Нижегородская область на сегодняшний день приобрела известность пыточной столицы России, – заявил 21 марта в ходе расширенного совещания при губернаторе Нижегородской области по правам человека и развитию институтов гражданского общества по теме: «Создание механизмов по урегулированию споров, связанных с соблюдением Положений Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод на территории региона» руководитель МРОО «Комитет против пыток» Игорь Каляпин.
По его словам, компетентные правоохранительные органы зачастую проявляют некомпетентность в расследовании случаев нарушения прав и свобод человека.
«Большее число жалоб, направляемых в Европейский суд по правам человека против России, вызваны не тем, что право Российской Федерации недостаточно защищает права человека. Большинство нарушений Конвенции, установленных Европейским судом в решениях против России, безусловно, является нарушением российских национальных законов. Исчерпав средства защиты нарушенного права в России, заявители вынуждены обращаться в Европейский суд», – добавил Игорь Каляпин.
В статистике, представленной Каляпиным, говорится о том, что жители Нижегородской неоднократно обращались в Европейский суд по правам человека.
Так, в октябре 2007 года Европейский суд по правам человека присудил жителю Нижегородской области компенсацию за содержание в переполненном СИЗО. В 2000 году Николай Бабушкин, который подозревался в разбое, провел под арестом в Нижегородском СИЗО несколько месяцев. После выхода на свободу он обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение ч.3 Европейской конвенции прав человека на бесчеловечные условия содержания в следственном изоляторе. Суд присудил Бабушкину компенсацию в размере 2500 евро.
В конце ноября 1999 года Ольга Маслова была приглашена в районную прокуратуру для дачи показаний в качестве свидетеля по делу об убийстве. В совершении убийства подозревался Федор Налбандов, позже обвинения с него были сняты. Двое оперуполномоченных отдела пытались добиться от девушки нужных показаний сначала с помощью психологического давления, позже один из стражей порядка, закрывшись в кабинете, начал избивать и насиловать девушку. По данным правозащитников, несколько человек истязали Маслову около трех часов: били в живот, надевали на голову противогаз и перекрывали доступ воздуха. В итоге потерпевшая все же подписала необходимые документы. В дальнейшем в издевательствах над девушкой приняли участие несколько сотрудников районной прокуратуры. Как утверждают правозащитники, Маслову выпустили из здания райпрокуратуры лишь поздно вечером. Она в шоковом состоянии пришла к своему знакомому, который отвез ее в больницу. На следующий день той же прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту причинения девушке тяжких телесных повреждений Страсбургский суд в 2008 году удовлетворил первую жалобу Масловой на нарушение Европейской Конвенции прав человека Россией в части непроведения эффективного расследования преступления, совершенного в отношении нее. Суд обязал РФ устранить нарушения и выплатить
Масловой компенсацию морального вреда в размере 70 тысяч евро.
В январе 2009 года Московский райсуд Нижнего Новгорода удовлетворил иск прокурора о взыскании с бывших милиционеров 8,5 млн. рублей в бюджет РФ по «делу Михеева».
В ноябре 2005 году Ленинский райсуд Нижнего Новгорода приговорил бывших сотрудников районного УВД Игоря Сомова и Николая Костерина к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима по ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) за избиение своего коллеги – инспектора ГИБДД Алексея Михеева. Европейский суд по правам человека обязал Российскую Федерацию выплатить Михееву компенсацию в размере 250 тысяч евро за нарушение его прав, предусмотренных ст. 3 и 13 Конвенции прав человека (о запрете пыток и эффективном их расследовании).
В июне 2009 года Советский райсуд Нижнего Новгорода обязал Минфин РФ выплатить нижегородцу 100 тысяч рублей компенсации за неудобства во время пребывания в СИЗО. Об этом НИА «Нижний Новгород» сообщили в правозащитной организации Комитет против пыток.
В октябре 2008 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал нарушение Российской Федерацией в отношенииБузычкина статей 3, 13 Европейской конвенции по правам человека (жестокое обращение и непредоставление эффективных способов защиты прав), во время нахождения того в Следственном изоляторе 52/1, которое выразилось в тяжелых условиях содержания. В своем решении Европейский суд по правам человека не присудил Виктору Бузычкину никакой денежной компенсации ввиду того, что последний не заявлял в своей жалобе в Европейский суд финансовых требований.