Разброд и шатания в новообразованной партии «Справедливая Россия» начались практически сразу же после её объединительного съезда. Решения, принятые в Москве, к удивлению многих не стали догмой для регионов. Громогласные «ура», единодушие по всем вопросам, казавшиеся нормой на учредительном съезде «Справедливой России», отозвались тихим, но в то же время принципиальным недовольством местных отделений партий «Родины» и «Пенсионеров».
Сейчас, даже по прошествии семи месяцев с момента появления эсеров, можно считать, что объединение трех партий ещё до конца не завершено. Постоянно появляются сообщения о новых очагах конфликта между руководством «Справедливой России» и членами её региональных отделений. Оказалось, что многие не спешат расставаться с властью и амбициями ради работы под новым мироновским брендом.
Это проявилось уже на мартовских выборах в местные законодательные собрания. В ходе предвыборной кампании в некоторых областях (в частности, Томской, Тюменской, Псковской и др.) в региональных организациях эсеров отмечались горячие конфликты между бывшими представителями «Родины», РПЖ и РПП при распределении руководящих постов и мест в списках.
Конфликт, возникший в ходе дележа портфелей, значительно сократил ряды партии – многие из членов «Справедливой России» нашли себе места потеплее. Так, движение «Патриоты России» пополнилось «пенсионерами» из псковской и московской областей, а также представителями питерского отделения «Родины». Новобранцами была обрадована и «Народная воля», в которую влились члены РПЖ Коми. В Мурманской области часть бывших членов РПП перешли в «Демократическую партию России».
И этот процесс далеко не закончен. Вопрос: «А по пути ли нам с Мироновым?» вовсю обсуждается во многих региональных отделениях эсеров, прежде числившихся за «Родиной» и «Партией пенсионеров».
Не ушедшие на пенсию
Особую принципиальность проявили «Пенсионеры». Многие из них отказались менять идеологическую направленность партии и приняли решение продолжать отстаивать интересы избирателей под своим именем.
Показательны примеры Нижегородской и Мурманской областей. В обоих регионах на базе местных отделений РПП были созданы новые общественные организации, вступившие в борьбу с эсерами.
16 февраля 2007 года на конференции Нижегородского регионального отделения «Пенсионеров» 13 её местных отделений отказались объединяться с «Родиной» и РПЖ в единую партию. Во главе с лидером областной РПП Романом Антоновым они создали общественную организацию «Российские пенсионеры», отобрав у эсеров значительный кусок электората.
Раскол в рядах нижегородских «пенсионеров» дорого обошёлся Миронову. По общему мнению, это было одно из самых мощных отделений партии на территории России. Там, например, существует самая крупная в стране фракция РПП в представительном органе власти – 9 человек. На чью сторону встанут эти депутаты, ещё не до конца ясно. Возможно, они примкнут к единороссам. По крайней мере, «Российские пенсионеры» уже объявили о готовности сотрудничать с партией власти.
Список членов «Единой России» может расшириться и в Мурманске. Образованное на осколках местного РПП движение «Пенсионеры Мурмана» видит потенциал именно в сотрудничестве с Грызловым.
Напомним, что 5 февраля 2007 года мурманское отделение «Партии пенсионеров» приняло решения выйти из «Справедливой России». Лидер отделения Римма Куруч обвинила нынешних лидеров эсеров в сговоре, в результате которого местное отделение «пенсионеров», имевшее в области высокий политический рейтинг, было фактически отстранено от участия в региональных выборах.
Не нужно глубоко копать, чтобы понять причины недовольства в РПП. Избранная центром тактика объединения в регионах была далека от равноправия: в большинстве случаев местные отделения создавались на базе отделений «Родины», как наиболее мощных и организованных, а члены партий «Пенсионеров» и «Жизни» лишь примыкали к ним. Вполне разумная с точки зрения Москвы логика оказалась совсем неприемлемой для регионов: лишаться насиженных мест у кормушки, не имея гарантий, что получишь новые, никому не хотелось.
Ответ «Родины»
Партия «Родина» – важная составляющая «Справедливой России». К моменту начала объединительного съезда именно она обладала самым серьёзным политическим авторитетом, имела фракцию в парламенте и стабильный, идеологически выдержанный электорат. И даже процесс постепенного обезглавливания партии на регионах мало отразился – местные отделения «Родины», созданные по всей России, продолжали исправно работать.
Не трудно себе представить, что курс на сближение с Мироновым пришёлся по вкусу, мягко говоря, не всем. Местные лидеры партии, пользующиеся большим авторитетом, были вынуждены подчиниться решениям нового московского руководства, которое они толком даже не знали. Начался массовый исход. Кто-то посчитал, что может начать самостоятельную политическую карьеру, а кто-то пошёл за прежними лидерами «Родины».
В июне в Воронеже разразился политический скандал. Участники внеочередной конференции местного отделения «Справедливой России» проголосовали за выход из партии, самороспуск отделения и переход в партию «Великая Россия».
Конфликт в Воронеже, приведший к фактическому двоевластию в партии, начался ещё в декабре 2006 года. Вершиной противостояния стало решение Москвы назначить руководителем воронежской «Справедливой России» своего человека – некогда депутата Госдумы от ЛДПР Олега Финько. Это вызвало всплеск протестов в рядах эсеров, недовольных кандидатурой нового лидера-чужака. Итог – «Справедливая Россия» не досчитается 3 тысяч своих членов, представлявших 20 отделений партии.
На месяц ранее о своём уходе из состава «Справедливой России» объявила и челябинская «Родина». Сославшись на «неразбериху в идеологии новой партии», которая из социал-демократической и патриотической трансформировалась в «заискивание перед властью», она приняла решение присоединиться всё к той же «Великой России». Которая может и здесь пополниться как минимум тремя тысячами сторонников из местных отделений «Справедливой России» в Челябинске, Магнитогорске и прочих городах Урала.
Есть все основания полагать, что воронежский и челябинский прецеденты послужат примером для многих других регионов.
Большая проблема
Сейчас «Справедливая Россия» столкнулась с проблемой, которая в будущем может отодвинуть на второй план даже сложности с региональным партстроительством. Появилась информация, что при ряде обстоятельств могут возникнуть основания считать объединительный съезд «Справедливой России» незаконным.
Речь о рассматриваемом в Тверском суде города Москвы деле Михаила Делягина. Известный политолог и один из бывших лидеров «Родины» считает, что был исключён из её рядов незаконно. Оспаривая решение партийного руководства, он подал иск в суд, предоставив Фемиде подтверждающие его позицию факты.
Пикантность всей этой ситуации в том, что из «Родины» Делягин был исключён практически перед самым началом запуска в жизнь проекта «Справедливая Россия». По мнению истца, будь он в это время ещё у руля партии, процесс интеграции с Мироновым мог вообще не начаться – и «Родина» сохранилась бы в своём первоначальном виде. По крайней мере, считает Делягин, у него нашлись бы аргументы против объединения.
Так бы это было или нет, сказать трудно – участия в учредительном съезде Михаил Делягин не принимал. И сейчас, признай суд факт его незаконного исключения из «Родины», может появиться масса трудноразрешимых вопросов. Если процесс вхождения партии в состав «Справедливой России» производился без учёта мнения одного из её руководителей, то можно ли считать объединение законным?
Что будет со «Справедливой Россией» в случае развития ситуации по такому сценарию, можно себе представить. Формально её действия с момента создания окажутся нелегитимными, а все последующие действия незаконными.
Александр Газов