Судья Виктор Данилкин вынес приговор по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Оба признаны виновными, осуждены на 13,5 лет лишения свободы и, по формуле сложения предыдущего срока с новым, проведут за решеткой по 14 лет. Они выйдут на свободу накануне президентских выборов 2018 года. Запад уже отреагировал резко. Администрация Барака Обамы пообещала России проблемы при вступлении в ВТО ( - от ред. dpni.org: это было бы очень хорошо).
Судья Хамовнического суда Виктор Данилкин огласил приговор по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Оба получили по 13,5 лет лишения свободы, а с учетом формулы частичного сложения сроков должны провести в заключении по 14 лет. Сейчас они отбывают восьмилетние сроки по приговору 2005 года. Выйти на свободу бывшие руководители ЮКОСа должны в 2017 году
Ходорковский и Лебедев признаны виновными в хищении нефти дочерних предприятий ЮКОСа по части 3 статьи 160 УК РФ и легализации части вырученных от продажи похищенной нефти средств по части 3 статьи 174.1 УК РФ. Судья точно исполнил просьбу прокуратуры – гособвинение также просило обоим по 14 лет лишения свободы. Максимально возможный срок за такие преступления – 15 лет.
Услышав решение судьи, мать Ходорковского Марина Ходорковская воскликнула:
Данилкин начал читать приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева с опозданием на 12 дней. Первоначальная дата оглашения приговора была перенесена с 15 на 27 декабря, на 10 часов утра.
Четвертый день оглашения приговора начинался так же, как и предыдущие три: 7-й Ростовский переулок, где находится Хамовнический суд, по-прежнему был оцеплен милицией, в зал суда пропускали только родственников подсудимых и журналистов. Судья Данилкин продолжил изложение позиции обвинения, регулярно подчеркивая, что он с ней согласен.
Из слов судьи следовало, что Ходорковский и Лебедев подменили собой ЮКОС, выстроив
«Ходорковский и Лебедев виновны в хищении
Чтобы раскритиковать позицию стороны защиты в целом, Данилкину потребовалось чуть больше часа: показания всех свидетелей защиты, включая бывшего премьера Михаила Касьянова и бывшего главу Центробанка Виктора Геращенко, были сочтены несостоятельными, недостоверными и не вызывающими доверия. В частности, показания бывших сотрудников ЮКОСа были забракованы на том основании, что Ходорковский и Лебедев платили этим людям зарплату. Слова иностранных экспертов, анализировавших деятельность ЮКОСа, суд также отринул, мотивировав свое решение тем, что эксперты
Пока судья говорил, Ходорковский что-то быстро писал на желтых стикерах и передавал их адвокату Елене Левиной. Иногда записки получали адвокаты Вадим Клювгант и Юрий Шмидт. Прочитав написанное и одобрительно покивав Ходорковскому, защитники тоже передавали желтые листочки Левиной, которая переписывала содержание записок в свой ноутбук. Очевидно, таким образом Ходорковский вел Twitter: на http://twitter.com/khodorkovsky выложено множество его комментариев к приговору.
В частности, Ходорковский интересуется,
«Приговор настолько глупый, просто
Лебедев, как и прежде уделявший основное внимание кроссворду
«Данилкин признал получение так называемыми потерпевшими в 2000–2003 годах прибыли более 2 млрд долларов в результате так называемого
После того как судья Данилкин объявил получасовой обеденный перерыв вместо обычного часового, стало ясно, что сроки наказания будут названы сегодня. На первом этаже суда обнаружились телекамеры и фотокоры, что только укрепило эту уверенность. После обеда, который большинство журналистов провели на лестнице возле зала суда, чтобы не потерять место в зале, Данилкин еще немного пожалел аудиторов ЮКОСа, у которых, по его мнению, не было достоверной информации о ЮКОСе, так как ее не было и у самого ЮКОСа.
Перейдя к резолютивной части приговора, Данилкин согласился с прокурорами в вопросе о необходимости снижения объемов похищенной нефти, хотя и признался, что с методикой расчетов незнаком, так как прокуратура ее ему не представила.
В то же время судья отказался переквалифицировать обвинение по статье 160
Одновременно судья сообщил, что квалифицирует преступления Ходорковского и Лебедева как
По словам Данилкина, при вынесении приговора он учел смягчающие обстоятельства, в частности наличие детей у обоих подсудимых и хронических болезней у Лебедева.
Надежды на условный приговор
После оглашения сроков приставы настоятельно попросили всех покинуть зал. В суматохе на голову корреспондентки Associated Press упал тяжеленный телештатив. Девушка закричала, потом начала рыдать: по словам очевидцев, она упала и не могла подняться. Жуткие звуки поставили соответствующую точку в процедуре.
Правда, для родственников подсудимых и их самих на этом еще ничего не закончилось: после того как журналистов из зала вывели, судья продолжил оглашать постановление о прекращении уголовного дела по эпизоду о хищении акций
Вышедший к оставшимся журналистам Шмидт назвал приговор Хамовнического суда
Ходорковский в Twitter написал, что его и Лебедева
Гособвинители приговор пока не прокомментировали. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его получения подсудимыми. В силу приговор еще не вступил.