В Москве 16 марта зафиксировано несколько анонимных угроз взрывов: в Московском государственном университете имени Ломоносова на Воробьёвых горах, в зданиях столичного Управления ФССП на Бутырском валу, одного из подразделений Минюста на улице Правды и Центризбиркома России.
Начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков отметил, что по всем сообщениям об угрозе минирования были проведены тщательные проверки, однако ни одно из предупреждений не нашла подтверждения.
Угрозы в электронном виде поступили в подразделение Минфина, в МГУ и ЦИК. Столичное управление Федеральной службы судебных приставов получило предупреждение о заложенной в здании на Бутырском валу, дом 5 бомбе в почтовом конверте.
"Кинологи со служебными собаками тщательно проверяли помещения "заминированных" зданий, однако никаких подозрительных предметов или следов взрывчатки обнаружено не было", - подчеркнул Виктор Бирюков. Он с сожалением отметил, что в Москве в последнее время наблюдается всплеск "телефонного терроризма", но в последние недели аналогичные угрозы стали поступать и в электронном виде.
Он добавил, что каждый раз на проверку этой ложной информации отвлекаются значительные силы милиции, и сотрудники правоохранительных органов, которые должны обеспечивать порядок на улицах города, часами вынуждены искать несуществующие бомбы. "Хотел бы напомнить "шутникам" об уголовной ответственности, которая ожидает их за ложное сообщение о теракте, - цитирует заявление представителя ГУВД Москвы ИТАР-ТАСС. - Уголовным кодексом России за данное преступление предусмотрены крупный штраф или лишение свободы сроком до 3 лет. И российские суды выносят приговоры по таким делам, а у милиции есть необходимые силы и средства для задержания лжетеррористов, так что их надежда уйти от наказания просто не оправданна".
После реальных терактов в Москве активность "телефонных террористов" увеличилась в 10 раз. "Наибольшее количество сообщений об угрозе террористического акта - 3 тысячи 959 - поступало в службу "02" в 2003 году. Около 60% составили звонки о заложенных взрывных устройствах в школах. Звонили учащиеся, которые не хотели экзамены сдавать или сочинения писать. Начиная с 2005 года, количество сообщений постоянно уменьшается, однако негативные события, происходящие в обществе, влекут непродолжительное увеличение количества подобных сигналов", - считает замначальника ГУВД Москвы Аркадий Гостев.
Он отметил, что после взрывов в московском метро 29 марта 2010 года количество ложных звонков о террористической выросло в 10 раз. Так с 29 по 31 марта 2010 года в милицию поступило 24 таких сообщения. "В такой же пропорциональной зависимости находится количество сообщений, поступающих от бдительных граждан о подозрительных предметах. Чаще всего, это бесхозные пакеты и коробки, как правило, с мусором", - отметил Гостев. Если в 2009 году в ГУВД поступило 5 тысяч 950 таких звонков, то в 2010 году это количество выросло до 8 тысяч 593, когда произошёл всплеск сообщений после взрывов в метро.
На днях управление "К" полиции по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий) объявило, что его сотрудники подключились к расследованию уголовных дел об электронных письмах с угрозами взрывов, которые в последние недели получают многие вузы страны.
Замначальника управления организации дознания ГУВД Москвы Сергей Дементьев отметил, что за два месяца текущего года возбуждено 60 уголовных дел по факту заведомо ложного сообщения об актах терроризма. За аналогичный период прошлого года было возбуждено 34 таких дела.
Чаще всего судьи наказывают виновных в лжетерроризме денежным штрафом, размер которого может достигать 200 тысяч рублей, в соответствии со статьей 207 Уголовного кодекса России. По мнению Сергея Дементьева, денежный штраф - это наиболее действенная мера наказания.