В России грядет модернизация службы 03. Бригаду скорой медицинской помощи расформируют: вместо трех человек на вызов будут приезжать двое, а фельдшер одновременно станет и водителем. Люди в белых халатах уже заявили, что эта реформа больше напоминает пародию на американский сериал "Скорая помощь".
Вот уже несколько дней шоферы красноярской службы скорой помощи в гараже обсуждают свою дальнейшую судьбу. К 2020 году министерство здравоохранения планирует избавиться от профессиональных водителей, а за руль посадить фельдшеров.
Виктор Поздняков управляет скорой уже более 40 лет. Сейчас на пенсии, но все еще продолжает трудиться. За годы работы его мастерство вождения было оценено массой благодарственных писем, а вся новая техника, которая поступала в автопарк, первым делом доставалась ему как самому опытному и ответственному.
— Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что фельдшер, находясь за рулем, не сможет уделить и секунды внимания человеку, которому нужна неотложная помощь, — говорит водитель Виктор Поздняков. — По всей видимости, смысл реформы сведен к тому, чтобы построить всю нашу работу на американский манер. Там над больным во время транспортировки никаких реанимационных действий не производят — сразу везут в стационар, а это может привести к печальным последствиям.
Вряд ли кто-то станет отрицать, что управлять каретой скорой помощи — настоящее искусство. Водитель как минимум должен обладать навыками экстремального вождения. Особенно сложно это в условиях мегаполиса. К тому же нет никакой гарантии, что хороший фельдшер будет таким же асом и за рулем.
— Если и есть плюс в этой реформе, то только экономия бюджетных средств, — говорит сотрудник автобазы скорой и неотложной помощи Красноярска Дмитрий Семендяев. — На днях на собрании нам заявили, что в России в год на врачей скорой помощи тратится 6 миллиардов рублей, а на водителей — 9 миллиардов. Вот так вот мягко намекнули, что мы, водители, лишние в этой структуре.
Не в восторге от грядущих перемен и сами фельдшеры. Полномочия, которыми их решили наделить чиновники, могут привести и на скамью подсудимых, если помощь, оказанная пациенту, будет недостаточной или несвоевременной.
— Сегодня, по законодательству, фельдшеры не имеют права выполнять целый ряд медицинских действий, которые зачастую необходимы пациенту для спасения жизни, — объясняет врач Красноярской городской больницы № 5 Ксения Алексеева. — По большому счету он как специалист со средним медицинским образованием может лишь диагностировать заболевание, направить на лечение к узкому специалисту и выписать рецепт.
По задумке федеральных чиновников система подготовки фельдшеров в ближайшее время будет кардинально пересмотрена, все специалисты, занимающие сегодня эту должность, пройдут переподготовку, а заодно и сдадут на права.
Между тем, работы уже добавилось и у врачей скорой помощи. Причем, как считают сами доктора, абсолютно бесполезной.
— Нас просто завалили бумагами! Карта, куда записывают вызовы, стала вдвое больше и занимает два листа формата А5. На выезде теперь нужно выяснить социальное положение больного, узнать его номер телефона и получить письменное согласие на обработку персональных данных. Причем касается это и реаниматологов, — рассказывает врач скорой помощи Сергей Кудряшов.
Хватаются за голову и доктора, работающие в стационаре.
— Поток больных, которых будут доставлять прямиком в больницу, вырастет в разы. И что будет? — спрашивает врач БСМП Александр Бумагин. — Нагрузка на медработников и так запредельная, а увеличить ее — значит добить людей окончательно.
Недоумевают, из-за чего сыр-бор, только чиновники. В пресс-службе краевого министерства здравоохранения заявили, что новый порядок оказания первой помощи призван совершенствовать существующую модель, а не ломать, как считают многие. Мол, новые правила дают лишь дополнительные возможности, и вовсе не обязывают слепо следовать новому явлению.
А вот среди простых красноярцев мнения по поводу грядущей реформы службы 03 разделились. За нововведения, например, выступает житель Красноярска Эдуард Медведев.
— Давно пора менять всю структуру оказания скорой медицинской помощи. Это будет и больным, и врачам полезно. Разве мало в стране таких специалистов, которые на курсах повышения квалификации последний раз были лет 10 назад, которые ничего не хотят знать о новых методиках и препаратах отчасти потому, что нет ни того, ни другого. Я бы не хотел, чтобы меня и моих близких лечили такие врачи! — говорит Эдуард Медведев.
В числе ярых противников — студентка юридического института СФУ Татьяна Уланова.
— Выездная бригада обязательно должна состоять из трех человек. Причем третий — как раз водитель! Вот вам простые примеры: доктора ушли к пациенту, а кто оперативно подгонит машину к подъезду, если, допустим, не было возможности припарковаться сразу возле него? Или так: карета скорой помощи оставлена на пандусе возле приемного покоя, члены реанимационной бригады катят носилки с пациентом в операционную, а в это время следующая бригада вынуждена стоять и ждать, пока те вернутся и отгонят машину. По-моему, все очевидно.
Опасаются красноярцы и нецелевого расходования бюджетных средств, которые, по их мнению, обязательно будут сопровождать реформу. Сначала придумают массу конкурсных лотов — от изучения опыта работы службы скорой помощи в Красноярском крае до состава сумки водителя-фельдшера, потом выделят на все это деньги, а в итоге переподготовкой младшего медицинского состава займутся лишь для отвода глаз, выдав водительские удостоверения всем, кто кое-как научился парковаться.