В Загребе прошла многотысячная антиправительственная манифестация
Ее участники, в основном молодежь, потребовали отставки кабинета премьера Ядранки Косор, который они обвинили в коррупции.
Эти же обвинения были адресованы оппозиции во главе с Соцпартией.
Апофеозом акции стало публичное сожжение флага Европейского союза (вступить в ЕС Хорватия пытается уже более 15 лет). На этом, правда, манифестанты не остановились, а расправились еще с двумя флагами: главной оппозиционной Социал-демократической партии и правящей Хорватской Демократической партии. В остальном демонстрация прошла мирно. Ограничились маршем протеста.
Как и в странах Северной Африки и Ближнего Востока, манифестация была организована с использованием Facebook. Активисты организовали специальную группу под названием "Давайте выйдем и покажем, что с нас уже хватит" (Let's go out and show we've had enough) в социальной сети.
Как показывают последние события - ни относительно высокий уровень жизни (Тунис, Бахрейн, Оман), ни тотальный контроль власти над обществом (Ливия), ни репутация "туристической Мекки" (Египет) не гарантируют от потрясений.
Главную роль играет накопление своеобразного критического "протестного потенциала", использование которого зависит уже от конкретной расстановки сил.
В случае с Хорватией движущими мотивами стали традиционная для Балкан коррупция и явная пробуксовка процессов евроинтеграции.
Каждое хорватское правительство объявляет своими приоритетами борьбу с оргпреступностью и вступление страны в ЕС. Однако реальный прогресс по этим направлениям отсутствует – в том числе и по вине Евросоюза.
Неформальный молодежный лидер начавшихся еще в конце февраля акций протеста в Хорватии Иван Пернар в интервью загребской газете "Jutarnji list" (Ютарни лист) сказал, что недовольство охватило все слои общества, но прежде всего молодежь. Ведь коррупция и пробуксовка евроинтеграции сильнее всего бьют как раз по молодому поколению.
Аналогичный по своей природе "протестный потенциал" есть и в других балканских странах. В Албании в последние недели уже имели место столкновения оппозиции с властями.
В Сербии водораздел пролегает между сторонниками и противниками прозападной ориентации страны. А в Боснии и Герцеговине после октябрьских выборов политики вообще все еще не в состоянии сформировать правительство. И это не говоря уже о перманентно нестабильном Косово.
Если же эскалация внутриполитической напряженности произойдет одновременно в нескольких районах Балкан – последствия для Европы могут быть непредсказуемыми.
Не исключен и новый виток межэтнических и межгосударственных конфликтов - чего пока удается избегать в Африке и на Ближнем Востоке.
Ведь в балканском обществе накоплен богатый исторический опыт братоубийственных войн и "этнических чисток", традиционно подрывавших стабильность во всей Европе. А сегодня у ЕС и без Балкан не самое простое время.
"Руководство европейского союза находится в состоянии шока в связи с мировым экономическим кризисом. Оно не может предложить ничего нового, что помогло бы переломить ситуацию в целом ряде проблемных государств", – считает эксперт в области сравнительной политологии Московского государственного института международных отношений МИД России Елена Пономарева.
"Если же теперь к финансовым проблемам в Греции, Ирландии, Италии, Португалии добавятся потрясения в Хорватии и других еще менее стабильных районах Балкан – это еще больше усугубит ситуацию и с валютой евро, и с нелегальными иммигрантами, и с ростом ксенофобии и национализма во многих западноевропейских государствах".
Балканы уже неоднократно становились в своей истории жертвами насильственного "эффекта домино". Во всяком случае, чаще, чем Северная Африка или Ближний Восток.