- Кем?

- Ну... Кем раньше, тем и сейчас. Все наши, все местные. Все нормально. Я вам клянусь! Все местные жители. Они, конечно, предпенсионного возраста, но справляются неплохо.

Нас обманывали. Местные жители рассказывали и показывали нам совсем другое. Гастарбайтеры в местном коммунхозе, конечно, работали, смеем предположить, и по «московским» схемам, и просто по «демпинговым» расценкам. В МУП «Хотьково» они чувствовали себя как дома. Нам показали видеоролик: гражданин некой среднеазиатской страны прямо в госучреждении разложил орешки, урюк, курагу и открыл маленький восточный базар. Как водится, без всяких глупых санкнижек, кассовых аппаратов и белых халатов. На замечания удивленных граждан торговец не реагировал и делал вид, что местного языка не понимает.

Но сколько гастарбайтеров может принять коммунальное хозяйство крохотного городка? Явно не в ЖКХ и супермаркете «Копейка» собралась критическая масса трудовых мигрантов? А где? По вычищенным и даже посыпанным песком улицам мы поехали на единственную в Хотькове стройку многоэтажного дома. Молодой прораб, коренной москвич, сидел в промерзшем вагончике и ковырялся в потертом ноутбуке, изредка поглядывая в окно. За окном работяги из Твери и Новгорода разгружали  поддоны с кирпичом. Прораб заявил нам, что с азиатскими гастарбайтерами давным-давно не связывается:

- Ага. Они уже с августа начали проситься ко мне на стройку. То, что они получают копейки, - вранье, точнее, данные 2003 - 2004 годов. Берут обычные, средние для  строительства деньги. Вот только квалификации у них нет и языка уже не знают. Но самое главное - проблема с их наймом. Каждую бригаду мигрантов пасет целая цепь посредников - людей, у которых фактически ничего нет, которые ни за что не отвечают и пытаются делать деньги по телефону, лежа на диване. Я связывался с этими посредниками. То ждешь бригаду несколько суток. То нужны квалифицированные каменщики, а приезжают толпа диких бабаев и один типа «специалист». Он их учить будет прямо у меня на объекте! Я в тюрьму не хочу  потом садиться. Вы, если хотите написать полезную статью, укажите: нам нужна государственная, всероссийская биржа труда. Открытая, доступная каждому зарегистрированному работодателю онлайн. И набирать гастарбайтеров нужно по месту проживания, а не из тех, кто к нам приехал по факту. Тогда таких проблем, как в Хотькове, не будет.
Мигранты из Средней Азии пешей цепочкой потянулись в «более толерантный» Сергиев Посад.
Мигранты из Средней Азии пешей цепочкой потянулись в «более толерантный» Сергиев Посад.

«НЕДОСТАТКА В РАБСИЛЕ НЕТ»

- Приезжие люди никогда и не занимали у нас какого-то ведущего звена на рынке труда, - попыталась убедить нас глава города Рита Тихомирова. - Я не исключаю, может быть, когда был большой объем летних работ, какие-то люди привлекались.

Судя по всему, в «летних работах» и кроется причина того нарыва, который прорвало только в середине осени. В районе более 130 дачных кооперативов. И все лето в них трудились сотни гостей из теплых бывших союзных республик - кто на стройке, кто на огородах... А с окончанием дачного сезона в поисках работы и жилья потянулись в ближайший город. Кто-то устроился на демпинговую зарплату мести улицы, кто-то, плюнув, уехал домой, а кто-то остался, промышляя кражами и грабежами. Как и в тверском городке Калязин, откуда гастарбайтеров вывозили под охраной ОМОНа, поножовщина послужила лишь детонатором.

- Случай печальный, но это не межэтнические разборки, - полагает Рита Тихомирова. - После были проверки. Да, нашли нарушения, которые уже устранены. И сейчас мы некоторым предприятиям говорим, чтобы уменьшали квоту на иностранную рабочую силу. Но не из националистических соображений. Просто если какое-нибудь предприятие крепко встало на ноги, может, оно поднимет зарплату, чтобы наши местные ребята туда шли. У нас рабочие специальности сейчас престижными считаются. Безработных-то в Хотькове всего около 1 процента. Но это в основном люди с инженерно-техническими специальностями, а вакансии - те же дворники, подсобные рабочие. Но недостатка в рабочей силе у нас нет. Просто некоторые движения сейчас, используя ситуацию, хотят разжечь националистические настроения.

- Ну не эти же «движения» парня ножом пырнули на центральной площади! У народа же накипело - ведь воровали сумочки, мобильники, сережки...

- Мы должны опираться на данные органов внутренних дел. Милиция такого не фиксировала. А то сейчас пошли слухи про какие-то дикие изнасилования, а где фактура, где это документально подтверждено? А у нас за последние несколько лет только это убийство связано с гастарбайтерами. Да и здесь до окончания следствия рано говорить, кто прав, кто виноват.

В местном отделе внутренних дел заезжих журналистов дальше дежурки пускать отказались, переадресовав к районной пресс-службе. А на следующий день стало известно, что своей должности лишился глава ОВД Хотькова. Поменяли и всех четверых участковых города.

ИНИЦИАТИВНЫЕ «ЗАЧИСТКИ»

После волнений в Хотькове и начавшегося наконец-то диалога властей и граждан в городе образовалась инициативная группа из 30 человек. В костяк группы вошли друзья погибшего горожанина и просто неравнодушные граждане, не искавшие ни постов, ни должностей. Мы заглянули к одной из активисток инициативной группы в гости. Галина Соболева мнет в руках толстую тетрадку с жалобами на уличный криминал, с конкретными эпизодами грабежей. Все это записывалось под диктовку на митингах и собраниях. По словам собеседницы, обстановка в городке накалялась постепенно. Хотьково привлекало гастарбайтеров ценами на аренду жилья, близостью столицы, огромными дачными массивами, где всегда можно было найти работу, и целым кустом промышленных предприятий. В итоге стоящий на перепутье городок стал перевалочным лагерем для трудовых мигрантов, не имеющих работы.

- В конце лета, когда закончились дачные стройки, их появилось какое-то невообразимое количество. И были они не с заводов - глава администрации встречалась с хозяевами предприятий. Нет, это дикие какие-то были... И началось. У детей телефоны отнимали, у девочек - цепочки и сережки золотые. Подружке, Наташе Соколовой, окурок о лицо затушили. Мост за станцией - каждый вечер стали грабить женщин.

- В милицию обращались?

- Милиция с этим мостом не могла решить, кому территория принадлежит - территориалам или линейщикам. - Голос у Галины дрожит. - Под окнами у меня парню у палатки какие-то азиаты нож в спину воткнули и ограбили. Сколько можно! Я на митинг к администрации только из-за этого и пошла. И там такого наслушалась!

Галина рассказывает, что после первого митинга, когда в Хотькове были перекрыты дороги, народ дошел до точки кипения - до погромов оставались считанные градусы. Инициативная группа стала спасением. Горожане на машинах заново обследовали свой город вместе с единственным в городе (как и в Калязине) сотрудником ФМС - выявляли адреса, квартиры, заброшенные дома, в которых гастарбайтеры жили «коммунами» по 30 - 40 человек. Следом шла милиция, а за милицией начался исход безработных трудовых мигрантов.

ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА ПО-ТУРЕЦКИ

Мы объехали Хотьково вдоль и поперек и не один раз. И все-таки их нашли! 172 гастарбайтера из Средней Азии на самом деле никуда из Хотькова не уезжали. Эта цифра официальная, и работают иностранцы в городе на совершенно законных основаниях. Только на улице их не видно, потому что за территорию предприятий их не выпускают.

- А нечего им делать за забором, - объяснил нам директор завода «Политрон» Владимир Ратников. - У нас около пятидесяти человек из Узбекистана. Все социально оформлены и зарегистрированы. Живут они в вагончиках с отоплением, горячей и холодной водой, телевизором. Кормим горячими обедами - заказываем в кафе, где, кстати, и сами питаемся. Работают вахтовым методом: месяц-два, потом уезжают. Зарплаты им начисляются на карточки - примерно 22 - 25 тысяч. И работой у нас они дорожат!

Владимир Николаевич проводит экскурсию по предприятию, производящему канализационные трубы.

- А обойтись без иностранцев не пробовали?

- Пробовали. Из ближнего Подмосковья не идут работать люди.

- Может, зарплату нужно поднять?

- Гастарбайтеры выполняют самую неквалифицированную работу - грузчики, подсобные рабочие. Зарплаты поэтому объективно не могут быть большими. И у них в отличие от наших не бывает запоев. Да и все их семейные дела очень далеко.

Завод мы покинули в задумчивости. Не сочтите за рекламу, но нам показали, как должна выглядеть нормальная трудовая миграция, а не рабовладение. Почему на заводе получилось? Просто собственники «Политрона» - турки, граждане страны, которая и породила такое понятие, как «гастарбайтер» - рабочий-гость, а не приезжий жулик или нелегальный соискатель гражданства, женского тела, чужих мобильников и сережек. Вот и вся разница.

P.S.Считанные месяцы назад наша миграционная политика..
[2:46:47] Соратник: P.S.Считанные месяцы назад наша миграционная политика стала самой либеральной на планете. Регистрация мигрантов уведомительная - ФМС ставится в известность о приехавшем работнике задним числом, по почте. Появилась возможность устройства на работу к частным лицам. И если изгнание мигрантов из Калязина можно счесть случайностью, то город Хотьково выявил множество закономерностей.

Первое - рынок труда в России не резиновый, и его объем серьезно зависит от сезона. Любимая формула наших коммунальщиков и бизнесменов «местные не идут работать, потому что...» - ложь. Местные идут работать, и деньги на нормальные зарплаты у бизнесменов сразу же находятся, но только если их припереть к стенке. И третий, самый важный момент - неконтролируемый и безработный гастарбайтер очень быстро превращается в преступника.
Единственную неубранную помойку мы нашли рядом с местным жилкомхозом.
Единственную неубранную помойку мы нашли рядом с местным жилкомхозом.

Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Обрыв линии связи

Все конфликты последних лет, произошедшие в маленьких провинциальных городах, имели одинаковые причины и одинаковый финал. Народ и власть хоть и живут в одном, невеликом по размерам населенном пункте, но фактически пребывают в разных измерениях. Народные жалобы не долетают до кабинетов, вязнут где-то в пустоте, а власть терпеливо ждет, когда все рассосется само собой. Пока, кстати, ни разу не рассасывалось. Наоборот, такой позицией власть показывает четко, как с ней надо разговаривать, на каком языке. И единственная форма обращения к власти -  перекрытие трассы. Из недовольных граждан создаются инициативные группы, они выдвигают претензии, их выслушивают, с ними советуются, вместе с народом власти начинают разгребать накопившиеся проблемы. Господа чиновники, а где вы раньше-то были? Не слышат. Обрыв связи.
 
Эксклюзивный репортаж ДПНИ ТВ о встречи местных жителей и властей в Хотьково