«Черные» списки 14 общественных организаций и партий Кабардино-Балкарии распространили в четверг 13 января совместное заявление о ситуации в республике. Как пишет «Кавказский узел», крайнюю обеспокоенность авторов заявления вызывают «слухи о существовании “черного списка”», на основании которого известные в республике люди будут уничтожаться физически». «Расстрельные» списки, полагают лидеры общественных организаций, распространены среди участников вооруженного исламского подполья. По мнению подписантов, проблема, с которой столкнулось общество в этой республике, имеет не криминальную, а «идеологическую основу» и не может быть решена отдельными мерами или только властными органами, так как «правоохранительные органы не могут обеспечить ни безопасность населения, ни собственную безопасность». Одним из признаков слабости силовиков перед лицом «религиозных экстремистов» общественники считают «приказ министра внутренних дел КБР закрыть опорные пункты милиции в населенных пунктах республики». Одна из причин распространения радикальных идей, по словам авторов заявления в «несовершенстве гражданского общества». Эффективно влиять на ситуацию, считают подписанты, власть может только при условии широкого сотрудничества с гражданскими институтами и населением. «Менты, охотники, колдуньи, водочники, имамы и язычники» 8 января «официальный сайт вилайата Кабарды Балкарии и Карачая» (КБК) опубликовал пятиминутное видео, в котором «амир юго-западного сектора» Закария взял на себя ответственность за убийство в конце декабря профессора Кабардино-Балкарского университета, известного этнолога Аслана Ципинова. О Ципинове, реакции на его убийство и возможных последствиях мы подробно поговорим с экспертами в следующей статье из этой серии. Закария говорит, что выступает с этим обращением по поручению «верховного амира КБК» Абдулаха (Аскер Джаппуев). Цель обращения он объясняет так: «разъяснить мусульманам убийство мушрика (многобожника) Ципинова», «потому что многим непонятен смысл. Многие спрашивают, какая польза от этого мусульманам и исламу». Это предисловие свидетельствует о том, что даже сторонники исламистов если не осудили, то и не одобрили убийство ученого. Закария объясняет, что Ципинов был причислен к врагам ислама и приговорен к казни за: «организацию возобновляющих старинные языческие обычаи праздников, открыто и явно выступал против ислама и пытался совратить мусульманскую молодежь язычеством». Таким образом, подтверждается первоначальная версия силовых структур о религиозных мотивах убийства. Дальнейшее заявление «амира» имеет важное значение для понимания планов вооруженного подполья в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на языке подполья – «вилайате КБК». «Мы воюем не только с сотрудниками силовых структур, кафирских, но и против всех кафиров (неверных), муртадов (предателей ислама), мунафиков (псевдо-мусульман), мушриков (язычников), колдунов». Из этого следует, что социальный спектр «дозволенных» целей боевиков значительно расширяется. Эксперт по Кавказу, израильский исследователь Аврам Шмулевич оценивает настоящую ситуацию как «начало гражданской войны». По мнению Шмулевича, изменение стратегии боевиков произошло после убийства предыдущего «амира КБК» черкеса Анзора Астемирова. «При Астемирове действия моджахедов были направлены исключительно против местных и федеральных силовых структур и не затрагивали мирное население, – Пишет Шмулевич в своем блоге. – После его ликвидации 27 марта 2010 года силами ФСБ, террор в КБР изменился, резко увеличилось число убийств тех, кто не согласен с исламизацией». 40 лиц джихада Списки разыскиваемых участников незаконных вооруженных формирований в Кабардино-Балкарии обновляются довольно часто. Из них удаляются данные о тех, кто убит и добавляются данные новобранцев. В списках, опубликованных в местной прессе в 2007 и в 2010 годах, можно найти всего лишь пять совпадений. Это значит, что за три года вооруженное подполье практически на сто процентов обновилось. Среди новых лиц и «амир юго-западного сектора». Закария – мусульманское имя 22-летнего нальчанина Ратмира Шамеева. Шамеев – самый молодой среди «амиров» Кабардино-Балкарии. Его карьера в среде боевиков началась в мае 2010 года, когда он уцелел во время подрыва автомобиля, в котором находился вместе с соратниками по джихаду. Потеряв от взрывной волны правый глаз, Закария смог скрыться от погони и самостоятельно добраться до своих. В среде фанатично верующих мусульман это спасение восприняли как знамение, а к Закарии начали относиться как к избранному Аллахом. Свою приверженность джихаду Закария доказывает активной борьбой за нравственность во вверенном ему юго-западном секторе. Здесь по статистике происходит наибольшее число погромов ночных клубов, поджогов алкогольных магазинов. Здесь еще часто убивают «колдунов» и «ментов». Подобное «робингудство если не прибавляло мятежникам сторонников, то воспринималось более или менее безразлично в республике, измученной произволом», – пишет агентство Caucasus Times. Ответственность за убийство уважаемого на Кавказе и за рубежом профессора-этнографа кардинально изменило отношение не только более либеральной, но также и той части общества, которая в определенной степени сипматизировала участникам вооруженного подполья.